В настоящее время перед любым образовательным учреждением помимо традиционных проблем образования и воспитания учащихся, стоят и вопросы, связанные с оценкой качества деятельности этого образовательного учреждения. Современная школа принципиально отличается от той традиционной системы преподавания знаний. Главные требования, предъявляемые современным обществом к новой школе, были сформулированы президентом Д.А. Медведевым в “Послании Федеральному Собранию” 5 ноября 2008 г. В Послании были сформулированы основные направления национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”:
- Переход на новые образовательные стандарты (т.е. создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире).
- Развитие системы поддержки талантливых детей. “Должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности”
- Развитие учительского потенциала. Среди нововведений можно отметить: новые подходы к аттестации педагогов: оценка профессиональной компетентности, качества результатов работы педагога, привлечение общественности для оценки эффективности деятельности педагога, новая система оплаты труда (НСОТ), повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров через участие в стажировках на базе инновационных учреждений.
- Изменение инфраструктуры школьной сети (Повышение финансовой самостоятельности учреждений, организация школьного питания, безопасность школьников, проведения ремонтных и строительных работ, создание условий в школах для реализации современных образовательных стандартов).
- Сохранение и укрепление здоровья школьников. Ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
- Расширение самостоятельности школ. По мнению президента “Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств”.
Таким образом, существуют неоспоримые факторы, порождающие потребности в изменении работы школы. Это и изменение потребностей внешней и внутренней среды школы в реализации имеющегося набора образовательных услуг, и изменение возможностей школы реализовать запланированные действия, и последствия изменений в других подсистемах школы.
Говоря об управлении процессом образования и воспитания на современном уровне, нельзя не сказать о наиболее актуальной проблеме современного образования – вопросу оценки качества деятельности образовательного учреждения. Для того, чтобы успешно решать стоящие перед образовательным учреждением задачи, его руководителю, администрации и педагогам необходимо постоянно совершенствовать свою деятельность как на уровне деятельности системы, функционирования отдельных структурных подразделений, так и на индивидуально-личностном уровне. И здесь на помощь приходит мониторинг образовательного учреждения как реальный фактор управления.
Мониторинг в образовании представляет собой четко продуманную и выстроенную систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени, позволяя обеспечить прогноз его развития. Образовательный мониторинг может фиксировать обобщенное системное представление о деятельности педагогического коллектива школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика. Благодаря мониторингу, может быть выработана прогнозирующая информация в ее психолого-педагогической интерпретации
Начиная проектирование и внедрение системы Внутришкольного Мониторинга (ВШМ), мы в ГОУ СОШ № 327 столкнулись с целым рядом проблем:
Во-первых, при сборе и анализе информации по данному вопросу выяснилось, что довольно сложно четко разграничить понятия “Внутришкольный Мониторинг” и “Внутришкольный контроль”. Большинство авторов, хотя и говорили о принципиальном различии этих двух понятий, но при дальнейшем описании снова происходила путаница в терминах. На наш взгляд, принципиальное отличие этих двух параллельно существующих и необходимых в школе явлений, заключается в цели их проведения
Во-вторых, при наличии огромного количества теоретического материала, мы нигде не нашли описание четко выстроенной системы ВШМ, охватывающей практически все направления деятельности ОУ, описывающей работу всех структурных подразделений на каждом этапе мониторинга. Наиболее полной нам показалась Программа мониторинга деятельности муниципального образовательного учреждения №11 г. Екатеринбурга, в которой мы увидели четкое теоретическое обоснование всех направлений работы.
В-третьих, при кажущемся изобилии теоретического материала, мы столкнулись с разрозненностью диагностических и прикладных методик мониторинга или полным отсутствием таковых.
Таким образом, перед администрацией школы стояла сложная, но интересная задача: создание модели системы ВШМ для образовательного учреждения, позволяющей произвести оценку качества деятельности этого ОУ по основным направлениям работы, разработка методических рекомендаций по ее использованию. На первом этапе мы собрали и проанализировали теоретическую информацию по данному вопросу для выяснения уровня изученности такового, а также для определения основных направлений своей работы.
Среди основных условий для обеспечения эффективности проведения качественной оценки деятельности образовательного учреждения можно выделить следующие:
- Четкая организация и система деятельности всех подразделений при проведении ВШМ.
- Выбор оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации.
- Отработка осуществления обратной связи, обработка и интерпретация информации.
Как уже говорилось, осуществление ВШМ должно реализовываться по всем основным направлениям жизнедеятельности школы:
- Образовательная подсистема ОУ и протекающие в ней образовательные и инновационные процессы
- Научно-методическое обеспечение инновационных процессов
- Работа с кадрами, работа с контингентом учащихся;
- Финансово-хозяйственная и экономическая деятельность
- Материально-техническая деятельность, ремонт школьного оборудования
- Внешние связи школы, отношения с инстанциями, осуществляющие внешний контроль за ее работой.
Для контроля за образовательной системой.
- Разработка стандартов контроля (модели выпускника школы, моделей результатов образовательных процессов, моделей социального заказа, планов функционирования и развития школы и др.);
- Диагностика состояния образовательной подсистемы школы;
- Оценка состояния этой подсистемы с точки зрения соответствия стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;
Для контроля за работой с кадрами.
- Разработка стандартов контроля (требований к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников разных подразделений школы, дополняющих перечень квалификационных характеристик, предложенный Министерством образования РФ для аттестации работников школ);
- Аттестация работников школы;
- Диагностика состояния здоровья работников школы;
- Оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности, личностных качеств, состояния здоровья работников школы разработанным стандартам контроля; анализ причин выясненных рассогласований и поиск путей их преодоления;
Для контроля за работой с контингентом учащихся.
- Разработка стандартов контроля (требований к контингенту учащихся, с которым работает ОУ на каждой ступени образования; уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям; требований к учащимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности и др.);
- Диагностика учебных возможностей учащихся;
- Аттестация учащихся (оценка уровня образовательной подготовленности);
- Диагностика психофизического состояния детей,
- Диагностика детей, нуждающихся в компенсирующем обучении;
- Ранняя диагностика и ранняя профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у школьников;
- Диагностика и выявление детей, нуждающихся в социально педагогической поддержке;
- Организация коррекционной работы;
- Проверка результативности.
Для контроля за финансово-хозяйственной и экономической деятельностью в школе.
- Осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и условиях и отражение этой потребности в бюджете школы и бюджетах ее подсистем (бюджет выступает в роли стандарта контроля);
- Осуществление расчетов стоимости инновационных проектов, учитываемых в договорах с внешними по отношению к школе фондами развития образования, осуществляющими обеспечение этих проектов необходимыми условиями и ресурсами (эти расчеты также являются стандартами контроля);
- Оценка степени соответствия обеспечения школы условиями и ресурсами стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск способов их преодоления;
Для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования.
- Разработка стандартов контроля (графиков занятости помещений школы, требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса, требований традиционного гигиенического подхода, связанных с правильным подбором дизайна и т.д.);
- Оценка степени соответствия школьных помещений и дидактических средств выработанным стандартам контроля, анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;
Для контроля за внешними связями школы.
- Разработка стандартов контроля (творческие стандарты с лицами и организациями внешней среды, уровень требуемой квалификации и профессиональной специализации предполагаемых партнеров, допустимая стоимость оказываемых школе услуг);
- Оценка степени соответствия состояния имеющихся внешних связей и стандартов контроля, анализ выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;
- Организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения.
Для контроля за отношениями с инстанциями, осуществляющими внешний контроль за работой школы.
- Формулирование стандартов контроля (ряд положений Закона РФ “Об образовании”, директивных и нормативных актов, регламентирующих внешний контроль за школами, внутришкольные нормативные акты, согласованные с органами управления образования, устанавливающие границы полномочий внешних инстанций в контроле за теми образовательными процессами, которые финансируются не из государственного и территориального бюджетов, и др.);
- Оценка степени соответствия состояния отношений школы с инстанциями, осуществляющими внешний контроль ее работы;
На втором этапе мы приступили к разработке технологической карты, которая позволила бы систематизировать полученный материал и построить наглядную модель ВШМ. В основе данной модели лежат 3 основных раздела мониторинга образовательной деятельности: организация учебного процесса, организация воспитательного процесса, эффективность системы управления.
Каждый из разделов, в свою очередь, имеет ряд составляющих, по которым проводятся исследования:
I. Организация учебного процесса
1. Результативность учебного процесса
– Качество обученности учащихся.
Уровень усвоения программ.
Степень сформированности общеучебных умений и навыков.
Уровень освоения исследовательских умений и навыков.
– Профессиональное самоопределение выпускников.
Поступление в ВУЗы и колледжи.
Развитие познавательной мотивации.
Направленность учебно-профессиональных интересов выпускников.
– Активность в сфере познавательной деятельности.
Соответствие показателей здоровья региональным нормативам.
Заболеваемость.
Психологическое состояние учащихся (тревожность, утомляемость).
Количественное и качественное участие школьников в конкурсах, олимпиадах и т.д.
– Сохранение и укрепление здоровья школьников.
2. Качество организации учебного процесса.
– Реализация УП школы, учебных программ.
Наличие учебного плана, реализующего ГОС и соответствующего образовательным
запросам учеников и их родителей.
Наличие комплекса лицензированных учебных программ, направленных на реализацию
УП.
Преемственность содержания и технологий образования на различных ступенях
обучения.
– Разнообразие использования и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения.
Количество и типы внедряемых и используемых образовательных технологий.
Уровень реализации инновационных процессов.
Наличие научно-методической базы обеспечения инновационных процессов (ресурсный
центр).
– Рациональность организации учебного процесса.
Составление расписания уроков в соответствии с СанПиН.
Соблюдение санитарно-гигиенического режима.
Соблюдение техники безопасности.
Дозирование домашнего задания.
Укомплектованность учебных кабинетов.
Наличие нормативных документов, определяющих организацию и ход УП.
Организация питания, психологического и медицинского сопровождения ОП.
Номенклатура видов образовательных услуг, предоставляемых в УП, внеучебной
деятельности и доп. образовании.
Взаимодействие с другими ОУ.
Организация комплексного контроля и оценки результатов ОП.
– Степень учебно-методической и материально-технической оснащенности УВП.
Оснащенность учебных кабинетов, степень их готовности к реализации
предметного обучения.
Обеспеченность учащихся учебной и художественной литературой.
– Кадровая обеспеченность образовательного процесса.
Укомплектованность педагогическими кадрами.
Стабильность кадрового состава.
Качество преподавания.
Результативность деятельности пед. коллектива на районном, городском и областном
уровне.
Количество учителей, повысивших свой проф. уровень.
Участие учителей в МР.
Изменение профессиональной квалификации учителей.
Самообразовательная работа учителя.
– Степень удовлетворенности участников УВП его организацией и результатами.
Удовлетворенность родителей организацией и результатами учебного процесса.
Удовлетворенность учащихся организацией и результатами учебного процесса.
Удовлетворенность учителей организацией и результатами учебного процесса.
3. Портфолио учащегося.
II. Организация воспитательного процесса.
1. Результативность воспитательного процесса.
– Сформированность ценностных установок, отношений личности.
Общая направленность личности.
Социальная активность личности.
– Сформированность детского коллектива.
Сплоченность детского коллектива.
Благоприятный психологический климат.
Наличие традиций в коллективе.
Активность группы.
– Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов организацией жизнедеятельности в ОУ.
Удовлетворенность учащихся организацией жизнедеятельности ОУ.
Удовлетворенность родителей организацией жизнедеятельности ОУ.
Удовлетворенность педагогов организацией жизнедеятельности ОУ.
– Степень сохранения и укрепления здоровья школьников.
Уровень развития физического потенциала личности.
Участие в спортивных секциях.
Отсутствие вредных привычек.
2. Качество организации воспитательного процесса.
– Эффективность деятельности классного руководителя, педагога дополнительного образования.
Документационное обеспечение деятельности.
Организация жизнедеятельности класса.
Сотрудничество с родителями воспитанников.
Ведение методической работы по проблемам воспитания личности школьника.
– Разнообразие воспитывающей деятельности в ОУ.
Уровень организации познавательной деятельности.
Уровень организации трудовой деятельности.
Уровень организации общественной деятельности.
Уровень организации художественной деятельности.
Уровень организации деятельности общения.
Уровень организации спортивной деятельности.
Уровень организации духовной деятельности.
– Степень материально-технической оснащенности воспитательного процесса.
Наличие помещений и залов для организации разнообразной деятельности
школьников.
Оснащенность залов и помещений, степень их готовности к реализации
воспитательных занятий.
– Участие учащихся в конкурсах и соревнованиях
Количество учащихся школы, принявших участие в соревнованиях и конкурсах
разного уровня.
Качество участия школьников в соревнованиях и конкурсах разного уровня.
3. Портфолио учащегося.
III. Эффективность системы управления
1. Целевая эффективность управления ОУ.
– Потенциальные возможности школы в достижении поставленных целей.
Оценка кадров (обеспеченность кадрами, уровень квалификации, уровень
педагогического мастерства).
Оценка материально-технической и финансовой базы школы.
Оценка санитарно-гигиенического состояния школы.
– Прогрессивность школы, способность к развитию.
Оценка удовлетворения школой изменяющихся образовательных потребностей
населения.
Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
Оценка обоснованности стратегии развития школы.
Оценка уровня развития школьного коллектива.
2. Ресурсная эффективность управления.
– Реализация педагогами своих профессиональных интересов и возможностей.
Оценка развития творческой активности педагогов.
Оценка инноваций и нововведений.
Оценка результатов педагогической деятельности.
– Рациональная организация труда в школе.
Оценка рациональности расписания работы школы.
Оценка удовлетворенности учащихся и учителей организацией их труда.
– Рациональное использование школьного оборудования, средств, кадров.
Оценка работы педагогов в соответствии с их профессиональным профилем и
образованием.
Оценка эффективности использования в школе учебных приборов и оборудования.
Оценка использования спортивных сооружений и оборудования.
Оценка обеспеченности библиотеки книгами.
3. Социально психологическая эффективность управления.
– Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов школой.
Оценка степени удовлетворенности педагогов, учащихся, их родителей школой.
– Социально-психологический климат в коллектив.е
Оценка уровня социально-психологического климата в коллективе.
– Мотивированность на результативный труд.
Оценка мотивов трудового поведения членов школьного коллектива.
– Воспитательное воздействие коллектива на личность учащегося.
Оценка уровня воспитанности учеников.
4. Технологическая эффективность управления.
– Соответствие структуры управления целям школы.
Оценка соответствия структуры управления целям школы.
– Рациональность использования времени.
Оценка рациональности использования времени в системе управления.
– Рациональность технологии управления.
Оценка эффективности управленческих решений.
Оценка подготовленности руководителя к выполнению функций управления.
Оценка степени выполнения руководителями управленческих функций (на основе
квалификационных характеристик).
– Способность руководства к управлению развитием школы.
Оценка способности руководителей к управлению развитием школы.
5. Портфолио учителя.
На этом работа творческой группы не заканчивается. Нам предстоит подобрать адекватные методики для диагностики каждого из направлений, систематизировать и, по возможности, автоматизировать их. Таким образом, мы начинаем поэтапное внедрение и апробацию данной системы в образовательном учреждении.