Тип урока: урок-диспут.
Цели урока: формирование бережного отношения к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Задачи урока:
- овладение определенными знаниями по предмету;
- расширение кругозора;
- обогащение словарного запаса;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- умение и желание активно защищать природу, быть культурным человеком, заботящимся о себе и об окружающем мире.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут /закрепят /др. ученики в ходе урока:
- Формирование у ребенка элементарных научных и эмоционально-образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды.
- Приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Необходимое оборудование и материалы
- программа Средства Microsoft Office PowerPoint;
- персональный компьютер, мультимедийная установка.
Ход урока
Учитель: Прежде чем мы с вами начнем наш урок, мне бы хотелось предложить вам для просмотра несколько слайдов, подумайте, о чем пойдет речь на нашем занятии, попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока.
Cм. презентацию.
Учитель: Кто из вас может предположить, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?
Учитель: Бесспорно, вы правы. тема нашего урока будет посвящена экологии, но прежде всего попробуем определиться; что такое экология?
(Предполагаемые ответы детей.)
Учитель: Экология – предмет очень интересный, так как он объединяет сведения о природе и порядке, который надо поддерживать, чтобы наша жизнь и жизнь природы была полезной и приятной, поэтому мы обязаны побеспокоится об ее сохранности.
Я пригласила на наш урок ученых разных специальностей, которых как и нас беспокоит сохранность окружающей среды. На нашей конференции присутствуют:
- ученые в области ботаники;
- орнитологи;
- ихтиологи;
- зоологи;
- энтомологи;
- экологи.
(Ученики разделены на несколько групп и сидят за разными столами.)
Учитель: На сегодняшний момент мы либо учимся, либо работаем, или проживаем в Москве, у многих есть дача в Московской области, поэтому в данном случае актуальнее было бы рассмотреть экологическую обстановку в нашем регионе.
Учитель: Какие объекты неживой природы вы видите на карте?
(Предполагаемые ответы детей.)
- Как можно связать живую и неживую природу?
(Предполагаемые ответы детей.)
Учитель: На карте наглядно видно, какое количество заводов и фабрик есть в Московской области и они, бесспорно, наносят вред окружающей среде, но без них человеку обойтись крайне сложно, поэтому люди должны максимально обезопасить природу от нанесенного ей ущерба.
Учитель: К сожалению, на сегодняшний день 395 животных, 294 вида растений, 62 вида птиц, 5 видов пресмыкающихся, 3 вида земноводных., 10 видов рыб, 23 вида грибов и многие другие виды занесены в Красную книгу Московской области.
Учитель: Как вы думаете, почему книга называется красной?
(Предполагаемые ответы детей.)
Учитель: Мне бы хотелось предоставить слово главным специалистам в области изучения природы, а именно нашим уважаемым ученым :
(Подготовленные ученики дают краткие сведения о исчезающих видах животных в Московской области.)
Учитель: Слово предоставляется ученым-орнитологам.:
Ученик: Белый аист – отряд аистообразные. Рост птицы 100-125 см, размах крыльев – 155-200 см.
Продолжительность жизни – 20 лет обитатель низменных лугов и заболоченных местностей. Основная пища – лягушки, жабы, ужи и гадюки, мыши и мелкая рыба.
Ученик: Пискулька – семейство утиных. Селиться в долинах рек, возле озер. Птенцов выводят в кустарниках по берегам водоемов. Питается растительной пищей: осока, люцерна, овес.
Ученик: Скопа – хищная птица длинной 55-58 см, размах крыльев – 145-170. Гнездиться, обычно, в 3-5 км от воды. Питается рыбой, но может охотиться на змей, мышей.
Выдра – крупная хищное млекопитающее. Семейство куньих, ведущее полуводный образ жизни питается рыбой, но летом может ловить грызунов.
Учитель: Слово предоставляется ученым-экологам. В чем, по вашему мнению, заключается причина исчезновения птиц из Московской области?
Ученик: Осушение водоемов с целью прокладки автотрасс, охота на птиц (браконьерство), незаконная рыбная ловля, обработка полей химикатами с целью уничтожения вредных для урожая насекомых, в результате чего птицам не хватает корма.
Учитель: Слово предоставляется ученым-зоологам.
Ученик: Рысь – крупный зверь, представитель семейства кошачьих, хищное млекопитающее. Характерные кисточки на ушах позволяют слышать даже самый тихие звуки. Добычу, обычно убивает, прыгая из засады и нанося клыками смертельный удар. Очень ловка, не только хорошо лазает по деревьям, но и быстро бегает, делая прыжки от трех с половиной до четырех метров, отлично плавает.
Ученик: Выдра – довольно крупное хищное млекопитающее семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни, питается рыбой но в летнее время способна ловить грызунов.
Физкультурная минутка.
Учитель: Слово предоставляется ученым-экологам. В чем, по вашему мнению, заключается причина исчезновения млекопитающих из Московской области?
Ученик: Основная причина – это ценный мех животных и, конечно, неблагоприятная обстановка окружающей среды.
Учитель: Слово предоставляется ученым-ихтиологам.
Ученик: Сом – крупное пресноводная рыба с огромной пастью, вооруженной довольно острыми зубами. На верхней челюсти находиться два длинных беловатых уса. Цвет сома изменяется, смотря по воде, также по возрасту, или времени года. Питается рыбой рачками лягушками.
Учитель: Давайте послушаем о других животных, которые занесены в Красную книгу Подмосковья.
Ученик: Ящерица – животное хладнокровное. Питается главным образом, червями, пауками, насекомыми. Уничтожает различных переносчиков болезни. Рацион ящериц на 50% состоит из вредных насекомых и их личинок.
Ученик: Уж – род неядовитых змей, холоднокровное животное. Обычно ужи обитают в близи водоемов. Питаться лягушками рыбой, реже мелкими млекопитающими птицами. Добычу глотают живьем, не умертвляя яйцекладущее.
Ученик: Махаон – бабочка семейства парусников Жизненные стадии: яйцо – гусеница – куколка – бабочка (появляется в апреле-мае).
Учитель: По каким же причинам эти животные могли оказаться в Красной книге? Что могут по этому поводу рассказать экологи.
Ученик: Что касается рыб – то это незаконная рыбная ловля (браконьерство), загрязнение окружающей среды. Например, ящерицы исчезают из-за применения ядохимикатов при борьбе с вредителями сельскохозяйственных угодий в связи с нехваткой пищи.
Учитель: Слово предоставляется ученым-ботаникам.
Ученик: Венерин башмачок – многолетнее травянистое растение. Особенно хорошее растет на влажных почвах. Зацветает на восьмом году жизни. Опыляется насекомыми цветет две-три недели.
Ученик: Волчье лыко – мелкие кустарники, до 1,5 м высотой, плоды красочные долго сохраняются на ветке. Плоды и корни ядовиты.
Ученик: Купальница – луговое растение с шарообразными цветками желтой или оранжевой раскраски, предпочитает влажные места обитания. Название цветка имеет старинное происхождение. Цветение приходится на 6 июля (23 июня по старому стилю). С этого дня было принято начинать купание в реках .Примерно в это время в старину отмечали праздник Ивана Купалы.
Учитель: Почему эти растения оказались под угрозой исчезновения нам объяснят наши уважаемые ученые-экологи.
Ученик: Массовый сбор людьми для букетов или посадке на дачном участке, Волчье лыко целенаправленно уничтожалось как ядовитое растение, хотя оно считается в настоящее время лекарственным.
Учитель: Мне бы хотелось выразить благодарность нашим ученым за содержательную и полезную информацию, но вернемся к теме сегодняшнего урока. Кто может сформулировать ее еще раз?
Ученик: «Будь природе другом. Возьми под защиту!»
Учитель: Чем же мы можем помочь природе?
(Предполагаемые ответы детей.)
Учитель: Попробуем вместе сформулировать правила охраны природы.
(Предполагаемые ответы детей.)
Учитель: Запомни!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы предохранить растения и почву от вытаптывания.
- Нельзя подходить близко к гнездом птиц.
- Никогда не оставляй после себя мусор, помни, что пластиковая бутылка разлагается в почве более 100 лет.
- Никогда не разводи костры на природе, помни, что на месте пожарища настоящая трава и насекомые появляются только через 5 лет.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные.
- Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
- Не лови бабочек и других насекомых.
- Не разоряй муравейники, не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Правила можно не только записать, но и нарисовать в виде знаков. Посмотрите на экран и объясните, что могут означать эти знаки?
После обсуждения, учащиеся получают домашнее задание: в рабочей тетради придумать и зарисовать «экологические знаки»
Учитель: Наш урок подходит к концу, мы все хорошо потрудились, и, как итог, мне бы хотелось прочитать вам одно стихотворение.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Домашнее задание: придумать и нарисовать в тетради с печатной основе запрещающие знаки на экологическую тему.
Использованные источники и литература:
- «Красная книга».
- Сборник стихотворений М. Дудина.
- Скегина Н.Г. «Экология для тебя».