Цели:
- Образовательная – продолжить формирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики князя Дмитрия; выявить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость победы; на примере Сергия Радонежского показать роль православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле; показать роль нашего края в истории страны.
- Развивающая – формировать умение работы с историческим документом, картой, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
- Воспитательная – воспитание патриотизма, гражданской гордости, показать роль личности в истории на примере героев Куликовского сражения.
Тип – комбинированный.
Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, компьютерная презентация, отрывки из документов “Сказание о Мамаевом побоище”, толковый словарь, раздаточный материал, памятные медали, учебник.
Текст урока | Работа учащихся на уроке | Слайд презентации |
Тема нашего сегодняшнего урока – “Куликовская битва”.
Она произошла 8 сентября 1380 года и была первым серьезным испытанием
для объединяющейся Руси. Русское войско под предводительством князя
Дмитрия Ивановича одержало победу над монгольскими полчищами Мамая.
Эти строки Евгения Евтушенко выражают то огромное значение, которое оказала битва на дальнейший ход русской истории и которое предстоит определить вам. Но наша главная задача сегодня на уроке – Определить, что позволило Дмитрию Донскому одержать убедительную победу на Куликовом поле? А для этого давайте вспомним предшествующие события. – Когда монголо-татары вторглись в пределы Русского государства?
(1237 г.) – Что изменилось на Руси к 14 веку? (Развивалось ремесло и
торговля – мед, воск, меха, осваивались новые земли, совершенствовалось
земледелие – унавоживание почвы, трехполье, строятся города и монастыри
– центры обороны, хозяйства.) План рассказа о битве:
23 июля в Москву примчался гонец с вестью о том, что Мамай выступает в поход на Русь. Тотчас ко всем русским князьям, а также в Новгород и Псков поскакали гонцы с призывом высылать отряды на помощь великому князю Дмитрию Ивановичу. Перед вами отрывок из “Сказания о Мамаевом побоище” 1-й вариант: – На основе документа определите цели похода Мамая на Русь. 2-й вариант: – Каковы действия князя Дмитрия в преддверии битвы с Мамаем? – Что означает слово “игумен”? И у толпы притихшей на глазах – Какова роль Сергия Радонежского в разгроме врага? (придал характер битвы за веру, святой битвы, правой, вселил веру в победу) Нравственное возрождение народа, по словам Ключевского, самый драгоценный вклад Преподобного Сергия в живую душу народа. – Вспомнив документ, ответьте, какой город был назначен местом сбора
войск? – Зная это, предположите, зачем Дмитрий Иванович сделал такую петлю,
идя на бой. Рассказ учителя о расстановке войск: передовой, сторожевой, большой, правой руки, левой руки, резерв и засадный полки. – Почему так много сил поставил Дмитрий в центр поля? Тогда всю ночь выли волки. Вороны и орлы каркали и клекотали, ожидая
кровопролитного часа. И страшно было думать воинам о возможной смерти на
утро, но еще нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о “великой туге”
под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала
бесстрашие. – Как вы понимаете смысл слова “поединок”? Поединок – не просто единоборство двух воинов. По поверью, в поединке решалась судьба, т.е. суд Божий, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне Бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского – Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями, и упал замертво непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне, будто живой. Мужество Пересвета так описал Иван Савельев: Шумит ковыль, И начался бой и страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие. Монголы атаковали сторожевой полк. Вскоре сторожевой и передовой полки были уничтожены. Монголы атаковали большой полк. Но он стойко отражал атаки противника. И тогда монголо-татары направили свой удар на полки право и левой руки. Полк левой руки стал отступать к реке Непрядве, что угрожало русским полкам полным окружением, а засадный полк Дмитрия Боброка в это время ждал удобного момента… Вы видели, как в решающий момент атака засадного полка Дмитрия Боброка-Волынского обратили войска Мамая вспять. Цена, которую заплатили русичи за победу, исключительно высока. Автор “Задонщины” пишет: “Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские словно сенные стога у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла”. Неделю русские “стояли на костях”, погребая погибших. В память об этой победе спустя годы будет воздвигнут монумент на месте боя. – Подумайте, благодаря чему была одержана победа? Выделите 3 главные причины.
Современник Сергия Радонежского говорил: !В единстве сила Руси!” эти слова актуальны и в наши дни. Русь не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей”. – Каково, по-вашему, значение этой победы?
Современники прекрасно понимали, как значима эта битва для истории Руси, а потому уже в древности создали множество памятников в честь этой победы. Найдите на с. 93 учебника: 1-й вариант – литературные памятники, А теперь проверим, как запомнились рассмотренные нами сегодня
события. – Кто выполнил все задания правильно? – получите награду – памятные медали в честь Куликовской битвы. (Медали можно давать и в ходе урока за правильные ответы, а потом по их количеству выставлять оценки за урок.) Вы молодцы! Домашнее задание параграф 13, контурная карта с.5, задание 1,4,5. Как связана история битвы с историей нашего края? |
Тему и дату записываем в тетрадь.
Показ по карте на слайде.
Показ по карте на слайде.
Запись в тетрадь.
Рассказ учителя.
Работа с документом по вариантам.
Индивидуальное задание. Работа с толковым словарем. Рассказ учителя.
Разбор индивидуального задания. Рассказ учителя.
Опрос учащихся
Рассказ учителя.
Опрос учащихся.
Рассказ учителя. Опрос учащихся.
Рассказ учителя.
Просмотр мультипликационного ролика
Запись в тетрадь.
Запись в тетрадь.
Работа с учебником.
Учитель зачитывает текст, показывает подсказки, говорит правильный ответ. |
1
2
3
4
5
6
7
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 |