Использование технологии ИНЛОККС (информационно-логическая коммуникативная культура специалиста) в преподавании химии

Разделы: Химия


Федеральные государственные
образовательные стандарты(проект)

П.5. «В основе Стандарта лежит
 системно-деятельностный подход,
 который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование
 социальной среды развития
 обучающегося в системе образования;
активную учебно-познавательную
 деятельность обучающихся»

ФГОС ориентированы на становление таких личностных характеристик выпускника, как креативность и критическое мышление, активное и целенаправленное познание мира, мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни, готовность к учебному сотрудничеству, готовность к осуществлению исследовательской, проектной и информационной деятельности.

Важную роль в развитии личностных характеристик выпускника играют разнообразные педагогические технологии, используемые учителями на сегодняшний день, выполняющие функцию подготовки учеников к жизни в современных условиях, позволяющие учитывать современную меняющуюся действительность.

Одно из важных мест в процессе обучения занимает самостоятельная работа с книгой, которая является отражением общей культуры человека, мировоззрения и логического мышления, эрудиции и ориентировки в языке.

Каково же место самостоятельной работы с книгой в процессе обучения школьника?

Усвоение знаний включает две основные процедуры: уяснение и закрепление. Уяснение – это восприятие, осмысление и конспектирование содержания обучения. Главное здесь – осмысление, понимание. Вторая процедура – закрепление – это запоминание  знаний и тренировка умений. Книга может участвовать в обеих процедурах. Но важно четко осознавать, чем мы занимаемся (уяснением или закреплением), видеть разницу между ними.

Чем лучше осмыслен материал, тем легче произойдет его запоминание и тем более применение к решению задач. Это элемент общей культуры учебной деятельности, самообразования.

Далее для работы с книгой определяющее значение имеет логика, а также конкретные умения: давать определения, выводить следствия, абстрагировать и обобщать, классифицировать и т.д.

Третий общекультурный компонент, лежащий в основе работы с книгой, - лингвистические знания, владение родным и иностранными языками, умение выразить мысль своими словами, сжато и развернуто, с помощью символов, графически. Важны также эрудиция, знание терминологии, умение работать со справочниками и словарями.

Таким образом, умение работать с книгой – это конкретная система умений, которой может и должен овладеть каждый.

Как правило, школьники начинают изучать любую тему по предмету по одному источнику – учебнику. Какие приемы изучающего чтения помогут глубокому осмыслению и усвоению извлекаемой информации? Этими приемами являются:

1. Прием постановки вопросов к тексту.

2. Прием составления плана.

3. Прием составления тезисов.

4. Прием составления граф-схемы.

5. Комментирование.

6. Прием составления сводной таблицы.

Рассмотрим использование этих приемов применительно к предмету химия на примере изучения кислот в теме «Теория электролитической диссоциации».

Дети уже имеют опыт работы с текстом и опыт по составлению граф-схем, а также опыт использования этих схем при ответах.

Прием постановки вопросов к тексту

Главное, чему учит этот прием, - не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий эффект данного приема. Вопросы возникают таких типов:

  • О чем здесь говорится?
  • Что мне известно об этом?
  • Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
  • Чем это можно объяснить?
  • С чем это нужно не перепутать?
  • Что из этого должно получиться?
  • Для чего это делается?
  • К чему это можно применить?
  • Когда и как применять?
  • Что меня особенно удивило? Что заставило задуматься?

Для учащихся, имеющих проблемы в обучении, можно предложить эти вопросы в распечатанном виде на листочках, чтобы им было проще ориентироваться в проблемах.

Прием составления плана

План есть перечисление всех текстовых субъектов. Для того, чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?», вычленять с помощью этого вопроса субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов.

Прием составления граф-схемы

Граф-схема – это графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф-схема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы, графа, дерева и т.п.

Граф-схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.

Граф-схемы можно составлять на разных уровнях подробности. Учитель может составить планирование уроков в виде граф-схем (Приложение 1, Приложение 2)

Рассмотрим составление граф-схем на примере изучения темы «Кислоты» в составе темы «Теория электролитической диссоциации».

Коротко ознакомив учащихся со стоящими перед ними на уроке задачами, предлагаем детям самостоятельно поработать с текстом и составить граф-схемы к нему. По ходу работы вносим коррективы, сообщаем, что схем может быть несколько по количеству разделов параграфа. (Приложение 3, Приложение  4, Приложение 5).

В ходе работы с текстом используем и приемы логического запоминания учебной информации. К ним относятся:

  • Самопроверка по вопросам, поставленным автором учебника или самостоятельно
  • Взаимная проверка по вопросам и граф-схемам в парах
  • Пересказ в парах с опорой на конспект
  • Выступление перед классом с опорой на конспект
  • Аннотирование, дискуссия

В основе всех перечисленных приемов лежат два непременных условия эффективного запоминания: предварительное глубокое осознание учебной информации с помощью разнообразных приемов понимания и проговаривание с одновременной трансформацией подлежащей запоминанию информации.

Для этого предлагаем учащимся выступить по теме «Кислоты - электролиты», используя подготовленную граф-схему, предварительно просмотрев тетради учащихся и выбрав наиболее полную схему (эту часть работы делаем коллективно).

Таким образом, в ходе работы над темой мы используем различные приемы изучающего чтения, результатом применения которых является глубокое понимание учебной информации.

Итогом работы на уроке является обсуждение граф-схемы, оценивание ее качества и возможности использования для подготовки по теме.

Вторым и, наверное, более важным итогом является формирование у учащихся навыков и приемов работы с текстом, развитие у них логического мышления и развитие навыков контроля и самоконтроля, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Список литературы

1. Методика обучения динамическому чтению (Методические рекомендации учителям общеобразовательных школ). Составитель  И.З. Постоловский и др. Одесса: областной институт усовершенствования учителей, 1984

2. Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой. Учебно-методическое пособие, 1990

3. Поварнин С.И. Как читать книги. М., Книга, 1975

4. РудзитисГ.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия», 9 класс, 2009