Цели:
- познакомить учащихся с ролью приставок, основными правилами правописания;
- развивать орфографическую зоркость, речевую деятельность, внимание, память;
- воспитывать аккуратность, интерес к учению, формировать умение самостоятельно работать.
Оборудование: учебник русского языка 2 класс (Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева), таблица заданий для исследования, “огоньки светофора” для оценки своей работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
Будете грамотно писать.
Учитель. Сегодня будем работать в парах. О чём должны помнить, общаясь друг с другом?
Дети. Доброе и вежливое обращение друг к другу, быть внимательными слушателями, не перебивать, помогать.
Учитель. Я хочу добавить девиз урока – “ Умеешь сам – научи другого!” Пусть этот урок принесёт вам радость общения. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
II. Актуализация знаний. Повторение.
Учитель. На доске записаны слова. Прочитайте их. Спишите. Поставьте ударение, подчеркните опасные места.
ЛИСТОК, ЛЕСОК, ГОРЮШКО, ПРУТИК, НОЖИК, ПЕРЕХОД.
Проверка.
Какая часть слова встречается у всех этих слов?
Дети. Корень.
Учитель. Что такое корень?
Дети. Главная часть слова.
Учитель. Что заключено в корне?
Дети. Общий смысл всех однокоренных слов.
Учитель. Выделите корень в словах.
Как правильно выделить корень в словах?
Дети. Подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является главной. Обращать на смысл слова.
Учитель. Какая ещё часть слова осталась?
Дети. Суффикс.
Учитель. Что такое суффикс?
Дети. Часть слова, которая стоит после корня, образует новые слова.
Учитель. Выделите суффикс в словах.
Взаимопроверка.
III. Постановка проблемы.
Учитель. Посмотрите, осталось слово – переход.
Что это за часть слова осталась? Суффикс?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Доказывают.
Учитель. Знаем такую часть слова?
Дети. Нет.
Учитель. На уроке будем говорить о новой части слова, которая стоит…..(перед корнем).
Что бы вы хотели узнать о новой части слова?
На доске появляется план работы.
- Почему так называется?
- Где стоит?
- Как обозначается?
- Для чего нужна?
IV. “ Открытие ” детьми нового знания.
Исследовательская работа в парах по таблице.
1. Ходоки, переход, ходики, поход, ходули, выход.
Прочитайте. Что общего ?_____________________ Выделите корень в однокоренных словах. 2. Разделите слова на две группы по наличию суффиксов.
Выделите в словах 1 столбика суффиксы. Вспомните значение этих суффиксов. 3. В словах 2 столбика выделите корень. Что заметили? _____________________________________________________________________________ 4. Новая часть слова “приставляется-присоединяется” к корню. Как бы вы назвали её?__________________________________________________________________________ Новая часть слова называется приставкой. Запомни! Выделите её . Какие приставки вам встретились? Запишите их. _________________________________________________________________________ 5. Где в слове стоит приставка? __________________________________________ 6. Как приставка пишется со словами (слитно или раздельно)? __________________________________________________________ 7. Составьте предложения со словами из 2 столбика. Одно предложение
____________________________________________________________ 8. Сделайте вывод: для чего нужны приставки? ________________________________ ___________________________________________________________________________ 9. Заполните таблицу.
10. Устно дайте определение приставки. Приставка – это ... |
Прочитайте.
Сравните наши выводы и правило.
Кто повторит правило? Повторите в паре.
Почему про суффикс не говорим, что он пишется слитно со словом, а про приставку говорим?
Дети. Приставку можно спутать с предлогом.
Учитель. Посмотрите, как Буратино помогает запомнить, что такое приставка?
Дети. Её приставили к корню, само слово приставка имеет приставку ПРИ-.
V. Первичное закрепление.
- стр. 83 упр. 132 (устно).
Проговаривание, громкая речь. - стр. 84 упр.133 (письменно).
Какое значение вносит приставка ДО – в слово? (Завершение действия.)
VI. Самостоятельная работа.
По вариантам
Шить Нести
Приставки – ПРО-, ЗА-, С-, ОБ-, НАД-, ВЫ-, ПОД-, ОТ-, ПРИ-, ПО-.
Образовать как можно больше слов с разными приставками, записать, обозначить приставку.
Проверка по образцу с доски.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Какую часть слова исследовали?
Обратимся к плану урока и проверим исследования.
Может ли слово состоять из одной приставки? Почему?
Оцените себя какими вы были исследователями огоньком “Светофорика” на приставках-ступеньках.
Оцени себя “Светофорик”.
Зелёный огонёк – доволен своей работой на уроке, работал в полную силу.
Жёлтый огонёк – работал хорошо, но допускал неточности.
Красный огонёк – мог бы работать лучше, надо стараться.
VII. Д/З Правило. Придумать слова с разными приставками с корнем -езд-, -лес-,-сад-.