Полтавская битва

Разделы: История и обществознание


“Непобедимые господа шведы скоро хребет свой
показали, и от наших войск вся неприятельская
армия весьма опрокинута”.
Петр I

Цели урока:

  1. Выяснить причины победы русской армии под Полтавой и раскрыть значение Полтавской битвы как переломной в ходе Северной войны.
  2. Познакомить обучающихся с выдающимися памятниками русской культуры, посвященными победе под Полтавой.
  3. Продолжить развивать умение анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи.
  4. Способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому страны.

Ход урока

I. Битва у деревни Лесной.
II. Полтавское сражение.
III. Значение Полтавской битвы для Северной войны.
IV. Отражение Полтавской битвы в произведениях русской литературы и искусства.

Новый материал необходимо связать с изученным ранее:

  1. Назвать причины Северной войны.
  2. Какие страны были союзниками России и как они проявили себя в ходе войны?
  3. Где произошло первое сражение русской армии со шведами и чем оно закончилось?
  4. Какие дальнейшие действия были предприняты Петром I?
  5. Когда и где были одержаны первые победы в Северной войне?

I. Битва у деревни Лесной

28 сентября 1708 г. произошло крупное сражение Северной войны, в котором русские войска (12 тысяч человек) разгромили 16-тысячный корпус шведского военачальника А. Левенгаупта. Это поражение стало роковым для шведской стороны. Они потеряли 9 тысяч убитыми и ранеными, а самое главное – обоз. Шведский король Карл XII остался без резервов и боеприпасов. Соединение сил Карла XII и Левенгаупта, на которое рассчитывал шведский король, не состоялось.

Впоследствии Петр I назвал битву при Лесной “матерью Полтавской баталии”. (После изучения сражения под Полтавой следует вернуться к высказыванию Петра I и попросить обучающихся объяснить его смысл/)

II. Полтавское сражение - 27 июня 1709 г.

В основе объяснения - схема Полтавской битвы (крупным планом на экране).

Генеральное сражение – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX вв. исход войны, кампании или создававшее коренной перелом в ходе военных действий на суше или на море. (Определение записывается в тетрадь.)

Обучающимся предлагаются вопросы, направленные на анализ схемы:

  1. Что из себя представляла местность сражения?
  2. Как был укреплен русский лагерь? Как были расположены русские войска?

Редуты – насыпные земляные укрепления (определение записывается в тетрадь).

Предлагаем школьникам рассмотреть расположение редутов. Фронтально расположено 6 редутов, им перпендикулярна фланговая линия из 4 редутов. Редуты должны были раздробить боевой строй шведов. В том случае. Если шведы приблизятся к укрепленному лагерю русских, их встретит огонь орудий.

3. Как были расположены войска шведов?
4. Что мешало шведам наносить удары с флангов?

Акцентируем внимание обучающихся на обращении Петра I к армии перед битвой:

“Воины! Вот пришел час, который решить должен судьбу отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за отечество...не должно вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали...”

Карл XII пообещал своим изголодавшимся солдатам устроить пир в русском лагере.

Вопрос: Могло ли содержание речи Петра I и Карла XII повлиять на исход сражения?

Учитель, используя схему, излагает ход битвы. Затем предлагается обучающимся определить причины победы русской армии (совместное обсуждение и запись в тетрадь).

  1. Тщательная подготовка русской армии к бою.
  2. Храбрость и самоотверженность воинов.
  3. Превосходство русской артиллерии.
  4. Полководческое искусство Петра I и его сподвижников, которое выразилось в умелом перекрытии вероятных путей отступления противника, глубине боевого порядка в две линии, фортификационном новшестве – редутах.

III. Значение Полтавской битвы для Северной войны

  1. Была освобождена территория России от захватчиков.
  2. Закреплена победа на берегах Балтийского моря, изменен весь ход Северной войны.
  3. Был восстановлен союз России, Дании, Польши и примкнувшей к ним Пруссии против Швеции.

Уместно привести слова советника французского короля Людовика XIV герцога Сен-Симона. Он писал: “1709 год принес полное изменение положения на севере, упадок, если не сказать уничтожение, Швеции, которая так часто приводила в трепет весь север и не раз заставляла дрожать Империю и Австрийский дом, и необычное возвышение другой державы, доселе известной лишь по названию и никогда не влиявшей на другие страны, за исключением ближайших соседей”.

Награды: все участники битвы получили памятные медали, на лицевой стороне изображен Петр I, а на оборотной - сражающаяся пехота на фоне Полтавы с надписью “За Полтавскую баталию”.

IV. Отражение Полтавской битвы в произведениях русской литературы и искусства

Одним из великих произведений А.С. Пушкина является поэма “Полтава”. Она написана в 1828 г., а опубликована в 1829 г. к 120-летию Полтавской битвы. Заранее подготовившийся ученик выразительно читает отрывок из поэмы.

Другое великое произведение, посвященной Полтавской битве – это мозаичная картина М.В. Ломоносова с одноименным названием. Выполнена из разноцветных кубиков смальты. На ее создание ушло несколько лет – с 1761 по 1764 г.

Словарная работа

Мозаика – вид искусства. Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, пластмассы, раковин и др.).

Смальта – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни различных цветов и оттенков.

“Полтавская битва”, созданная М.В. Ломоносовым - самое выдающееся произведение русского мозаичного искусства. В 2011 г. наша страна и весь мир будут отмечать 300-летие со дня рождения гениального ученого.

Тот факт, что Полтавской битве посвятили свои произведения великий поэт А.С. Пушкин и гениальный ученый М.В. Ломоносов еще раз подчеркивает ее значимость.

Домашнее задание:

  1. Нарисовать схему Полтавской битвы
  2. Обдумать историческую задачу (раздаются карточки с текстом).

Историческая задача: “Когда в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил у Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: “Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву”. О чем предупреждал Наполеона русский генерал?