На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит очень остро. За последние 10 лет постоянно отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25% детей, приходящих в 1-й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Ведущими причинами ухудшения здоровья детей являются: снижение качества жизни, гиподинамия, неблагополучная экологическая обстановка, несформированность потребности в здоровом образе жизни. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Здоровье детей зависит не столько от медицинских работников, сколько от всего комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях сохранить здоровье непросто. Следует отметить что, год от года все большее количество детей нуждаются в специальной коррекционной и реабилитационной помощи. Проблема воспитания и образования детей с особенностями в развитии является одной из самых острых в сфере образования и социальной защиты детей. Очевидна необходимость реабилитации этих детей средствами образования.
Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:
– сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;
– нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;
– коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны
речи;
– успешная социализация детей с дефектами речи.
В нашем детском саду компенсирующего вида основной контингент воспитанников составляют дети с разными уровнями ОНР. Категория детей с ОНР неоднородна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое обычно сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаются основные свойства нервных процессов, т.е. сила, уравновешенность и подвижность, что оказывает отрицательное влияние на дальнейший ход развития. В других нарушение может касаться какой-либо частной психической функции, например, зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребенка.
Именно поэтому для достижения положительных результатов в логопедическом направлении коррекционного воздействия мы используем не только основные методы и приемы, но и дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса. К ним относятся: кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон, использование массажеров, логоритмика, алфавит телодвижений, дыхательная гимнастика.
Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк, необходимые для становления многих психических процессов (рис. 1). Под влиянием кинезиологических тренировок происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиология стимулирует интеллектуальное развитие и моторику ребёнка. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма [11, 4].
Братцы Пошли два братца |
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем "звать" братьев и "кормить" кашей.
Кошка А у кошки ушки на макушке, |
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.
Рис. 1
Пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон, использование массажёров. Стимуляция точек массажёрами эффективно лечит многие заболевания, улучшая работу всех внутренних органов. Самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц (рис. 2). При систематическом проведении массажа активизируются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Массаж кистей и пальцев рук заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие [5, 29].
Дети кладут тыльную сторону левой
ладони на выпрямленные указательный, средний, безымянный и мизинец
правой, а большим пальцем правой руки нажимают в центр левой ладони. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки. |
Рис. 2
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения носят разнообразную коррекционную направленность: нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение. "Рассказывание" стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость, связанные с речевым дефектом или личностными комплексами ребенка [1, 4].
Алфавит телодвижений – это показ букв с помощью движения рук, ног, наклонов туловища и головы, полуприседаний, приседаний (рис. 3). В результате использования этих упражнений улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха, совершенствуется пространственный праксис и гнозис, постепенно уходят нарушения в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность.
|
|
В. – о.с. – левая нога согнута и отведена в сторону на носок, левая рука на поясе | Дети выпрямляют левую кисть и располагают её вертикально. Кончик изогнутого большого пальца правой руки прижимают к низу левой ладони, кончик изогнутого среднего пальца правой руки – к кончику среднего пальца левой руки, кончик выпрямленного указательного пальца правой руки – к середине левой кисти. Повторяют упражнение несколько раз. |
Рис. 3
Часто встречающимся нарушением речи у наших воспитанников является дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. С этими детьми приходится вести работу не только по развитию подвижности органов артикуляции, но и активно проводить развитие речевого дыхания [6, 19]. Особое внимание уделяется здоровьесберегающей технологии формирования правильного речевого дыхания у детей ОНР. Такая работа способствует физическому развитию и укреплению здоровья детей с речевой патологией, развитию физических качеств и двигательной активности, целенаправленному воздействию на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления тяжелых нарушений речи.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р.Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике [8, 52].
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Обьем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы [2, 6].
Работа по развитию речевого дыхания включает несколько этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы. Перед началом занятий необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки.
Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием методики, представленной в пособии Л.И. Беляковой с соавт. "Методика развития речевого дыхания".
Первый этап нашей работы – подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания. Его целью является развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания. Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития этого типа дыхания.
Второй этап – развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой [10, 12]. Цель данного этапа – дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а так же развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей. Особое внимание обращается на следующие условия:
- активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;
- вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
- все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.
Третий этап – развитие фоноционного выдоха. Цель этапа – развитие фоноционного (озвученного) выдоха. Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на "быстрый вдох", а на звучание голоса в процессе выдоха.
Четвертый этап – развитие речевого дыхания. Цель этапа – развитие собственного речевого дыхания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
Пятый этап – развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Цель этапа – тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста [2, 8–41].
Все этапы развития диафрагмального, фонационного и речевого дыхания соотносятся с планом работы логопеда, воспитателя группы и музыкального руководителя.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе компенсирующего детского сада является неотъемлемой частью педагогического процесса.
Литература.
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. – М. 1997.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1982.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.; Просвещение, 1996.
- Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. – М.: Медицина, 1989.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 2000.
- Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1996.
- Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – СПб., 2002.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.