Цели:
Образовательные:
- продолжать знакомство с написанием большой буквы в словах - именах.
- расширять знания о разных формах слов - имен краткой и полной, ласкательной и пренебрежительной.
Развивающие:
- дать представление о происхождении слов - имен.
- развивать речь, побуждая к высказыванию своего мнения, умение слушать высказывания товарищей.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к русскому языку, культуру речи и общения учеников.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-игра.
Методы обучения: исследовательский, словесный.
Оборудование: карточки с заданиями, словарь.
Ход урока
I. Подготовка задач урока.
- Вспомнить когда впервые ознакомились с большой буквой и что о ней узнали.
- Далее предложить отправиться в путешествие по стране больших букв, название которой зашифровано в буквах и знаках:
КАКВАСЗОВУТ=?!
II. Работа с "шифром"
- Какие слова могут составлять предложение - название страны?
- Что нужно делать, чтобы получить предложение?
- Как обозначить на письме начало и конец предложения?
Запись предложения в тетрадь: Как вас зовут?
III. Почему вас так зовут?
- Как вы думаете, кто может задать вам такой вопрос?
Литературная викторина.
Дети определяют название сказки, её автора, имя персонажа записывают в тетрадь.
В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая - маленькая, всего в 1 дюйм, её так и прозвали:
(Дюймовочка)
Девочка беленька, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: Я из ??? снега скатана??? солнышком пригрета, зовут меня:
(Снегурочка)
Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского
(Айболит)
Как зовут малышей - коротышей из романа - сказки "Приключение Незнайки и его друзей"
(Незнайка, Знайка, Тюбик, Синеглазка)
- Почему у героев такие имена?
IV. Так было (историческая справка).
- Какие же были имена раньше?
Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или большого количества детей. Родился первый ребёнок в семье - Перва, Первой, второй - Вторак, Второй, третий - Третьяк: числовые имена. Давались имена по внешнему виду: Черныш, Чернавка, Мал, Рижун:.; Имя могло отражать черты характера и поведение человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник: Время рождения в году: Зим, Вишняк, Мороз:; Профессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Был и другой период в истории русских времён, когда их выбирали по церковным календарям. Имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещение ребёнка по календарю:
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от церковного календаря.
V. Ты и твоё имя.
Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный дар получает:
- У каждого из нас есть имя. Напишите своё имя.
(Дети записали свои имена по разному - полное, краткое)
По этому поводу беседа:
- Какое имя ты написал?
- Кто тебя так называет?
- Это полное или сокращённое имя?
- Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть?
- А как тебя называет бабушка, мама?
- Как вы написали своё имя: с большой или с маленькой буквы?
ИГРА "Не ошибись".
Учитель читает краткую форму имени, дети записывают полную и наоборот:
Василий - : Николай - :Ефим - :Виктор -:Татьяна -:Ирина - :Митя - :Оля -:Петя -:Вадя -:Лена - :Вова - :.
- Назовите ласковые формы своего имени, имени своего друга, сестры, брата; запишите их.
Чтение стихотворных строк К.Чуковского:
Наталья: Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.
Екатерина: Катенька, Катюша,Катеринка, Касенька.
Любовь: Любонька, Любаня, Любаша, Любушка, Любочка.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Машечка
Побежали в лавочку и купили прянички.
Обобщение:
- Какое отношение к человеку выражается в ласковой форме его имени?
Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому. Однако, нередко слышишь в нашей речи не имена, а "клички": Ванька, Стёпка, Ленка:, в этих формах имён звучит пренебрежительное отношение к человеку, умаление его достоинства перед тем, кто к нему обращается.
VI. Что значит твоё имя?
- Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?
Многие имена заимствованы из других языков.
Сюрприз: У каждого из вас на парте лежит конверт, в котором карточка. На карточке написано ваше имя, откуда оно пришло в наш язык и что обозначает. Прочитайте каждый сведения о своём имени.
VII. Итог урока.
- Что интересного узнали об именах?
- Что было для вас открытием на уроке?
- Чем запомнился урок?
Дополнительный материал:
Мужские имена
Александр (греч.) - мужественный помощник, защитник людей.
Алексей (греч.) - защитник.
Анатолий (греч.) - житель страны Анатолии, восточный (эта страна находилась к востоку от Греции).
Андрей (греч.) - мужественный.
Валентин (лат.) - сильный, здоровый, крепкий.
Валерий (лат.) - сильный, бодрый, крепкий.
Василий (греч.) - царский, царственный.
Виктор (лат.) - победитель.
Геннадий (греч.) - благородный, родовитый.
Евгений (греч.) - благородный,
Максим (лат.) - величайший.
Никита (греч.) - победитель.
Женские имена
Александра (греч.) - мужественная, защитница людей.
Белла (греч.) - прекрасная.
Валентина (лат.) -- сильная, здоровая, крепкая.
Варвара (греч.) - иноземная.
Виктория (лат.) - победа.
Галина (греч.) - тишина, спокойствие, безветрие.
Зоя (греч.) - жизнь.
Ирина (греч.) - мир.
Ксения (греч.) - чужеземная, гостья.
Маргарита (лат.) - жемчуг.
Марина (лат.) - морская.
Ольга (сканд.) - святая, священная.
Софья (греч.) - мудрая.
Зал "Имена-смешинки" (Резерв времени).
1. Выразительное чтение стихотворений английской писательницы Э. Фарджен.
Имена мальчиков.
Как славно мальчиков зовут! Вот Барри - пушечный салют, И Патрик - парус средь простора, И Роберт - ровный рев мотора, Том - стук копыт издалека, И Питер - пенье пастушка, И Чарли - чистый речки звон По камушкам...
И просто Джон.
Имена девочек.
Как славно девочек зовут!
Вот Шейла - шелковый лоскут,
И Сильвия - листва лесная,
И Стелла - звездочка ночная,
И Флора - щедрая весна,
И Лола - плавная волна,
И Линда-Белл - звонок у двери:
"Дин-дон!" - "Кто там?"
И просто Мэри.
Понравились ли вам стихи? Чем они вас заинтересовали? Попробуйте и вы придумать к именам своих подружек и приятелей определения, подобные этим!
2. Выразительное чтение фольклорных дразнилок.
1) Андрей-воробей, Не гоняй голубей. Голуби боятся, На крышу не садятся. |
2) Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй. Чисти картошку, Ешь понемножку. |
3) Вова, Вова-карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается! - Это, бабушка, не я! Это - кошечка твоя. |
4) Степанушка-Степан, Наизнанку кафтан, Шапка новая с пером, Рукавички с серебром. Ходит он, семенит, Колокольчиком звенит. |
- Чем вас заинтересовали дразнилки? А почему их так назвали: "дразнилки"?
А вы какие дразнилки знаете? Попробуйте составить свою дразнилку!
Словарь для учителя.
Личное имя (в древнерусском языке также - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.
Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Отсюда возможность переносного употребления слова имя. Говорят: у него доброе имя или не позорь моего имени и т.д., имея в виду: он хороший человек, или не позорь меня.
(Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л., 1991.)