Цель: познакомить с новым звуком [ш] – всегда твёрдым согласным.
Задачи:
Образовательные
- учить давать характеристику новому звуку;
- формировать умение составлять звуковые схемы слов с новым звуком;
- формировать навык чтения с новым звуком;
Развивающие:
- развивать речь учащихся,
- расширять кругозор;
- обогащать словарь учащихся;
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение внимательно слушать товарищей.
Оборудование:
- для фронтальной работы:
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности
(организационный момент) – 1–2 минуты. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
Приёмы работы:
|
У: Вспомните пословицу, с которой мы начинаем
учебный день. Д: Хорошо того учить, кто хочет всё знать. У: Кто хочет всё знать? (Дети поднимают руки). У: Что необходимо для этого сделать? Д: Соблюдать правила поведения на уроке: не разговаривать, не выкрикивать с места; надо думать и внимательно слушать учителя. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии – 4–5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. – возникновение проблемной ситуации; 1 – побуждающий, подводящий диалоги; |
На доске картинки: шарик, шарф, лягушка, шалаш,
шорты. У: Назовите изображенные предметы. Твой хвостик я в руке держал, У: Сделаем звуковой анализ слова “шарик”. Один ученик у доски, остальные на партах выкладывают звуковую модель слова. План звукового анализа слова:
Далее проводится работа со звуковой моделью слова: У: Покажите звук [к],[а],[и],[ш]… |
3. Постановка учебной задачи – 4–5 минут. Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?) На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1 – восстановить выполнение операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2 – соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
У: Напечатайте в тетрадях это слово (слово
“шарик”). Д: Мы не можем, т.к. не знаем буквы, которая обозначает первый звук – звук [ш]. У: Что необходимо сделать, чтобы вы смогли напечатать это слово? Д: Познакомиться с буквой, которая обозначает звук [ш].
|
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода
из затруднения) – 7–8 минут. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. |
У: Ребята, давайте вместе сформулируем тему
нашего урока. Д: Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ш] и буквами Ш, ш. У: По какому плану мы знакомимся с новой буквой? Дети отвечают, опираясь на план. План:
У: С чем мы уже познакомились? Дети рассматривают букву, выясняют на что она похожа. У: Посмотри на букву Ш – Физкультминутка. У: Найдите глазками в классе буквы ша. Кто найдёт – встанет (буквы находятся на стендах, плакатах и т.д.). |
||||
5. Первичное закрепление – 4–5 минут. Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала) – фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами. |
Одна из найденных букв идёт в гости к гласным. У: Буква ша отправилась в гости к буквам. Назовите эти буквы. Д: а, о, у,е. У: Что вы можете рассказать про эти буквы? . У: Какая буква лишняя? У: Чему мы будем учиться сейчас, опираясь на наш план? Д: Мы будем учиться читать слоги. У: Образуйте слоги-слияния с новой буквой. Дети читают слоги слияния и обратные. У: Что заметили при чтении? Д: Буква ша во всех слогах обозначает твёрдый согласный звук. У: Дайте ещё раз характеристику звуку [ш]. Д: Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой. Другую найденную букву селим в “домик” – ленту букв. У: В каком ряду находится домик для буквы ша? Д: В нижнем, т.к. буква ша обозначает глухой звук [ш]. У: А какого цвета домик у нашей новой буквы? Д: Синий, т.к. буква ша обозначает всегда твёрдый согласный звук. Упражнение в чтении. Выяснение значений некоторых слов.
У: А к какому пункту плана можно отнести это выполненное
задание? Словарная работа. У: Значение каких слов третьего столбика вам не понятно? Выборочное чтение слов. У: Как же произносится согласный звук [ш]? |
||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
(эталону) – 4–5 минут Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2–3 типовые задания). Самоконтроль, самопроверка. |
У: Напечатайте в тетрадях заглавную и строчную
буквы Ш,ш и слова “шалаш”, “Шура”. Один ученик выполняет у доски. Проверка и самопроверка. У: Прочитайте слово “шалаш” справа налево. Что получилось? Физкультминутка.
|
||||
7. Включение нового знания в систему знаний и
повторение – 7-8 минут. Сначала детям предлагаются задания, которые содержат: новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. |
У: Какие слова из физкультминутки содержат новый
звук? Д: Шли, шишки, камешки, дальше, пошли. У: А что мы с вами собирали? Д: Камешки. У: Сейчас мы прочитаем рассказ в “Азбуке” с. 140 и узнаем, что собирали ребята. У: Какому пункту плана будет соответствовать следующее задание? Д: Пятому и шестому – мы будем учиться читать предложения и текст, где есть слова с новыми буквами. Чтение рассказа по цепочке. Работа по тексту: – О каком времени года говорится в рассказе? – Куда ходили ребята? – Что собирали? – Какое название можно дать тексту? – Найдите в тексте слова, которые содержат новую букву, подчеркните их. Проверка. Работа с иллюстрацией с.139-140 “Азбука” – Рассмотрите рисунок.
Найдите слова, в названии которых есть звук [ш]. (Шатёр, Шамаханская
царица, шуты, груши). |
||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) –
2–3 минуты. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили на уроке? |
У: Какую задачу ставили в начале урока? – Удалось ли нам решить данную задачу? – Каким способом? Самооценка проходит, опираясь на план изучения нового звука и буквы. У: Встаньте, кто может в слове выделить звук [ш]. |
Литература.
- В. В.Волина “Праздник букваря”. Москва, “Аст-Пресс”, 1995 г.
- Демидова Ю.В. “Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников”.
- Попова Н.П. “Деятельностный способ обучения”. В.Новгород, Новгородский региональный центр развития образования, 2010 г.