Куликовская битва

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • Образовательная – продолжить формирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики князя Дмитрия; выявить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость победы; на примере Сергия Радонежского показать роль православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле; показать роль нашего края в истории страны.
  • Развивающая – формировать умение работы с историческим документом, картой, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
  • Воспитательная – воспитание патриотизма, гражданской гордости, показать роль личности в истории на примере героев Куликовского сражения.

Тип – комбинированный.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, компьютерная презентация, отрывки из документов “Сказание о Мамаевом побоище”, толковый словарь, раздаточный материал, памятные медали, учебник.

Текст урока Работа учащихся на уроке Слайд презентации
Тема нашего сегодняшнего урока – “Куликовская битва”. Она произошла 8 сентября 1380 года и была первым серьезным испытанием для объединяющейся Руси. Русское войско под предводительством князя Дмитрия Ивановича одержало победу над монгольскими полчищами Мамая.

Невозможно быть русским,
Непрядву сочтя за ручей.
Не любя свой народ,
Не полюбишь ничей..

Эти строки Евгения Евтушенко выражают то огромное значение, которое оказала битва на дальнейший ход русской истории и которое предстоит определить вам. Но наша главная задача сегодня на уроке –

Определить, что позволило Дмитрию Донскому одержать убедительную победу на Куликовом поле?

А для этого давайте вспомним предшествующие события.

– Когда монголо-татары вторглись в пределы Русского государства? (1237 г.)
– Какие города оказали наибольшее сопротивление Батыю? (Рязань, Владимир, Козельск)

– Что изменилось на Руси к 14 веку? (Развивалось ремесло и торговля – мед, воск, меха, осваивались новые земли, совершенствовалось земледелие – унавоживание почвы, трехполье, строятся города и монастыри – центры обороны, хозяйства.)
– Почему именно Москва из всех городов стала центром собирания русских земель? (Выгодное географическое положение, разнообразие природных условий, удаленность от набегов, рост численности населения, торговые пути способствуют обогащению, превращение Москвы в духовный центр, умелая политика Ивана Калиты и Дмитрия Ивановича – расширение территории княжества, получение ярлыка на великое княжение, уничтожение Твери как соперника.)
– Когда Москва доказала свою возросшую силу? (В битве на реке Вожа.)
– Покажите на карте место битвы и назовите дату (1378 г.)
– Почему новое сражение было неизбежно? (Москва не платит дань, Мамай не смирился с поражением на Воже.)
– По какому плану вы бы рассказывали о новой битве?

План рассказа о битве:

  1. Дата
  2. Силы сторон
  3. Выбор места сражения
  4. Расстановка войск
  5. Ход сражения, герои
  6. Итоги сражения
  7. Историческое значение

23 июля в Москву примчался гонец с вестью о том, что Мамай выступает в поход на Русь. Тотчас ко всем русским князьям, а также в Новгород и Псков поскакали гонцы с призывом высылать отряды на помощь великому князю Дмитрию Ивановичу.

Перед вами отрывок из “Сказания о Мамаевом побоище”

1-й вариант:

– На основе документа определите цели похода Мамая на Русь.
– Какие строки древнерусского произведения подтверждают уверенность Мамая в победе?

2-й вариант:

– Каковы действия князя Дмитрия в преддверии битвы с Мамаем?
– пока остальные работают с документом, вы найдите значение слов “инок” и “игумен”.
Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему никогда не быть, но если выиграет – власть его укрепится на долгие годы. В ход пошло золото и серебро, давно копившееся в Орде. За большую плату была нанята генуэзская пехота.
Князь Дмитрий формирует большое войско. Как пишет летописец, ему удалось собрать небывалую для Руси того времени армию – около 150 тысяч. По сути, это было всенародное ополчение. 36 городов принимали участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи.
По древнему обычаю, князь поехал за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Свято-Троицкой Лавры (что в подмосковном городе Сергиев Посад)

– Что означает слово “игумен”?
– Каково толкование слова “инок”?

И у толпы притихшей на глазах
Встал Дмитрий перед игуменом на колени
И получил его благословенье:
– Иди! Да не коснется сердца страх!
Ты вернешься скоро!
И двух богатырей измерил взором.
Вот иноки – сподвижники тебе.
Иноки – богатыри Пересвет и Ослябя.

– Какова роль Сергия Радонежского в разгроме врага? (придал характер битвы за веру, святой битвы, правой, вселил веру в победу)

Нравственное возрождение народа, по словам Ключевского, самый драгоценный вклад Преподобного Сергия в живую душу народа.

– Вспомнив документ, ответьте, какой город был назначен местом сбора войск?
Новгородская летопись свидетельствует, что Дмитрий решил пройти через свои вотчины, миновал древнерусскую Коширу (на левом берегу Оки) и сделал остановку для ночлега и отдыха на песчаном берегу Оки.
Здесь, на Белых песках (где сейчас стоит наш Белопесоцкий монастырь), к нему присоединилась московская пешая рать, которую привел воевода Микула Вельяминов. Его род владел землями в районе ж/д станции Вельяминово. Эта остановка во всех отношениях была удобной: близость Оки и Кремиченки давала возможность утолить жажду и ратникам, и коням, к тому же в ночное время лошади могли вдоволь нащипаться травы на заливных лугах.
Для ратников места тоже были удобные – в окрестных оврагах, по берегам рек, в лесах для ночлега были хорошо скрытые места стоянок русского войска.
Следующая стоянка – в устье реки Лопасни. Здесь к воинству присоединился отряд двоюродного брата Дмитрия – князя Владимира Серпуховского и воеводы, боярина Дмитрия Боброка-Волынского, который во время сражения командовал засадным полком.
На карте желтая стрелка показывает движение литовского князя Ольгерда, который собирался выступить на стороне Мамая.

– Зная это, предположите, зачем Дмитрий Иванович сделал такую петлю, идя на бой.
– Дмитрий сам выбрал место для решающей битвы – Куликово поле.
– Почему он переправил войска через Дон?
– Чем удобно Куликово поле для русского воинства?
– Как использованы особенности местности?

Рассказ учителя о расстановке войск: передовой, сторожевой, большой, правой руки, левой руки, резерв и засадный полки.

– Почему так много сил поставил Дмитрий в центр поля?
– Как вы думаете, зачем Дмитрий Иванович поменялся доспехами с простым воином?

Тогда всю ночь выли волки. Вороны и орлы каркали и клекотали, ожидая кровопролитного часа. И страшно было думать воинам о возможной смерти на утро, но еще нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о “великой туге” под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие.
Рассеялся утренний туман 8 сентября 1380 года и увидели русичи перед собой несметные ордынские полчища.
Впереди разъезжал богатырь, взывая на поединок русского ратника.

– Как вы понимаете смысл слова “поединок”?

Поединок – не просто единоборство двух воинов. По поверью, в поединке решалась судьба, т.е. суд Божий, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне Бог.

И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского – Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями, и упал замертво непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне, будто живой. Мужество Пересвета так описал Иван Савельев:

Шумит ковыль,
Кровавясь под конем.
Твою мне чашу не испить, Победа, –
Зашлось, пронзенное копьем
Неистовое сердце Пересвета.
И не поднять в последний раз руки,
И лишь последним, уходящим взглядом
Он провожает Дмитрия полки,
Текущие по берегу Непрядвы…

И начался бой и страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие.

Монголы атаковали сторожевой полк. Вскоре сторожевой и передовой полки были уничтожены. Монголы атаковали большой полк. Но он стойко отражал атаки противника. И тогда монголо-татары направили свой удар на полки право и левой руки. Полк левой руки стал отступать к реке Непрядве, что угрожало русским полкам полным окружением, а засадный полк Дмитрия Боброка в это время ждал удобного момента…

Вы видели, как в решающий момент атака засадного полка Дмитрия Боброка-Волынского обратили войска Мамая вспять.

Цена, которую заплатили русичи за победу, исключительно высока. Автор “Задонщины” пишет:

“Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские словно сенные стога у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла”. Неделю русские “стояли на костях”, погребая погибших. В память об этой победе спустя годы будет воздвигнут монумент на месте боя.

– Подумайте, благодаря чему была одержана победа?

Выделите 3 главные причины.

  • Объединили силы.
  • Полководческий талант князя.
  • Мужество и героизм воинов.

Современник Сергия Радонежского говорил:

!В единстве сила Руси!” эти слова актуальны и в наши дни. Русь не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей”.

– Каково, по-вашему, значение этой победы?

  • крах монголо-татарских планов раздела Руси,
  • показала возможность победы над монголо-татарами,
  • усиление Московского княжества,
  • ослабление Золотой Орды.

Современники прекрасно понимали, как значима эта битва для истории Руси, а потому уже в древности создали множество памятников в честь этой победы.

Найдите на с. 93 учебника:

1-й вариант – литературные памятники,
2-й вариант – архитектурные памятники, посвященные битве.

А теперь проверим, как запомнились рассмотренные нами сегодня события.
Соотнесите текст с характеристикой личности и имя человека, о котором идет речь.

– Кто выполнил все задания правильно? – получите награду – памятные медали в честь Куликовской битвы. (Медали можно давать и в ходе урока за правильные ответы, а потом по их количеству выставлять оценки за урок.)

Вы молодцы!

Домашнее задание параграф 13, контурная карта с.5, задание 1,4,5. Как связана история битвы с историей нашего края?

Тему и дату записываем в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ по карте на слайде.

 

 

 

 

 

Показ по карте на слайде.

 

Запись в тетрадь.

 

 

 

 

Рассказ учителя.

 

 

Работа с документом по вариантам.

 

Индивидуальное задание. Работа с толковым словарем.

Рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

Разбор индивидуального задания.

Рассказ учителя.

 

 

 

Опрос учащихся

 

 

Рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрос учащихся.

 

 

Рассказ учителя.

Опрос учащихся.

 

Рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр мультипликационного ролика

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь.

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

 

 

Учитель зачитывает текст, показывает подсказки, говорит правильный ответ.

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

16

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.