Требования государства к гражданину, ожидания ВУЗов от выпускников школы, новые стандарты, да и просто жизнь предъявляет к ученику определенные требования. От него ждут, что он будет самостоятельным, креативным, ответственным, компетентным, способным к сотрудничеству и взаимодействию, иметь творческий потенциал и любознательность, коммуникативные, информационные и мультимедийные умения, легко адаптироваться, быть мобильным, уметь ставить перед собой цели, решать проблемы, обладать критическим и системным мышлением, саморазвиваться. Это идеальная модель выпускника. Она достижима, но в реальности наша конечная цель состоит в том, чтобы научить учеников жить самостоятельно и решать свои жизненные задачи.
Чтобы развить самостоятельность ученика, нужно сделать обучение активным с его стороны. Что нужно для активного обучения? Прежде всего, заинтересованность, мозг включается только тогда, когда есть проблема, есть новизна, может возникнуть состояние «инсайта» (открытия).
В первую очередь, ученик должен получить ответ на вопрос, так нелюбимый многими учителями, «А зачем все это нужно?». Желательно, чтобы это было нужно не «вообще» или еще хуже «просто надо», «надо по стандарту, по программе», а ему лично для решения его жизненных задач. Хорошо будет, если он сможет это применить в ближайшее время (через час, день, месяц), донести радость открытия до дома, почувствовать свою важность и полезность, стать интересным одноклассникам. Лучше всего, если новая информация помогает решить какую-то проблему, которую раньше нельзя было решить или она решалась очень сложно.
Как заинтересовать ученика?
- значимость для ученика
(ответ на вопрос «зачем»?) - практическое применение
(«где это можно применить»?) - проблемные ситуации
(новые приемы решения проблемы) - игровые задания
(деловые игры, «мозговой штурм», самопрезентация и т.п.) - творческие работы
(проектные задания)
Когда человек (ребенок или взрослый) начинает изучать что-то новое, то внутренний интерес проходит три стадии:
1. Заинтересованность. «Зачем это нужно?» Если нет ответа на этот вопрос, если неясна цель и результат, то желания учиться не просыпается. Это каждый учитель может проверить на себе, когда его посылают на конференции, когда он сидит на педсовете или ином совещании и жалеет о потерянном времени.
2. Процесс обучения. Если есть заинтересованность, если произвольное внимание, поддерживаемое силой волей, переходит в стадию непроизвольного, то начинается интересная работа – получение нового знания, активная работа мозга, внутреннее удовлетворение, подкрепленное внешними поощрениями (от похвалы до оценки).
3. Рефлексия. Когда основной материал изучен, то взгляд назад позволяет оценить наши усилия, увязать изученное с нашими старыми знаниями и определить направление движения. Если полученное знание можно применить на практике, то оно переходит в стадию понимания, становиться еще одним кирпичиком компетентности. (Приложение 1, слайд 1)
В изучении любого материала самое сложное – начать. Сделать первый шаг может помешать «мотив избегания неудач». Дело в том, что мы всегда отталкиваемся от известного, стремимся увидеть в новом что-то похожее на уже знакомое нам, найти знакомые ассоциации, алгоритмы решения «задач». А если все неизвестно – очень сложно найти какие-то связи. И тут без помощи учителя не обойтись. Когда будет получен опыт решения проблемных заданий, когда выработаются алгоритмы действий, когда мозг увидит систему в решении «жизненных» задач, тогда каждое новое дело, каждое новое знание будет восприниматься легче. Но сначала учитель должен дать ученику универсальную систему решения проблем.
Такой системой решения проблем может стать проектный метод.
Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Дьюи утверждал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, должно быть противопоставлено обучение «путем делания», то есть таким образом, чтобы все знания извлекались из практической деятельности и личного опыта. Его идеи активно развивались.
Многочисленные исследования психологов примерно одинаково показывают зависимость запоминания от формы восприятия. Мы запоминаем:
- 10% того, что читаем;
- 20% того, что слышим;
- 30% того, что видим;
- 50% того, что видим и слышим;
- 80% того, что говорим;
- 90% того, что говорим и делаем.
Поэтому чем больше в плане интерактивных форм занятий, тем эффективнее обучение.
Способы подачи материала |
Усвоение материала |
|
Через три часа |
Через год |
|
Лекция в форме рассказа |
70% |
3% |
Лекция и показ |
85% |
33% |
Рассказ, показ, практика |
98% |
75% |
Отметив столетний юбилей, метод проектов обновленным вернулся в школу в качестве инновационного метода обучения («все новое – хорошо забытое старое»). За время своего «забвения» в образовании, он был взят на вооружение в бизнесе. Экономический фактор – лучшая проверка качества технологии. Мы не заметили, как слово «проект» стало обиходным. Проект это и научная конференция, и строительство дома, и музыкальный продукт, и форма реализации идей.
Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с производственным процессом характеристик:
1. Выполняется людьми
2. Ограничен доступностью ресурсов
3. Планируется, исполняется и управляется.
Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта.
Жизненный цикл проекта (англ. Project Life Cycle) — последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из потребностей управления проектом.
В рамках методологии Института управления проектами (англ. Project Management Institute) жизненный цикл проекта имеет 5 фаз:
1. Инициация (англ. Initiating);
2. Планирование (англ. Planning);
3. Выполнение (англ. Executing);
4. Контроль и мониторинг (англ. Controlling and Monitoring);
5. Завершение (англ. Closing).
Выходом каждой фазы являются результаты, анализ которых позволяет принять решение или о переходе к следующей фазе проекта, или об исправлении возникших ошибок, или о завершении проекта. Положительные результаты завершения каждой фазы проекта обеспечивают продвижение к достижению цели всего проекта в целом, т.е. создание конечного продукта (за исключением случая завершения проекта в силу нецелесообразности его продолжения).
Кратко это выглядит так
ИДЕЯ – ПЛАН – ВЫПОЛНЕНИЕ – ЗАВЕРШЕНИЕ
Алгоритм бизнес-плана представляет собой цикл:
ПРОБЛЕМА – ИДЕЯ – если она работает, то ПРОДУКТ и ПРИБЫЛЬ, иначе возврат к генерации идей («мозговой штурм»). (Приложение 1, слайд 2)
Если естественной целью бизнес-проекта должен стать продукт, удовлетворяющий какую-либо потребность человека, приносящий прибыль, то в школе проект, будучи по своей сути моделью бизнес-проекта, должен на выходе дать субъективно новый (для ученика) продукт, выработать алгоритм решения «жизненных проблем».
Каждый проект в своей основе имеет проблему, связанную с потребностями человека. Смотри Пирамиду потребностей. (Приложение 1, слайд3)
«Жизненная» проблема ученика может иметь широкий диапазон: от банальной бытовой проблемы «Что самому приготовить на завтрак?», статусной – «Что я могу такое сделать, чтобы выделиться в классе?», до вполне взрослой – осознанного участия в профильных конкурсах (для будущего поступления в институт), участия в общественной жизни школы (создание спектакля), социальной помощи (благотворительной акции).
Основные признаки проекта
1. ограниченность во времени;
2. замкнутость;
3. наличие целей;
4. специфичность организации;
5. наличие изменений.
Стадии развития проекта
1. начальная стадия (идея);
2. стадия разработки (планирование)
3. стадия реализации проекта (моделирование, конструирование);
4. стадия завершения проекта (портфолио, рефлексия).
В эту схему вкладывается и завтрак:
1. Ограничен во времени (время приема пищи – завтрак)
2. Цель – удовлетворение потребности – голод, разнообразие пищи
3. Варианты блюд – из личного опыта (яичница), из кулинарной книги (баварский омлет), идея из передачи (французский завтрак), семейная традиция (по пятницам овсянка) и т.д.
4. Инструменты и продукты (может все решиться довольно просто – что есть в холодильнике, из того и приготовить)
5. Технология – умею ли я, могу ли я воспроизвести инструкцию или должен сначала научиться, то есть отложу самостоятельное приготовление завтрака до лучших времен, а пока попрошу меня накормить.
6. Стадия завершения – сервировка и поглощение с удовольствием завтрака.
Мнемоническая схема:
Что? – идея, замысел;
Где? – рабочее место;
Из чего? – материал;
Чем? – инструменты;
Как? – технология.
Эта схема решения проблем естественна, опирается на жизненный опыт и полученные знания, быстро реализуется. Может быстро разработаться в мозгу («голод не тётка»), может занять некоторое время (внезапно вспомнили про День рождения друга). Этот упрощенный алгоритм – азбука проектной деятельности. Первые шаги не должны пугать сложностью структуры, высокой планкой требований, научностью выполнения.
В каждом округе г.Москвы существуют свои конкурсы проектов разной степени серьезности. В одних округах научный подход, высокие требования к оформлению портфолио, презентации проекта позволяют только единицам участвовать в конкурсе. В других округах ставка делается не на портфолио, а на продукт и его презентацию (Ярмарка идей).
Если в таком конкурсе появляется новичок, по доброй воле или нет, решивший участвовать, то велики шансы, что проект будет неудачен, что хорошая идея не будет достаточно качественно представлена в портфолио. Как учитель, так и ученик рискуют разочароваться в методе проектов.
Хорошо, когда учитель покажет ученику весь диапазон (по степени сложности, по количеству потраченного времени, по масштабности) проектов: от мини-проектов (проблема – мозговой штурм – стратегия решения – продукт), реализуемых за урок, до долгосрочных проектов (в течение года-двух), от узкоспециальных предметных проектов, до межпредметных, от индивидуальных до коллективных (классных, межклассных, межшкольных, интернет-проектов, международных). (Приложение 1, слайд 4)
Освоив азбуку, переходим на следующий уровень – с техническим заданием, с освоением новых технологий, с оформлением проектной папки, с презентацией проекта внутри класса. Этот уровень хорошо разработан в учебниках Технологии под ред. Сасовой. Есть ряд упражнений, стимулирующих творческое мышление (мозговой штурм, метод фокальных объектов, кластерный анализ, дизайн анализ и т.д.) Структура проектной работы может быть следующей. (Приложение 1, слайд 5)
Ученик моделирует серьезную трудовую деятельность – работу в коллективе, организацию и распределение труда, сбор и анализ информации, освоение новых технологий, оформление документации (исторический очерк, кластерный анализ идей, инструкционно-технологические карты, экономические расчеты), защита проекта. Например проект по создание модели одежды. (Приложение 1, слайд 6)
В ближайшей перспективе он сможет грамотно создавать и оформлять рефераты по другим предметам, участвовать в ученических конференциях.
Следующий этап – участие в конкурсе. Уровень уже выше, требуется и серьезность выбранной темы, и научный подход, и широкий взгляд на технологию (от истории до перспектив). Тут надо внимательно читать Положение о конкурсе, так как есть определенные требования к структуре Портфолио, обязательно нужно указывать объект исследования и предмет исследования, ставить цели и задачи, создавать технологические карты, обосновывать новизну проекта и указывать перспективы применения.
При формулировании целей можно применять SMART- подход. Термин «SMART» - это аббревиатура, образованная от заглавных букв английских слов:
Specific - конкретный;
Measurable - измеримый;
Achievable - достижимый;
Realistik - реалистичный/прагматичный;
Timed - определенный по времени.
Цели проекта должны удовлетворять этим требованиям. То есть, цели должны быть:
- конкретными, ясными и хорошо понятными с учетом возраста;
- они должны быть измеримыми (например, в деньгах);
- достижимыми с учетом внутренних и внешних ресурсов выполняющих проект;
- реалистичными, то есть вписываться в настоящие условия и обстоятельства;
- определенными во времени, то есть иметь конкретную дату достижения и охватывать определенный временной промежуток.
Цели - это результаты, которых ученик стремится достичь.
Чтобы проект на этом уровне не стал продуктом серьезной деятельности учителя, чтобы ученику не досталась только почетная роль докладчика, учителю самому необходимо проявить инициативу в освоении метода проектов. Есть довольно большой спектр литературы, есть интернет-группы творческих учителей, обучающихся дистанционно проектному методу, есть примеры проектов, выложенные в сети Интернет, есть курсы повышения квалификации. Если ученику дать алгоритм работы, если у него накопится опыт в реализации проектов, то это позволит ему в довольно ближайшем будущем писать курсовые работы, подготовить диплом, защитить свою идею и заработать на ней. Самый удачный Интернет-проект последнего времени – это создание поискового портала Google. Первоначальная идея была студенческой разработкой Сергея Брина и Лари Пэйджа. Символом компании Google стал креативный подход во всем (начиная от оформления офиса, стимуляции творческого мышления, создания условий труда), ей подражают, ее успеху завидуют – от студенческой идеи до многомиллиардной компании Сергей Брин прошел за 10 лет (по меркам бизнеса очень быстро). Это пример единичен, но существует система Грантов (как международных, так и отечественных), молодежный экономический форум (на Селигере) – от удачно оформленной и грамотно представленной идеи можно перейти к своему делу.
В 2009 году ученик Северо-западного учебного округа г.Москвы стал победителем Всероссийской олимпиады по технологии среди девятиклассников. Что дала ему эта победа? Удачно сделанный и защищенный проект лег в основу его Портфолио достижений, там же были его предыдущие проекты, с которыми он участвовал в окружном конкурсе проектных работ «Будущее Северо-запада». Диплом победителя и Портфолио позволило ему поступить в колледж им. Фаберже без экзаменов на любой престижный факультет.
Участие во Всероссийской олимпиаде по технологии имеет определенные сроки и предъявляет высокие требования к качеству проектной работы. Проект должен пройти несколько туров:
Октябрь – школьный
Ноябрь – муниципальный (окружной)
Январь – городской
Март-апрель – Всероссийский
Если проект начат был в сентябре, то скорость его создания должна быть впечатляющей. Спорить с Положением и сроками Всероссийской олимпиады бессмысленно, надо давать себе отчет, что хороший продукт надо готовить заранее. Естественный цикл от запуска проекта в сентябре до защиты его в мае подготовит базу на будущий год. Да и победителя надо выращивать с 5 класса. Одно но, шансов победить с учеником-старшеклассником довольно много, но что делать учителю, которому администрация школы оставляет часы работы только в 5-6 классе? Мечтать о победе здравого смысла в головах чиновников, учить детей не ради конкурсов, а ради их будущего, учиться самим, ведь метод проектов поможет и самому учителю в оформлении результатов работы по теме самообразования, личного Потфолио.
Подводя итоги всего вышесказанного, делаем выводы:
Зачем школьнику нужен проект?
- Для решения своих «жизненных» проблем (от простых до сложных).
- Навык творческого мышления поможет быть креативным в решении задач и проблем на других предметах.
- Опыт оформления документации поможет создавать качественные рефераты по любому предметы (оценки лишними не бывают).
- Пройдя путь от репродуктивного способа воспроизведения знаний до частично-поискового в перспективе сможет грамотно создавать курсовые, диплом, оформлять свои идеи и претендовать на Гранты.
- Работая в коллективе, разовьет в себе коммуникативные компетенции – прообраз будущей профессиональной деятельности
- Умение искать, анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию понадобиться ему ежедневно.
- Освоенные новые технологии и путь к освоению нужных в будущем технологий могут понадобиться в любой момент (жизнь слишком разнообразна, чтобы предугадать все ее пути).
- Умение излагать свои мысли, быть доказательным, презентовать себя позволит найти свою нишу в профессиональной деятельности.
Зачем учителю нужен проект?
Уча других, мы также учимся и сами. Все, что дает этот метод ученику, даст и учителю. Приемы развития творческого мышления подходят как детям, так и взрослым. Грамотно оформленная документация, навык написания научной работы, создание собственного Портфолио, участие в экспериментальной работе… Список можно продолжать дальше, был бы навык, а применение опытный учитель всегда найдет – привык смотреть масштабно и на перспективу.
См. также Приложение 2 и Приложение 3