Предметный ряд. По мотивам русской народной сказки "Репка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра «Предметный ряд»

Цель игры: уточнение представлений детей о составе ряда. Ознакомление со словами: ряд, место, начало, середина, конец ряда; слева, справа, впереди, позади, сбоку, рядом, последний, первый. 

Материал и оборудование: фигурки настольного театра «Репка», решетка в виде прямоугольной пластмассовой пластины с шестью отверстиями – местами для персонажей сказки.

Ход игры

Педагог предлагает детям помочь деду вытянуть большую – пребольшую репку. Слова сказки сопровождаются действиями с фигурками из настольного театра: «Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Пошел дед репку тянуть (педагог выставляет на решетку фигурку деда справа от репки). Позвал дед бабку (ставят фигурку бабки к репке с противоположной стороны от деда).

Дедка  – за репку. Бабка – за репку. «Ошибается». Тянут. Потянут, вытянуть не могут».

С участием детей, которые вспоминают слова знакомой сказки, педагог восстанавливает ряд по линии: репка, дедка, бабка. Затем продолжает: «Позвала бабка внучку.  Дедка  – за репку. Бабка – за дедку. Внучка – за репку». И снова «ошибается»: ставит внучку не по линии в ряд, а с другой стороны репки. «Тянут, потянут, вытянуть не могут».

Дети опять помогают поставить внучку на место в ряд.

- Где ее место? – спрашивает педагог. – Позади бабки?

- Да, позади бабки, за бабкой.

В такой же игровой форме помещаются на свои места на решетке в полном соответствии с содержанием сказки и Жучка, и кошка.

«Мышка сразу находит свое место, - говорит педагог. – Она бежит прямо вдоль ряда и встает последняя. Вот здесь (жестом указывает направление движения мышки и ее место в ряду). За мышкой уже никого нет, здесь конец ряда. Все вместе помогли деду вытащить репку».

Затем педагог убирает фигурки и просит детей вспомнить, в каком порядке они стояли за дедом. Жестом указывает на обозначенное место, спрашивает: «Чье это место? Кто здесь стоял самый первый? Кто последний? Кто стоял в начале ряда? Где начало ряда? Ближе к правой руке или ближе к левой?» и т.д.

Дети могут реагировать на задание жестом, взглядом, но одобрения, конечно, заслуживают же, которые начинают сами использовать слова «ряд», «в ряд», «в начале», «слева», «место», «последняя», «первый».

Упражнения по восстановлению предметного ряда по сказке «Репка» могут быть, неоднократно повторены на занятии и вне занятия с целью закрепления представлений детей.

Игра «Кто ушел и пришел?»

Цель игры: наблюдение изменений в составе ряда. Уточнение и закрепление значений слов: место, ряд.

Материал и оборудование: фигурки настольного театра по сказке «Репка», решетка.

Ход игры

Дети с помощью педагога восстанавливают предметный ряд по сказке «Репка», стараются хорошо запомнить, кто на каком месте стоит. Поле этого закрывают глаза, а педагог прячет любую фигурку из ряда (кроме деда). Затем предлагает посмотреть на ряд и сказать, кто ушел. Задает вопросы:

- Кто стоял между бабкой и Жучкой?

- Внучка.

- Где внучка?

- Она ушла.

- А что осталось свободное?

- Место.

- Пришла внучка. Встала на свое место. Нет пустого места.

Игра продолжается. Дети наблюдают изменения, происходящие в ряду при исчезновении каждой фигурки и запоминают слова «ряд», «место».

Закрепление действий по составлению детьми ряда лучше всего проводить на предметном дидактическом материале. Составляется ряд из трех различных игрушек – так легче обозначить его начало, середину и конец.

Упражнения по составлению ряда проводятся в игровой форме, также с фигурками из сказки «Репка», дед дает задание трем персонажам встать в ряд в строгом порядке: Жучка – в начале,  внучка – в середине, кошка – в конце.

Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где стоит Жучка? Кошка? Внучка?» После этого дети внимательно слушают задания и выполняют их.

Задания могут быть индивидуальными (составить ряд из любых трех персонажей сказки «Репка», ответить на вопросы о местонахождении в ряду каждого персонажа) и для группы детей (при наличии достаточного количества дидактического материала).