Урок по литературному чтению "Сказка про трех поросят"

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомление детей с английской народной сказкой, формирование читательских умений.

Задачи урока:

  • развивать устную речь учащихся;
  • отрабатывать навык чтения;
  • обогащать словарный запас;
  • формировать представление о добре и зле, о дружбе и взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– С произведением, каких авторов мы познакомились на прошлом уроке? (Вильгельма и Якоба Гримм.)
– Назовите заголовок произведения. (“Бременские музыканты”.)
– Составьте модель обложки.
– Почему в качестве заместителя выбрали коричневый круг? (Сказка о животных.)

Краткий пересказ сказки по плану. (Слайд 2).

План.

  1. Встреча друзей.
  2. Ночь в лесу.
  3. Друзья выгоняют разбойников из дома.
  4. У страха глаза велики.

III. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать. (Слайд 3).

Загадка.

Хвост крючком –
Нос пятачком. (Поросёнок)

IV. Работа над темой урока

1.Отработка техники чтения. (Слайд 4).

– Читай по слогам, а за тем целыми словами:

рас-сер-дил-ся – рассердился
до-го-во-ри-лись – договорились
со-би-ра-ешь – собираешь
о-пом-нил-ся – опомнился
об-ра-до-ва-лись – обрадовались
под-на-ту-жил-ся – поднатужился
рас-сви-ре-пел – рассвирепел – ?
струх-нул – струхнул – ?

2. Словарная работа.

– Что означают слова “рассвирепел”, “струхнул”? Подбери синонимы к данным словам.

(Рассвирепел – рассердился, разозлился, разгневался; струхнул – cтрусил, испугался.)

Физкультминутка.

А теперь мы все зверята:
Поскакали как зайчата,
Повертелись как лисята,
Потоптались как слонята,
Как жирафы потянулись
И на парты оглянулись.
Вперевалочку как мишки
Тихо сели мы за книжки.

3. Первичное чтение. (Учитель читает сказку, после чтения каждой части задаёт вопросы.)

1-я часть.

– Сколько поросят было у свиньи?
– Как вы думаете, что произойдёт в сказке дальше?

Физкультминутка с использованием тренажера для глаз “Лабиринт”.

2-я часть.

– Как вы думаете, съест ли волк третьего поросёнка?

3-я часть.

– Понравилась ли вам эта сказка?

4. Составление модели обложки.

– Определите жанр и тему произведения. (Сказка о животных.) Выберите заместитель.
– Кто автор сказки? (народная)
– Назовите заголовок произведения.
Представьте произведение по модели обложки.

5. Повторное чтение и работа над содержанием.

1-я часть. Дети читают вслух “по цепочке”.

– Прочитайте зачин сказки. Определите форму зачина: потешка или небылица?
– Расскажите про встречу каждого поросёнка с человеком.

2-я часть.“Жужжащее” чтение, индивидуальная работа со слабыми учениками.

– Как волк пытался обмануть третьего поросёнка? Прочитай выразительно.

3-я часть. Чтение про себя.

– Кто из героев сказки вам понравился?

Характеристика героев. (Слайд 5).

Выбери нужные слова для характеристики героев: смекалистый, забавный, злой, сердитый, находчивый, свирепый, неунывающий, кровожадный, весёлый.

– Кто из них положительный, а кто отрицательный герой?
– Прочитайте концовку сказки. Вывод: добро побеждает зло.

V. Итог урока.

Сравни модели обложек двух произведений. Найди сходства и отличия.

(Дети сравнивают сказки “Бременские музыканты” и “Сказку про трёх поросят”.)

VI. Домашнее задание.

– На сюжет какого произведения похожа эта английская сказка? (С. Михалков “Три поросёнка”.) (Слайд 6).

Сергей Михалков перевёл эту сказку, обработал и назвал “Три поросёнка”. Дома вы прочитаете эту сказку и сравните её с той, что читали в классе; выполните задания в ТПО.

Выставление и комментирование оценок.