Цели:
- ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной;
- вывести алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной с опорой на сведения о графике квадратичной функции;
- развитие умения планировать свои действия;
- развитие логического и алгоритмического мышления.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного. Создание “ситуации успеха и постановка проблемы”: подбираются задания, легко выполняемые детьми, и одно, с которым они не могут справится из-за нехватки знаний. Ребята с помощью учителя приходят к открытию нового.
Например: (4 ученика у доски)
1) 2x – 18 = 0 3) 2x – 18 > 0 |
2) 2x2 –18 = 0 4) 2x2 – 18 > 0 |
Первые три задания решаются легко в 9-м классе, а с четвертым возникают проблемы. У ребят получаются разные ответы. Пытаемся разобраться, в причинах.
1. Некоторые ребята решали квадратное неравенство как линейное. Возвращаемся к решению 1) и 2) уравнения и выясняем, почему разное количество корней. Вспоминаем графики линейной и квадратичной функций (смотрим нули функций на экране, где нарисованы графики функций y = 2x – 18; y = 2x2 – 18) и по графикам смотрим графическое решение неравенств 3) и 4). Приходим к выводу, что квадратные неравенства нельзя решать как линейные, необходимо создать новый алгоритм решения квадратных неравенств.
2. Часть ребят верно начали решать неравенство и пришли к неравенству
Вместе с ребятами заканчиваем решение неравенства с помощью определения модуля. Делаем вывод, что для решения полных квадратных неравенств этот способ не подходит и нужен свой алгоритм решения.
III. Создание алгоритма решения квадратных неравенств.
Происходит обсуждение каждого действия, в итоге на экране появляется следующий шаг. Приходим к полному алгоритму решения неравенства второй степени с одной переменной.
Алгоритм:
1. Найти дискриминант квадратного трехчлена
2. Если трехчлен имеет корни
то отмечают их на оси x и через отмеченные точки проводят схематически параболу (если а > 0 – ветви вверх, а < 0-ветви вниз) | иначе просто схематически изображают параболу при а > 0 в верхней части полуплоскости с ветвями вверх и при а < 0 в нижней части полуплоскости с ветвями вниз |
3. Находят на оси х промежутки, для которых точки параболы расположены:
выше оси х, если решают неравенство ах2 + вх + с > 0 | ниже оси х, если решают неравенство ах2 + вх + с < 0 |
IV. Формирование первичных навыков решения квадратных неравенств.
№114 (а,г), № 117 (б), № 118 (а,д), № 122 (б)
V. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Повторить алгоритм решения квадратных неравенств.
VI. Домашнее задание:
№114 (б,в), № 117 (а), № 118 (б,г), № 122 (а)