Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
- формирование полноценного восприятия художественного произведения - на уровне главной мысли (идеи);
- продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;
- обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль);
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;
- воспитание интереса к чтению и книге;
Материал к уроку: учебник М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой (Родная речь) 3 класс.
Методы, применяемые на уроке: работа с учебником и книгой, приёмы самостоятельной работы: составление плана текста, аннотирование, составление словесно-схематического изображения прочитанного, составление сравнительных характеристик; наглядные методы: метод иллюстраций и метод демонстраций; словесные и практические методы.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, дидактическая карточка "Приглашение в мир сказки Гаршина" с определёнными заданиями, портрет В.М. Гаршина, сюжетные картинки, куклы-лягушки для мини-спектакля, подборка книг Гаршина для выставки.
Ход урока
I Организационный момент.
Звонкий слышится звонок,
Начинается урок.
Желаю вам, мои юные читатели,
Чувствовать себя комфортно,
Но быть внимательными, доброжелательными
И, конечно, трудолюбивыми.
II Начинаем со звуковой разминки.
1.
Чтение с добавлением:
Бул-бултых-бултыхну-бултыхнулась
По-побла-поблаго-поблагода-поблагодарить
Пу-путе-путешест-путешественни-путешественница
2.
Работа над скороговоркой.
Утка Пёстрая Крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вперевалочку спотыкалочку.
Задание: прочитать скороговорку, смещая логическое ударение на одно слово.
III Эмоциональный настрой на восприятие произведения.
Слайд № 1
Вступительное слово учителя.
14 февраля - 155 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. Перед вами его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.
Впервые "Лягушка-путешественница" была напечатана в седьмом выпуске детского журнала "Родник" в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.
Автор в произведении "зашифровал" своё видение мира, отношение к нему, а мы - читатели, постараемся воспринять и понять этот мир и принять его в себя.
Приглашаю вас, юные читатели, войти в мир произведения Гаршина "Лягушка-путешественница" и насладиться чтением и новыми открытиями.
У каждого на столах лежат пригласительные билеты. Отправляемся в мир нового произведения.
Слайд № 2
IV Ознакомительное чтение сказки. (Читает учитель и подготовленные ученики).
Чтение по ролям. Все дети следят по учебнику с карандашом в руке.
V Беседа по выявлению первичного восприятия произведения.
Чувства - энергия жизни. Чувства есть всегда.
- Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?
(примерные ответы:
- беспокойство за судьбу лягушки: рисковала жизнью ради похвалы;
- разочарование - за малым не увидела большое;
- сожаление, что лягушка не долетела до юга;
- страх за жизнь лягушки;
- восхищение её находчивостью и умом;
- чувство веселья: рассмешило, что лягушка такая самоуверенная;
- облегчение: всё закончилось благополучно;
- сопереживание: слишком много риска в поступках лягушки)
- Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных)
- По каким признакам определили, что это сказка?
(животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок "Жила-была", счастливый конец).
- Назовите главного героя сказки.
VI Словарная работа.
Слайд № 3
- Кто такие путешественники?
Словарь С.И.Ожегова.
Путешественник - тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.
Происшествие - событие, нарушившее или изменившее обычную жизнь.
- Что означает выражение " не уронить достоинство"? (не опозориться, не поставить себя в глупое положение)
- Прочитайте следующие словосочетания. Объясните значение.
Присутствие духа т.е. силы воли.
Захватило дух - стало страшно, замерла от испуга.
Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.
Прыгало сердце - радовалась.
VII Работа над текстом сказки.
1. Аналитическое чтение по смысловым частям. Просмотрите текст сказки.
Слайд № 4
Какая бала жизнь у лягушки на болоте? 1 картинка на сюжетный треугольник? (тихая и спокойная)
Что изменилось в жизни лягушки после встречи с утками? 2 картинка (появилась мечта)
Слайд № 5
Отправилась ли лягушка на юг? (да)
Слайд № 6
Какой момент в путешествии явился кульминационным (захватывающим, решающим судьбу героини)? 3 картинка (решила всем прокричать, похвалиться)
Слайд № 7
Сбылась ли мечта лягушки? (нет или частичо: она летала, но до юга не долетела)
Слайд № 8
Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить сказку? (на три: безумная затея лететь; опасный полёт; благополучный конец). Запишите план в свой пригласительный билет. (1-2 ученика читают составленный план).
2. Работа над образом лягушки. Выборочное и поисковое чтение. (Карточки на доску.)
Какой вы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)
Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки?
Лягушка-квакушка (простая)
Громко квакала вместе со всеми ( обыкновенная как все)
Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком (довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).
Как автор относится к лягушке? (она ему нравится, он умиляется над ней, мол какая хорошенькая).
Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками? Чтение с места в тексте " И лягушка сейчас же спряталась: Возьмите меня с собой!" Какие черты характера лягушки вы увидели? (любопытная, но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная)
Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная. "-Я придумала! Я нашла!...до:.всё будет превосходно"
Почему утки согласились на предложение лягушки? (Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).
Как автор описывает состояние лягушки в воздухе? Как он относится к не в данный момент? (захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однако скоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась. Автор
жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством "Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.)
Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди? Чтение отрывка "-Смотрите, смотрите!... до : Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная)
Помогло лягушке хвастовство или навредило?
С каким чувством автор описывает падение лягушки? Чтение абзаца " И с эти криком она полетела вверх тормашками:: и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни". (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).
ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка.
Учитель.
У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.
Вот эти словосочетания.
Слайд № 9
Шлёпнулась с сучка, выражение морды было самое сияющее, полетела вверх тормашками, называет бедной спутницей, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала, бултыхнулась в грязный пруд, боялась уронить лягушачье достоинство, болталась таким образом целый день.
За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)
Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).
Выполнение заданий на карточках.
- Прочитайте выписанные черты характера лягушки. Вычеркните те, которые не подходят к нашей героине.
- Разделите названные качества на положительные отрицательные с помощью карандаша.
-Прочитайте только положительные качества. (1-2 ученика).
Вывод. Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.
АЛЛЕГОРИЯ - иносказание , выражение мысли, идеи в конкретном образе.
Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки? (Образ лягушки из сказки Гаршина - это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.)
3. Выделение главной мысли произведения.
Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно.
Хочется послушать ваше собственное мнение.
- Сочувствуете ли вы лягушке?
- Что погубило мечту главной героини?
- Что бы вы ей посоветовали при встрече?
- Недаром говорят в народе: За малым и большое потеряешь.
- Какие пословицы подходят к сказке?
- Хвастовство само себя накажет.
- Кто хвалится, тот с горы свалится.
- Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
Вывод (заключительное слово учителя).
"Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям, - отмечал литературовед Г.А. Бялый, - и что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение - как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что " свет во тьме светит". Гаршин так думал и чувствовал всегда".
- Я бы назвала сказку Гаршина романтической. В ней автор противопоставил высокую мечту пошлой самовлюблённости, которая одним мешает оторваться от земли, другим, даже оторвавшись от болота, употребить свой ум на перелёт на: другое болото. Чванливость, самовлюблённость, хвастовство - несчастье человека. Но автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.
Сценка из кукольного спектакля.
"Чудная история о необыкновенной хвастунишке"
Действующие лица: две лягушки.
1. -Это я, это я придумала! (высовывается осторожно, оглядывается, никого)
2. -Это ты так громко кричала?
1. (Сначала прячется, потом берёт себя в руки) -Да, это я прощалась со своими любимыми утками.
2. Ах, у вас есть свои утки?
1. Да, мои собственные, которые носят меня туда, куда я захочу. Простоя долго думала про жизнь и, наконец, изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.
2. Ах, вы такая умная! Вы такая отважная!
- А почему же вы не полетели на юг с ними? Там говорят сейчас тепло и такие прекрасные тёплые болота, где много комаров и мошек.
1. Пусть летят. Я отпустила их в отпуск. Я на юге бываю каждый год, поэтому меня уже ничем не удивишь.
2. Ах, как интересно! Какая у вас замечательная жизнь! Расскажите, как там в другом краю.
1. Конечно лучше, чем в вашем грязном пруду.
2. Не говорите, здесь так скучно и неуютно. Неужели вы променяли великолепный юг на наш маленький пруд?
1. Я..я:я заехала к вам посмотреть, как вы здесь живёте. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки! Ква!
2. Ква, ква.Я восторгаюсь вами.
1. Ква.ква! Я и сама себе нравлюсь!
Информационные сообщения знатоков.
1. Сказка "Лягушка-путешественница" создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся.Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись "от реплики" падает и разбивается.
- Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит? Автор изначально задумал не убивать лягушку, а только проучить её за хвастовство. Сказка написана весело, с юмором. Про лягушку-хвастушку можно читать даже маленьким детям.
2. Удивительное существо - лягушка! С одной стороны она гадкая, с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками, но если отбросить предубеждения и приглядеться внимательно, то с другой стороны, по изяществу движений и утончённости нарядов не уступит любой царевне. Лягушки - очаровательные существа, они вполне могут быть отнесены к числу самых красивых животных нашей планеты.
Меня удивил ещё один факт. Лягушки - своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасночти некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.
Слайд № 12
VIII Рефлексия.
Слайд № 13
Закончите фразы.
- Я сегодня на уроке узнал::::::::.
- Самым интересным на уроке было::::::::
Слайд № 14
Над чем я продолжу работать дома:
1. Нарисую героев сказки.
2. Составлю кроссворд по сказке.
3. Подготовлю вопросы для самого внимательного читателя.
Литература.
- С.В.Савинова Поурочные планы по учебнику М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова "Родная речь". - Волгоград:Учитель, 2005.
- Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т Рус. Яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. - 3-е изд. - М.: Русский язык, 1985 - 1988.