Роль и место темы в курсе. Преподавание ведется по программе и учебнику “Природоведение” А.А. Плешаков и Н.И. Сонин, который входит в цикл пособий по географическому образованию для основной школы.Учебник допущен Министерством образования РФ. Тема “Краснокнижные растения Бийского района” входит в раздел – “Жизнь на Земле”.
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках. Изучение раздела “Жизнь на Земле” начинается со знакомства как развивалась жизнь на Земле. На уроке тема: “Жизнь под угрозой” на мой взгляд необходимо осветить вопрос, связанный с редкими и исчезающими растениями, поэтому считаю, необходимым сделать изучение данной темы в рамках регионального компонента. Ввести учащихся в проблему “Жизнь под угрозой” через знакомство их с краснокнижными растениями Бийского района.
Вопросы, изучаемых в данной теме. В предыдущих курсах естествознания в начальной школе, учащиеся уже получили первичные знания о растениях. Новыми ключевыми понятиями являются:
Краснокнижные растения,
Красная книга Алтайского края,
Красная книга России,
Красная книга Бийского района,
Проблема – “Жизнь под угрозой”.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных программных средств.
Предлагаемая презентация составлена на основе
авторских фотографий.
Программные средства: Microsoft Power Point
Photoshop SC2
Программные средства позволяют подготовить
авторский иллюстративный материал; материал для
проведения учебного задания.
Средства обучения. Компьютер, мультимедийный проектор.
Ожидаемые результаты обучения. После изучения данной темы учащиеся должны:
- Применять для решения учебных задач понятие: краснокнижные растения, Красная книга;
- Приводить примеры краснокнижных растений Бийского района;
- Различать, узнавать и называть отдельные краснокнижные растения по изображению;
- Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих растений в Алтайском регионе, стране;
- Объяснять важность “Жизнь под угрозой” в нашем регионе для его жителей;
- Для решения учебных задач знать применение отдельных краснокнижных растений;
- Читать картосхемы распространения краснокнижных растений Алтайского края.
Образовательные цели урока “Краснокнижные растения Бийского района”:
Создание условий для знакомства с понятием –
“краснокнижные растения”, как дикорастущими
растениями;
Создание условий для знакомства с историей
появления “Красных книг” в мире, стране,
регионе;
Ознакомление учащихся с краснокнижными
растениями Бийского района;
Ввести в проблему – “Жизнь под угрозой”, через
знакомство с причинами, угрожающими
распространению видов растений.
Развивающие цели урока “Красная книга Бийского района”:
Развивать умения работать с информацией
(наглядной, текстовой, картографической);
Развивать умения анализировать, обобщать,
систематизировать, представлять полученную
информацию в различных формах;
Создание условий для развития исследовательских
навыков;
Создание условий для самообразования,
саморазвития.
Воспитательные цели урока “Краснокнижные растения Бийского района”:
Создание условий для воспитания чувства
сопричастности, личной ответственности за
происходящее в регионе;
Создание условий для воспитания любви и уважения
к живой природе своего района;
Создание условий для эстетического развития.
Используемая литература.
- Еленевский А.Г. и др. Ботаника высших или наземных растений.-М.,2000.
- Ревякина Н.В. Флора Алтайского края.-Барнаул, 1996.
- Красная книга Российской Федерации.-Балашиха:Изд-во Астрель,2001.-863 с.
- Красная книга Алтайского края.-Барнаул, 1998.
- Красная книга Бийского района.-Новосибирск,2000.
- Лежнев Г.И. Зеленая анкета,2002.
- Ревякин В.С. География Алтайского края, 2004.
Этапы, методы, приемы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент 1 мин. Слайд 1, 2 (Приложение 1) Видеофильм – растительность Бийского района (3 мин.) 1. Мотивационно-целевой А) фронтальная беседа с элементами дисскусии Слайд 3 |
Приветствие, проверка посещаемости,
запись числа и темы урока на доске. Диалог с учащимися о: разнообразии дикорастущих растений, приспособлении растений к различным условиям, использовании растений человеком. Учитель предлагает слайд с изображением лугового растительного сообщества, создавая условия для диалога. Читает стихотворение: Нам жить в одной семье, |
Тема: “Краснакнижные растения Бийского
района”. Учащиеся приводят примеры дикорастущих растений. Отмечают тот факт, что растения приспосабливаются к условиям обитания. Говорят о том, что человек использует дикорастущие растения. Учащиеся, обсуждая иллюстрацию, предложенную учителем, предлагают тему урока, отмечая необходимость рассмотреть краснокнижные растения своего района. Тема: Краснокнижные растения Бийского района |
Б) определение темы урока Слайд 4 |
Учитель предлагает вопросы, представленные на слайде. Создает условия для диалога. Что вы знаете о краснокнижных растениях? Почему отдельную группы растений так назвали? Какие растения нашего района вы знаете? Можете ли вы начать заготавливать исчезающие растения? Что вам для этого надо знать? Где можно взять информацию о краснокнижних растеиях? | Учащиеся отвечают на вопросы, дополняют
друг друга. Определяют для себя, нужны ли им
знания о редких и исчезающих растениях.
Проявляют личную значимость знания. Предлагают источники знаний. |
Б) целеполагание Слайд 5, 6 |
Учитель, показывает слайды с изображением адониса весеннего, создавая условия для обсуждения, организует диалог с учащимися. Знаете ли вы это растение? Где вы его видели? Как вы думаете, где было сфотографировано это растение? Вблизи города? Опишите его. Какие прилагательные можно подобрать к этому растению? Учитель предлагает к обсуждению вопросы. Что о редких и исчезающих растениях нам надо знать? Зачем нам эти знания? Что вы знаете о Красной книге? Что о Красной книге вы хотели бы узнать? |
Учащиеся рассматривают изображение Адониса весеннего, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы, а также задавая их сами. Описывают растение, приводят прилагательные. Исходя из опыта изучения темы “Жизнь на земле”, предлагают рассмотреть растения нашего района. Учащиеся отвечают на вопросы. Определяют для себя, нужны ли им знания о редких и исчезающих растениях. Проявляют личную значимость знания. Планируют, выбирают источники знаний. |
2.Организационно-деятельностный Слайд № 7, 8, 9, 10, 11 “Красная книга” Слайд 12–30 Слайд 31 |
Работа с новыми понятиями. Учитель через выявление субъективного опыта учащихся знакомит их с понятиями: “краснокнижные растения”, “Красная книга”. Используя гиперссылки, рассказывает учащимся об истории создания “Красной книги России”, “Красной книги Алтайского края”. Через обсуждение учитель создает условия для выявления причин, ограничивающих ареал распространения видов растений. Знакомит учащихся со статусом, вводит в проблему – “Жизнь под угрозой” растительного мира нашего региона. Предлагает обсудить в парах личный вклад в сохранение биоразнообразия растительного мира нашего региона. Работа с наглядным изображением. Через наглядные изображения учитель знакомит учащихся с отдельными краснокнижными растениями Бийского района, условиями их произрастания и распространения (используя гиперссылки). Работа с картосхемой. Учитель создает условия для развития умения работы с картосхемой. Предлагает учащимся слайд с картосхемой – “Редкие и исчезающие растения Алтайского края”. |
Учащиеся участвуют в диалоге. Выделяют причины, ограничивающие ареал распространения видов растений, опираясь на имеющийся у них субъективный опыт. Сверяют и корректируют свои знания. Делают записи в тетради. Обсуждая в парах, предлагают личный вклад в сохранение биоразнообразия растительного мира нашего региона, т.е. создают новую информацию. Учащиеся через наглядные изображения, знакомятся с отдельными краснокнижными растениями Бийского района. Заносят их названия в тетрадь. Знакомятся с картосхемой, изображенной на слайде, – как источником информации. Анализируют информацию и трансформируют ее из одной формы в другую. |
3. Рефлексивно-оценочный Слайд 32–34 |
Учитель показывает слайд “Угадай растение” и предлагает пояснить учащихся, как с ним работать. Гиперссылки позволяют убедиться в правильности ответа, а также восполнить пробелы и расширить информацию о растении. В процессе работы учитель предлагает дополнительные вопросы. Что вы знаете об этом краснокнижном растении? | В классе находятся учащиеся, которые успешно называют растения, опираясь на записи в тетради, делятся своими знаниями с одноклассниками. Высказывают мнения о необходимости знаний и умений, полученных на уроке. Отмечают свои впечатления о наглядных изображениях растений. |
Задание на дом Слайд 35-36 Домашнее задание Слайд 37 |
Учитель предлагает ученикам задать
задание на дом. Слушает предложения учащихся.
Показывает слайд с домашним заданием. Предлагает
его прокомментировать, оказывает помощь. Стр. 170–173 творческое задание на создание листовки с призывом к населению села “Береги растения Бийского района”. |
Учащиеся предлагают варианты домашнего задания, предлагают источники знаний. Комментируют совместный вариант домашнего задания. |