Формы работы с учащимися, имеющими одну "3" или одну "4" по результатам промежуточной или итоговой аттестации в условиях предметного обучения

Разделы: Начальная школа


Современные условия жизни предъявляют принципиально новые требования к образованию подрастающего поколения.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентирован на развитие творческих возможностей ребенка. Теперь это должна быть не “школа навыка”, а первый этап ребенка в образовании, место пробы своих сил, пространство раскрытия его личностного потенциала. В такой начальной школе возрастает потребность в учителе с новым уровнем личностных и профессиональных компетентностей, готовым к работе в новых условиях. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся.

А значит, необходимы новые педагогические технологии, позволяющие иначе организовать учебный процесс. Учащиеся ждут от учителя знаний для жизни. Это значит, что нужны формы и методы обучения, направленные на развитие личности ребенка:

  • деятельностные,
  • групповые,
  • игровые,
  • практико-ориентированные,
  • проблемные.

В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.

Под развивающим обучением понимают способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого, прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

Поэтому в нашем Центре образования начальные классы обучаются по учебному плану, включающему раннее изучение иностранных языков, информационных технологий, интегрированные уроки, проектную деятельность, совместную работу двух преподавателей.

С 2008 года преподавание в начальной школе осуществляется на основе единой системы предметного обучения в соответствии с принципами преемственности между всеми ступенями обучения. Это позволяет педагогическому коллективу:

  1. Осуществлять компетентностный подход в обучении в условиях перехода на новые ФГОС НОО.
  2. Реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении.
  3. Осуществлять качественное обновление процесса обучения на основе использования продуктивного педагогического опыта и внедрения современных методик и форм образования.
  4. Развивать ключевые компетенции младших школьников в области учебной и коммуникативно-информационной деятельности.

Предметное обучение способствует сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

При переходе на предметное обучение в начальных классах увеличилось количество учащихся, имеющих одну “4” и одну “3”. Возможность понять истинные причины и наметить пути решения проблем стало принципиально важным моментом работы всего педагогического коллектива и психолого-педагогической службы Центра образования № 1485.

Сделав тщательный анализ сложившейся ситуации, мы пришли к следующим выводам:

  • каждый учитель стал более требовательным к изучению своего предмета;
  • вместо одного учителя у младшего школьника появилось несколько учителей, каждый со своим уровнем требований, что усложнило психологическую ситуацию для ребенка;
  • если раньше учитель сам мог отследить успеваемость учащегося по всем предметам, то теперь возросла роль классного руководителя, которому необходимо работать в тесном контакте с учителями-предметниками и отслеживать успеваемость по предметам каждого ученика в своем классе.

Неуспешность ребенка даже по одному предмету – многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление о собственной неуспешности “встроится” в личность ребенка, то оно будет преследовать его долгие годы, возможно, всю жизнь.

Своевременное выявление причин, приводящих к неуспешности, и соответствующая коррекционная работа позволят уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость.  

В чем конкретно проявляется синдром школьной неуспешности, помогают нам выявить специалисты психолого-педагогической службы нашего Центра образования: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Проведение диагностических мероприятий: наблюдений, исследований, тестирований, бесед, позволяют получить индивидуальную характеристику всех интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала, что является особенно актуальным для решения этой проблемы и позволяет выделить ряд причин, которые индивидуальны для каждого учащегося:

  • высокий уровень тревожности,
  • низкая мотивация по данному предмету,
  • неусидчивость или уход в себя (на уроках по конкретному предмету),
  • заниженная самооценка,
  • неуверенность в себе, 
  • неверие в возможность удачи. 

Непременным условием эффективной работы с этой категорией детей является совместная работа классного руководителя, учителей-предметников и специалистов психолого-педагогической службы.

Начиная с дошкольной ступени образования, в нашем Центре осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса

Причины, которые были выявлены педагогическим коллективом и специалистами ППС позволили нам выделить пути создания успеха:

В урочное время:

  • Планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
  • Дифференциация учебного материала и заданий.
  • Индивидуальный подход (индивидуальные домашние и творческие задания).
  • Коррекционная работа со стороны учителя-предметника.
  • Психолого-педагогическое сопровождение.
  • Контроль успеваемости учащихся со стороны классного руководителем (своевременное выявление неуспешности ребенка).

Во внеурочное время:

  • Индивидуальные и групповые занятия предметной направленности, на которых учителя могут ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.
  • Консультации учителей по всем основным предметам в группах продленного дня.
  • Организация школьных олимпиад по разным предметам.
  • Подготовка учащихся к выступлениям на окружных конференциях, конкурсах, фестивалях.
  • Участие в городских, Всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
  • Исследовательская и проектная деятельность.
  • Социоигровые технологии.
  • Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы.
  • Проведение праздников и внеклассных мероприятий.
  • Экскурсионная работа с обязательным творческим отчетом.
  • Использование возможностей дополнительного образования.
  • Привлечение данной категории учащихся на занятия курсов по выбору.
  • Привлечение учащихся к участию в мероприятиях – в рамках предметных недель

Зачастую участие в данных мероприятиях , раскрывает личностные особенности ребенка гораздо лучше, чем на уроках по тому предмету, где наблюдаются проблемы.

В течение года администрацией школы и председателями методических объединений отслеживается работа с этой категорией учащихся:

  • посещение уроков;
  • работа по отслеживанию знаний учащихся;
  • анализ контрольных работ и срезов знаний в рамках ВШК:
  • работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
  • проведение повторных контрольных и самостоятельных работ;
  • анализ системы опроса учащихся, имеющих одну “4” или одну “3”;
  • контроль за объемом домашних заданий;
  • организация малых педсоветов по проблеме;
  • мониторинг успеваемости в течение всего учебного времени с обязательным анализом на совещаниях, корректировка планов;
  • собеседование с классными руководителями, учителями-предметниками, специалистами психолого-педагогической службы;
  • работа с родителями (законными представителями).

В отчетах за четверть и учебный год классные руководители и учителя-предметники указывают учащихся, имеющих одну “4” и одну “3”, предмет, по усвоению которого имеются проблемы, темы в программном материале и формы работы с этими учащимися.

Если работа учителя не дает результатов, то приглашаются родители, которым разъясняются проблемы, намечаются совместные пути их устранения.

Проведение мониторинга учебных достижений учащихся позволяет нам отследить результативность нашей работы по данной проблеме. Выяснение причин и использование форм и методов работы по их устранению в учебном процессе и во внеурочное время, позволило нам добиться снижения численности учащихся, имеющих одну “4” и одну “3”.

Воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить, преодолевать сложные ситуации.

Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников. Проследить успехи каждого ученика позволяет нам работа в программе “Портфолио”.

Чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения, обязательно найти сферу, в которой ребенок успешно реализует себя.

Для нашего педагогического коллектива формулой успешности является: развитый ум, стремление учиться, способность применять знания на практике.