Урок математики в 5-м классе с использованием интерактивных средств обучения

Разделы: Математика


Цели:

Обучающая: учащиеся должны:

  • знать: понятия геометрические фигуры, геометрические тела, многогранники, ребра, вершины, грани, параллелепипед, объем параллелепипеда, развертки;
  • уметь: находить объем параллелепипеда, сворачивать из развертки многогранник, определять его вид, подсчитывать количество вершин, граней, ребер, строить развертки пространственных тел.

Развивающая: развивать внимание, пространственное мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, толерантность при работе в группах, формировать интерес к предмету при помощи интересного геометрического и наглядного материала.

Тип: Комбинированный урок

Оборудование: тетради, учебник “Математика 5” под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, оценочные листы, задания с использованием интерактивной доски, развертки геометрических тел, клей, ножницы, карандаши, карточки с дополнительными заданиями, мягкая игрушка, презентация для интерактивной доски, разработанная в программе SMART Notebook.

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся распределены на группы по 3 человека.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас заключительный урок по теме “Многогранники”. Цель нашего урока:

  1. Повторить тему “Многогранники, объемы многогранников”
  2. Познакомиться с понятием развертка.
  3. Создать модели геометрических тел, используя готовые развертки. (Слайд 1)

Кроме того, впереди вас ждут интересные и творческие задания.

Итак, какова тема нашего урока? (“Развертки”) Ученики записывают дату, тему урока) Каждый этап урока будет оцениваться. Для этого нам нужны оценочные листы. (Слайд 2) (Учащиеся вписывают фамилию, имя)

Слайд 1

Слайд 2

На доске записаны критерии оценивания:

1 этап 2, 3 этап Дополнительные задания
3 балла – ответил на 5 и более вопросов.

2 балла – ответил на 3–4 вопроса

1 балл – ответил на 1–2 вопроса

3 балла – работал активно, аккуратно, высказывал свои идеи.

2 балла – работал вместе с группой, но не очень активно.

1 балл – выполнил работу неаккуратно, не довел до конца.

1 балл за каждое задание

2. Актуализация знаний

А сейчас повторим то, что мы изучили на прошлых уроках. (Задания на слайдах. Идет фронтальный, индивидуальный опрос, устная или непосредственная работа с интерактивной доской).

Слайд 3: разделить все изображенные объекты на две группы (перетаскивание объектов)

Слайд 4: Как называется многогранник, изображенный на рисунке, назовите его вершины, ребра, грани, найдите объем многогранника.

Слайд 5: Как называются многогранники? Найти объем параллелепипеда. Чему равна сторона куба, если его объем равен 8 дм3?

3. Изучение нового материала (в форме беседы)

Слайд 6: А теперь посмотрите внимательно на рисунок. Что здесь изображено? (Ответы детей: куб, развертка куба.)

Как вы можете объяснить, что такое развертка? (Дети высказывают свое мнение.)

А как можно из развертки сделать многогранник? (Согнуть по линиям сгиба, оставить полоски для склеивания, склеить многогранник.)

4. Закрепление изученного материала

Устно выполнить задания по учебнику: № 1182, 1183. Учащиеся читают задание, дается время на обдумывание, затем на интерактивной доске ребята показывают решение.

Слайд 7: Почему данные фигуры не могут быть развертками куба? (На интерактивной доске при помощи маркера учащиеся зачеркивают лишние грани или достраивают недостающие.)

Слайд 8: Определите, какая грань является верхней, если закрашенная грань – нижняя.

Слайд 9: Соедините линией каждую развертку с соответствующим многогранником

А сейчас подведем итоги первого этапа. (В соответствии с критериями учащиеся выставляют баллы за 1 этап.)

5. Домашнее задание

Прежде чем мы будем работать самостоятельно, давайте запишем домашнее задание. (Прочитать в учебнике и разобрать.)

Слайд 10.

6. Самостоятельная работа в группах

2 этап. Каждая группа получает развертку многогранника. Сейчас мы внимательно посмотрим, как из ваших разверток получить геометрическое тело. Вам необходимо склеить, можно красочно раскрасить геометрическое тело.

Слайд 11: Идет демонстрация сборки многогранника. Учащиеся выполняют задание, при необходимости повторно просматривают на интерактивной доске процесс сборки многогранника. Группа, которая справилась с заданием быстрее всех, получает дополнительное задание на карточке, оценивающееся в 1 балл.

Проходит демонстрация полученных многогранников.

А сейчас подведем итоги второго этапа. (В соответствии с критериями учащиеся выставляют баллы за 2 этап).

3 этап. А сейчас, как я и обещала, вам предстоит выполнить творческое задание.

Слайд 12: Прочитать стихотворение Генриха Сапгира. (Задание скрыто “шторкой”)

Какой вам видится душа геометрических тел, их характер? Напишите рассказ, сделайте рисунки.

Проходит демонстрация творческих работ учащихся. А сейчас подведем итоги третьего этапа. (В соответствии с критериями учащиеся выставляют баллы за 3 этап.)

7. Итоги урока. Рефлексия

Подсчитать баллы, выставить отметки в соответствии с таблицей: “Критерии оценивания”. Отметка “3” выставляется по желанию.

“5” 8 и более баллов
“4” 5–7 баллов
“3” 3–4 балла

Слайд 13.

Давайте подведем итог урока. Встать в круг. Ответить на вопросы на слайде, передавая мягкую игрушку по кругу.
Спасибо за урок.

Библиографический список:

  1. Бунимович Е.А., Краснянская К.А., Кузнецова Л. В. И др. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. – М. Просвещение, 2008.
  2. Кокорева Л. Уроки практической геометрии. Газета “Математика. ПС”, № 21, 2005.
  3. Математика: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин С.Б. Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – М. : Просвещение, 2006.
  4. Ходеева Т. Свойства многогранников. Газета “Математика. ПС”, № 11, 2002.