Чтение и письмо слов и предложений с изученными буквами

Разделы: Начальная школа


Цели урока: обучение чтению и письму слов и предложений с изученными буквами, обогащение словарного запаса и развитие связной речи у первоклассников.

Задачи:

  • учебная – формирование у детей навыков правильного слогового чтения, письма слогов и слов без пропуска букв, соблюдая способы их соединения;
  • развивающая – обогащение словарного запаса детей именами прилагательными, формирование умения анализировать схемы и строить предложения, развитие творческих способностей;
  • воспитательная – воспитание уважения к мнению товарищей в коллективной работе и работе в парах, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование и программное обеспечение:

  • Демонстрационные – схемы слов, карточки со словами: “сон”, “сын”, “сыр”, “сор”, “сом”, шапочки для букв “с”, “о”, “м”, толковый словарь Ожегова, презентация PowerPoint. (Приложение.)
  • Раздаточные – конверты с разрезными словами, карточка с текстом загадки, круги трех цветов (красный, зеленый, желтый), учебник “Азбука”. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец, 2009 г. Издательство “Учебная литература”, “Пропись” № 3.

Ход урока

I. Организация класса.

(Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми).

Учитель. Прежде чем приступить к работе, мне интересно узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Перед Вами лежат круги трех цветов (красный, зеленый, желтый). Покажите, с каким настроением вы пришли на урок: если у вас радостное настроение, покажите круг красного цвета; если серьезное, деловое – зеленого; если грустное – желтого. А теперь пусть те ребята, у которых сегодня настроение по каким-то причинам не очень радостное, посмотрят на свой кружок. Но разве может желтый цвет, цвет теплого яркого солнышка принести нам грусть. Давайте все улыбнемся друг другу и вспомним нашу девиз:

Дети (хором).

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, правила посадки на уроке.

(Дети называют правила посадки на уроке, в том числе и при письме.)

II. Сообщение темы урока, определение задач.

Учитель. С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Какие звуки она обозначает? Кто запомнил, как пишется письменная буква “с”?

(Вызвать к доске ученика найти таблицу с буквой “Сс” и поместить ее на доску.)

Учитель. Как вы думаете, все ли мы знаем про эту букву и умеем ее красиво писать? Поднимите руку, кому еще надо потренироваться читать и составлять слова и предложения, красиво писать букву “с”? Ну что ж, мы определились с темой урока, наметили задачи. А какие сюрпизы нас ждут впереди, это пока секрет. Вы любите секреты?

III. Работа в “Прописи № 3”. Письмо букв Сс.

(Посадка, наклон тетради, ручка)

Учитель. Подчеркните самую красивую, правильно написанную вами букву.

IV. Речевая разминка.

Учитель. А сейчас мы займемся речевой разминкой. Для этого надо встать, распрямить плечи, приподнять подбородок, сделать вдох и на выдохе произнести фразы, повторяя за мной:

-Са – са – са,
Ой, летит оса!

(На доску прикрепляется картинка с изображением осы и табличка со словом “ОСА”.)

-Су –су –су,
Видел кто из вас осу?

-Сы –сы –сы,
Мы не видели осы.

-Са –са –са,
Отгадайте, где оса?

V. Актуализация знаний.

Учитель. В какой части слова встречается звук “С”?

Дети. Звук “с” встречается в середине слова.

Учитель. Подберите схему к слову “ОСА” и докажите правильность выполнения задания

(Вызвать ученика, который находит схему и помещает ее на доску и поясняет свой выбор.)

Учитель. Давайте напечатаем слово “ОСА” в книжках для печатания и напишем его в “Прописи”

(Правила посадки при письме.)

Учитель. Отгадайте загадку:

(Читает по карточке ученик, уже умеющий читать целыми словами.)

Что милее всего на свете?

Дети. Сон.

(На доску помещается карточка со словом “СОН”.)

Учитель. Где находится звук “с” в этом слове?

Дети. Звук “с” находится в начале слова.

VI. Упражнение в чтении слов с буквами “Сс”.

Учитель. Поиграем в слова. Игра называется “День и ночь”.

(По очереди выставляются слова, дети читают их и называют, что изменилось.)

СОН – СЫН – СЫР – СОР – СОМ

Учитель. Разделите их на 2 группы.

Варианты ответов детей:

а) Кто? Что? (Одушевленные и неодушевленные предметы);
б) с гласной “о” и с гласной “ы” в середине слова.

Учитель. Отгадайте вторую загадку:

(Читает ученик.)

Там, где сыро и темно,
Спит усатое бревно.

Дети. СОМ.

(Слайда 1 “СОМ”.)

Учитель. Посмотрите, какая красивая рыба. Давайте прочитаем, что написано о соме в “Толковом словаре” Ожегова.

(Читает ученик.)

Сом – крупная пресноводная бесчешуйчатая хищная рыба.

Учитель. Каких животных мы называем хищными?

(Ответы детей.)

Учитель. А сейчас поиграем в игру “Живые звуки”

(Звуко-буквенный анализ слова “СОМ” Дети анализируют каждый звук, надевают на голову шапочку с буквой.)

Учитель. Подберите схему к слову “СОМ” .

(Ученик выбирает соответствующую табличку со схемой и помещает на доску.)

VII. Работа в “Прописи”. Письмо соединений букв, слогов и слов с буквой “С”.

Учитель. Давайте запишем несколько слов с буквой “С”. Какое соединение надо выполнить, чтобы написать: СОМ СЫР СОН ОСА СЫН ?

(Дети называют виды соединений букв: верхнее, нижнее, с помощью соединительного элемента.)

Письмо: СО, СЫ, СА, ОС, СОМ, СЫР, СОН, ОСА, СЫН.

VIII. Физкультминутка.

IX. Постановка учебной задачи.

Учитель. Кто сегодня видел сон? Какой он был? А еще какой бывает сон?

Дети. Добрый, смешной, фантастический, грустный, страшный…

Учитель. Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вам снится что-нибудь приятное. (Минутка отдыха, релаксация).

Учитель. А хотите узнать, что снилось сому? Откройте Азбуку на стр. 62 и рассмотрите рисунок. Прочитайте двустишие сначала шепотом, затем вслух.

(Дети читают текст на стр. 62.)

Учитель. Как понимаете слово “сотый”?

(Ответы детей.)

X. Работа по р/р. Составление предложения по картинке.

Учитель. Так что же снилось сому? Из каких сказок эти герои? Назовите их, используя слова, отвечающие на вопросы (читаем в книге – КАКОЙ? …)

(Ответы детей.)

Учитель. Составьте предложение по схеме:
!______ _______ _______ ________.

(Ответы детей, выбрать одно предложение.)

Учитель. Сому снился сказочный сон.

Назовите слова из составленных предложений, отвечающих на вопрос “какой?” и обозначающих отличительные признаки сна.

(Ответы детей.)

XI. Физкультминутка.

XII. Работа в парах. Составление текста.

Учитель. Посмотрите, ребята. Сому понравилось предложение, которое вы о нем составили. Он прислал вам письмо.

(Слайд 2. Картинка “СОМ” со схемой текста.)

!_____.
!____ _____.
!_______ ______ _________.
!______ _______.
!______ ________ _________ ______.

Отгадайте, что это такое?

Дети. Это схемы предложений.

Учитель. Посчитайте, сколько в письме предложений? Что пишется вверху текста?

Дети. Заголовок.

Учитель. Сейчас будем работать парами. Чья пара будет работать дружно, те быстрее и правильнее выполнят задание. Какие правила парной работы вам уже известны?

(Читает ученик памятку.)

Памятка.

  1. Внимательно слушать друг друга, не перебивать.
  2. Работать дружно.
  3. Уважать мнение товарища.

Учитель. На каждой парте лежит конверт с письмом. Откройте и выньте содержимое. Что высыпалось на парту из конверта?

Дети. Слова.

(На каждой карточке по одному слову: Сом., Это, сом., У, сома, усы.,
Он, спит., Сом, видит, сладкий, сон.
)

Учитель. Чтобы прочитать письмо, необходимо выложить из разрезных слов предложения в строгом соответствии со схемами, соблюдая порядок их расположения и правила оформления на письме.

Сколько слов в первом предложении? Кто это?
Сколько слов во втором предложении? Что есть у сома?
Сколько слов в третьем предложении? Что делает он в “Азбуке”?
Сколько слов в четвертом предложении? Какой сон видит сом?
Как озаглавим текст?

(Дети на столах выкладывают текст.)

XIII. Проверка выполнения задания.

(Слайд 3 с правильным выполнением задания.)

Сом.
Это сом. У сома усы. Он
спит. Сом видит сладкий сон.

Учитель. Сравните свою работу с образцом. У кого нет ошибок? Сколько предложений написано? Можно ли их назвать текстом? Почему?

XIV. Работа в “Прописи” над предложением.

Учитель. Найдите в тексте предложение из 3-х слов. Давайте его запишем. Какие правила написания предложения надо знать?

(Дети пишут: У сома усы.)

Взаимопроверка.

XV. Итог урока.

Учитель. Ребята, урок подошел к концу. Какому звуку и букве мы посвятили его? Какое задание понравилось больше всего? Что еще полезного узнали на уроке?

Покажите цветным кружком состояние своего настроения на конец урока.

(Слайда 4. Рефлексия урока.)

Учитель. Выберите предложение, которое, по вашему мнению, относится к вам, и поставьте соответствующую цифру на полях прописи:

  1. Мы уже все знаем!
  2. Мы еще не все знаем!
  3. Мы ничего не знаем!
  4. Мы уже кое-что знаем!

Учитель. Урок, действительно, получился у нас очень насыщенным благодаря вашей активной работе. Молодцы. Спасибо всем.