Воспитание юных экологов

Разделы: Экология


Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее.
И. С. Тургенев

Чтобы сформировать у детей ответственное отношение к природе нужно запастись терпением, так как это сложный и длительный процесс. В результате дети должны не только овладеть определенными знаниями и умениями, но и быть эмоционально отзывчивыми, желать и уметь активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

С самого раннего детства, в период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик, нужно учить ребенка чувствовать красоту природы, понимать и читать ее язык, беречь ее богатства. В нашей школе экологическое воспитание ведется с первого класса. Преподавая экологию, перед учителем стоит важная, серьезная задача: воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Готовясь к занятиям, я ставлю следующие цели:

  • развивать умение находить взаимосвязи в природе; развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; развивать наблюдательность, любознательность; развивать познавательный интерес к изучению природы и ее охране; экологическую культуру; находчивость, творчество;
  • учить устанавливать экологические связи; рассмотреть экологические проблемы и способы их решения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в природе; учить устанавливать причину и следствие; показать учащимся необходимость охраны природы; познакомить с экологическими правилами поведения людей в природе; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; показать красоту и величие русской природы через литературные и музыкальные произведения; открыть большие возможности для познавательной деятельности учащихся;
  • воспитывать доброе и бережное отношение ко всему живому; воспитывать экологическое мышление; воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней; воспитывать трудолюбие; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях; воспитывать доброту, гуманное отношение к природе;

На занятиях я стараюсь побуждать детей к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы, одним словом стараюсь пробудить в детях, прежде всего интерес к природе. Окружающая нас природа удивительна: один и тот же пейзаж в разные времена года выглядит по-разному. Ранней осенью листва клена золотисто-желтая, деревья очаровывают нас своим багрянцем. А поздней осенью, когда деревья и кустарники сбросят свой наряд, все вокруг тускнеет, приобретает уставший вид и создается ощущение, что природа стала беззащитной. Обращаю внимание детей на разнообразие формы деревьев, на то, что кора различных деревьев имеет разный цвет, различна на ощупь, листья различны по величине и форме, обращаю внимание на особенности внешнего строения цветков и плодов. На экскурсиях дети учатся находить отличительные признаки у многообразия отдельных объектов и делают выводы, что объекты и явления природы разнообразны.

Познавательная активность учащихся на экскурсиях зависит от заинтересованности. Чтобы повысить интерес к изучению той или иной темы, я на прогулках провожу экологические игры, например: “Рыбная ловля”, “Цепи питания”, “Узнай животное”, “Узнай по описанию”, “Узнай на ощупь дерево”.

Для того чтобы дети учились обобщать свои наблюдения в образной форме, я использую стихи разных поэтов. Перед экскурсией я даю их детям для заучивания, и по ходу занятия мы знакомимся с поэтическим описанием природы.

Мы часто говорим о заботливом и гуманном отношении к животным и птицам. Я стараюсь доводить до сознания детей, что нужно не только любоваться животными и птицами, но и заботиться о них, помогать им выжить в холодные месяцы зимы. Основой действенного отношения является изготовление кормушек для птиц и подкармливание животных. В этом детям помогают родители. В последствии, наблюдая за питомцами, учащиеся знакомятся с отличительными особенностями птиц, их повадками, условиями обитания.

Актуально пересмотреть деление животных на полезных и вредных. На занятиях мы разбираем примеры взаимной связи всех видов. Я подвожу детей к пониманию того, что нарушение этих связей может повлечь за собой непоправимые последствия. Если исчезнет один вид, он повлечет за собой гибель других видов.

К некоторым животным ребенок испытывает неприязнь, страх, брезгливость. Как помочь побороть это чувство? Нужно заинтересовать! Вместе с учениками мы подбираем материал о таких животных. Затем выявляем особые черты этих животных, находим ответы на вопросы: почему животное так называется, выглядит? Какую пользу приносит?

В процессе изучения экологии к детям приходит понимание того, что природу нужно беречь, а не только восхищаться ею. Разнообразие форм и методов работы развивает познавательный интерес и снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в процессе ее изучения. Дети самостоятельно приходят к тому, что знание и выполнение этих правил имеет огромное значение для человека. В последствии ребята воплощают свои знания в творчестве, изготавливая “Правила друзей природы” в виде памяток, знаков и т. п. Юных экологов я воспитываю в своих учениках с первого класса.

Учителями нашей школы были созданы учебники-тетради по экологии, в которых дети самостоятельно в соавторстве с составителем учебника учатся логически мыслить и воспринимать окружающую нас природу с позиции юного эколога. Дети изучают, наблюдают, делают записи, рисунки. Так же разработаны дневники юного эколога, которые, по моему мнению, как и учебники-тетради, вызовут у ребят интерес и стремление познавать все больше и больше окружающую нас природу.

Более глубокое изучение объектов и явлений природы начинается со второго класса. Дети узнают, что человек – совершенное творение природы и он не может существовать вне ее. Они начинают понимать, что человек и природа едины.

Многие учебные ситуации стараюсь использовать в целях экологического воспитания. Продлевая жизнь книге, занимаясь ремонтом книг, воспитываю в детях бережное отношение к книге, одновременно напоминаю, что тем самым мы сохраняем леса. Сбор макулатуры тоже сберегает лес. Объясняю, чтобы сберечь одно дерево нужно собрать 60 кг макулатуры.

Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. Ежегодно у нас в школе проводится конкурс осеннего букета, где дети изготавливают букеты из сухих опавших листьев. Дети вместе с родителями проявляют верх фантазии. Ни одна работа не похожа друг на друга. Впоследствии поделки выставляются на выставку, где все ученики школы могут полюбоваться этими шедеврами.

Так же мы проводим недели естествознания. На этих неделях мы проводим викторины на экологическую тему, экологические игры, конкурс букетов изготовленных из бытовых отходов, рисуем стенгазеты, разрабатываем экологические памятки и, как итог проводим экологическую линейку. В результате проводимых работ и мероприятий ученики активно пропагандируют бережное отношение к окружающей природе.