Федеральные государственные
образовательные стандарты(проект)П.5. «В основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход,
который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование
социальной среды развития
обучающегося в системе образования;
активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся»
ФГОС ориентированы на становление таких личностных характеристик выпускника, как креативность и критическое мышление, активное и целенаправленное познание мира, мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни, готовность к учебному сотрудничеству, готовность к осуществлению исследовательской, проектной и информационной деятельности.
Важную роль в развитии личностных характеристик выпускника играют разнообразные педагогические технологии, используемые учителями на сегодняшний день, выполняющие функцию подготовки учеников к жизни в современных условиях, позволяющие учитывать современную меняющуюся действительность.
Одно из важных мест в процессе обучения занимает самостоятельная работа с книгой, которая является отражением общей культуры человека, мировоззрения и логического мышления, эрудиции и ориентировки в языке.
Каково же место самостоятельной работы с книгой в процессе обучения школьника?
Усвоение знаний включает две основные процедуры: уяснение и закрепление. Уяснение – это восприятие, осмысление и конспектирование содержания обучения. Главное здесь – осмысление, понимание. Вторая процедура – закрепление – это запоминание знаний и тренировка умений. Книга может участвовать в обеих процедурах. Но важно четко осознавать, чем мы занимаемся (уяснением или закреплением), видеть разницу между ними.
Чем лучше осмыслен материал, тем легче произойдет его запоминание и тем более применение к решению задач. Это элемент общей культуры учебной деятельности, самообразования.
Далее для работы с книгой определяющее значение имеет логика, а также конкретные умения: давать определения, выводить следствия, абстрагировать и обобщать, классифицировать и т.д.
Третий общекультурный компонент, лежащий в основе работы с книгой, - лингвистические знания, владение родным и иностранными языками, умение выразить мысль своими словами, сжато и развернуто, с помощью символов, графически. Важны также эрудиция, знание терминологии, умение работать со справочниками и словарями.
Таким образом, умение работать с книгой – это конкретная система умений, которой может и должен овладеть каждый.
Как правило, школьники начинают изучать любую тему по предмету по одному источнику – учебнику. Какие приемы изучающего чтения помогут глубокому осмыслению и усвоению извлекаемой информации? Этими приемами являются:
1. Прием постановки вопросов к тексту.
2. Прием составления плана.
3. Прием составления тезисов.
4. Прием составления граф-схемы.
5. Комментирование.
6. Прием составления сводной таблицы.
Рассмотрим использование этих приемов применительно к предмету химия на примере изучения кислот в теме «Теория электролитической диссоциации».
Дети уже имеют опыт работы с текстом и опыт по составлению граф-схем, а также опыт использования этих схем при ответах.
Прием постановки вопросов к тексту
Главное, чему учит этот прием, - не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий эффект данного приема. Вопросы возникают таких типов:
- О чем здесь говорится?
- Что мне известно об этом?
- Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
- Чем это можно объяснить?
- С чем это нужно не перепутать?
- Что из этого должно получиться?
- Для чего это делается?
- К чему это можно применить?
- Когда и как применять?
- Что меня особенно удивило? Что заставило задуматься?
Для учащихся, имеющих проблемы в обучении, можно предложить эти вопросы в распечатанном виде на листочках, чтобы им было проще ориентироваться в проблемах.
Прием составления плана
План есть перечисление всех текстовых субъектов. Для того, чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?», вычленять с помощью этого вопроса субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов.
Прием составления граф-схемы
Граф-схема – это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф-схема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы, графа, дерева и т.п.
Граф-схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.
Граф-схемы можно составлять на разных уровнях подробности. Учитель может составить планирование уроков в виде граф-схем (Приложение 1, Приложение 2)
Рассмотрим составление граф-схем на примере изучения темы «Кислоты» в составе темы «Теория электролитической диссоциации».
Коротко ознакомив учащихся со стоящими перед ними на уроке задачами, предлагаем детям самостоятельно поработать с текстом и составить граф-схемы к нему. По ходу работы вносим коррективы, сообщаем, что схем может быть несколько по количеству разделов параграфа. (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).
В ходе работы с текстом используем и приемы логического запоминания учебной информации. К ним относятся:
- Самопроверка по вопросам, поставленным автором учебника или самостоятельно
- Взаимная проверка по вопросам и граф-схемам в парах
- Пересказ в парах с опорой на конспект
- Выступление перед классом с опорой на конспект
- Аннотирование, дискуссия
В основе всех перечисленных приемов лежат два непременных условия эффективного запоминания: предварительное глубокое осознание учебной информации с помощью разнообразных приемов понимания и проговаривание с одновременной трансформацией подлежащей запоминанию информации.
Для этого предлагаем учащимся выступить по теме «Кислоты - электролиты», используя подготовленную граф-схему, предварительно просмотрев тетради учащихся и выбрав наиболее полную схему (эту часть работы делаем коллективно).
Таким образом, в ходе работы над темой мы используем различные приемы изучающего чтения, результатом применения которых является глубокое понимание учебной информации.
Итогом работы на уроке является обсуждение граф-схемы, оценивание ее качества и возможности использования для подготовки по теме.
Вторым и, наверное, более важным итогом является формирование у учащихся навыков и приемов работы с текстом, развитие у них логического мышления и развитие навыков контроля и самоконтроля, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Список литературы
1. Методика обучения динамическому чтению (Методические рекомендации учителям общеобразовательных школ). Составитель И.З. Постоловский и др. Одесса: областной институт усовершенствования учителей, 1984
2. Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой. Учебно-методическое пособие, 1990
3. Поварнин С.И. Как читать книги. М., Книга, 1975
4. РудзитисГ.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия», 9 класс, 2009