Мировой океан и его части

Разделы: География


Цель: Изучение частей Мирового океана и строение дна океана.

Задачи:

  • сформировать представление о Мировом океане и его составных частях; раскрыть особенности строения дна океана; раскрыть значение океана
  • продолжить формирование работы с картами атласа;
  • развивать интерес к предмету.

Оборудование: Физическая карта полушарий, учебник, атлас, компьютер, мультимедийный проектор.

Ценностный компонент урока: раскрыть идею единства и целостности Мирового океана; показать значение Мирового океана для жизни на Земле.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте?

По карте выясните, равномерно ли распределена вода по суше. В каких районах воды недостаточно?

Докажите, что гидросфера – единая оболочка.

Почему необходимо охранять гидросферу? Выявите основные способы экономии воды каждым человеком.

Новый материал.

Приложение 1

Слайд 1.

Тема урока: “Мировой океан, и его части”

Слайд 2.

Слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. В древнегреческих легендах об Океане говорится, что он был сыном Урана (бога неба) и Геи (богини Земли) и является одним из творцов мира. ПО своему могуществу уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же Океанид (морские нимфы). Так Океан стал отцом всех морей. Рек и источников.

Слайд 3.

Мировой океан – совокупность всех океанов Земли.

Каких? (Ученики перечисляют океаны.)

Необходимо определить, что называется Мировым океаном. Учитель показывает его на карте.

Слайд 4.

Учитель помогает определить границы океанов, учит показывать их на карте.

Слайд 5.

Установите различия в размерах океанов. Попытайтесь выявить особенности океанов.

Слайд 6.

Рассмотрим особенности океанов

Слайд 7.

Части Мирового океана

Слайд 8–12.

Части Мирового океана разделяются участками суши. Давайте с ними познакомимся. Это материк, полуостров, острова, архипелаги. Найдите на карте перечисленные объекты.

Слайд 13.

Мировой океан – главная часть гидросферы, объединяющая в единое целое воды всех океанов. Составляет 70% всей поверхности планеты. Рассмотрим части океана. К частям Мирового океана относятся: океаны, моря, заливы, проливы.

Слайд 14.

Море-это часть океана, отличающаяся от него свойствами, течениями, живущими в нем живыми организмами.

Слайд  15.

Моря бывают внутренними и окраинными.

Слайд 16.

Море Черное внутреннее. А Баренцево – окраинное. В чем отличие?

Найдите на карте моря.

Моря относятся к бассейнам океанов, в зависимости от того, с каким из них граничат.

Слайд 17.

Покажите цветные моря на карте. (Черное, Белое, Желтое, Красное моря.)

Слайд 18.

Залив – это часть океана (моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном (морем).

Найдите на карте в атласе заливы.

Слайд  19.

Пролив – сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.

Найдите на карте в атласе проливы.

Слайд 20–22.

Выполнение заданий.

Слайд 23.

Изучаем строение дна Мирового океана.

Слайд 24.

Характерным элементом дна Атлантического океана является Срединно-Атлантический хребет. Найдите на карте в атласе срединно-океанические хребты Тихого и Индийского океанов.

Слайд 25.

На физических картах глубина обозначается различными оттенками голубого цвета.

Выполните задания.

Слайд  26.

Системное изучение рельефа дна океана началось с изобретением эхолота. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука (1500 м\с) в воде, можно определить глубину океана в данной точке.

Слайд  27–28.

Что дает человеку океан.

Слайд 29.

Практическая работа “Описываем океан по карте”, используя план рубрики “Шаг за шагом” (с. 110). При этом учитель контролирует состав действий по каждому пункту. Делаем вмести Тихий океан.

Итоги урока.

Слайд 30.

Викторина.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Как вы оцените свою работу на уроке7

Домашнее задание.

Параграф 19, дайте описание Атлантического или Индийского океанов по выбору.

Литература:

  1. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6–9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л. И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2010.
  2. География. Методическое пособие. 6 класс: пособие для учителя / В.В. Николина. – М. Просвещение, 2008.
  3. География . Природа и люди: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. ). – М.: Просвещение, 2007.