Формирование социально адаптированной личности в условиях образовательного процесса

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Самый лучший день сегодня!
Самое лучшее место – там, где ты  живёшь!
Самый лучший отдых – труд души!
Самая большая утрата – потеря надежды!
Самое большое богатство – здоровье!

В документах международных организаций, посвященных проблемам здоровья, отмечается, что «школьные программы открывают достаточно широкие возможности для просвещения по вопросам профилактики; никакая другая институциональная система не может конкурировать со школой в плане численности молодежи, охваченной такой просветительской работой. Программы профилактики заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру.… Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков». Со сказанным трудно не согласиться.

Понятие «здоровье» подразумевает, в частности, определенные формы поведения, улучшающие качество жизни. Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и обеспечивающих его формах поведения может быть успешно осуществлено с помощью психологических методов и средств сохранения, укрепления и развития здоровья. Задачи психологии здоровья: сохранение, укрепление и развитие здоровья здорового человека, повышение уровня его психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала — соответствуют задачам школьного психолога.

Здоровье, понимаемое как физическое, психологическое и социальное благополучие, имеет большую социальную ценность, так как обеспечивает в конечном итоге прогресс общества и цивилизации.

Становится очевидным, что психология здоровья не может рассматриваться в отрыве от социума, тесно соприкасаясь при этом с социологией здоровья — наукой, изучающей здоровье с социологических позиций.

И все же чаще всего на здоровый образ жизни человека вдохновляют болезни, жизненные кризисы. Кардинально изменить положение вещей может целенаправленная работа, проводимая уже в рамках общеобразовательной школы. Именно тут нужно формировать «здоровые» общественные стереотипы, например моду на здоровье.

При высоком уровне удовлетворённости учащихся, родителей деятельностью школы в аспекте физического воспитания и спорта, существует потребность в овладении навыками конструктивного общения, методами саморегуляции, анализа и самоанализа.

Поэтому одним из основных направлений программы развития школы является «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ». Задачи, которые ставятся образовательным учреждением в этом направлении:

  • Разработка системы непрерывного мониторинга состояния здоровья учащихся на всех этапах обучения, позволяющей оперативно   прогнозировать и предупреждать негативные тенденции.
  • Повышение эффективности психологического сопровождения образовательного процесса в целях   успешного решения задач по  сохранению здоровья учащихся.
  • Создание и развитие комплексной системы профилактических   мероприятий, направленных на сохранение здоровья участников   образовательного процесса.

Рассмотрим подробнее роль педагога-психолога в формировании социально-адаптированной личности в условиях образовательного процесса.

Одним из основных направлений деятельности по формированию социально-адаптированной личности в нашем образовательном учреждении является  реализация программы «Психофизическое развитие учащихся».

Задачи, которые мы перед собой ставим в этом направлении:

  • Внедрение и распространение методов ведения образовательного процесса с учетом здоровьесберегающих технологий;
  • Оптимизация и корректировка образовательной деятельности для создания условий формирования социально-адаптированной личности.

Хочется поделиться позитивными эффектами реализации программы «Психофизическое развитие учащихся».

Мониторинги, диагностические исследования проведённые за последнее время показали следующие результаты: Приложение 1 «Презентация. Слайд № 24,25,26,27».

Следующее направление - экспериментальная программа непрерывного этического воспитания учащихся по теме: «Развитие ценностно-смысловой сферы личности в процессе этического воспитания»

Задачи с точки зрения психологического аспекта:

  • Формирование ценностных ориентаций;
  • Активизация самосознания;
  • Становление самооценки;
  • Нравственная корректировка жизнедеятельности в школе.

Ещё одно направление, немаловажное, - социально-психологическая работа по ранней профилактике педагогической запущенности детей и подростков.

Участие педагога – психолога в реализации программы  «Предупреждение безнадзорности и правонарушений»  осуществляется с помощью таких методов как:

  • Психологическая диагностика педагогической запущенности;
  • Специальная психологическая подготовка родителей и педагогов;
  • Психопрофилактика семьи и педколлектива;
  • Семейное консультирование и психогигиена общения ребёнка.

Ученическое самоуправление – тоже  одно из направлений деятельности по формированию социально-адаптированной личности в образовательном процессе.

Задачи, которые стоят перед  педагогом – психологом:

  • Консультирование классных руководителей, педагогов, администрации по проблемам, возникающим в процессе организации самоуправления;
  • Выявление у детей лидерских способностей;
  • Создание системы психологической поддержки школьников – активистов.

В нашем образовательном учреждении реализуется Программа «Психологическая азбука» для начальной школы.

Форма организации – активные занятия по психологии с элементами тренинга.

Задачи, которые мы перед собой ставим:

  • Помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
  • Учить методам и приёмам познания себя;
  • Научить детей осознавать и называть собственные переживания;
  • Помочь детям осознать в себе задатки и способности;
  • Учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
  • Познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;

Проект «Дошкольник – Ученик»

Блок «Развитие эмоциональной сферы и навыков общения первоклассников». Является немаловажным направлением в работе по формированию социально-адаптированной личности в условиях образовательного  процесса.

Задачи:

  • Формирование эмоционального отношения к школе;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие у детей способности управлять своими эмоциями,  то есть развитие произвольности поведения.

Ещё один вид реализации направления по формированию социально-адаптированной личности – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Основная цель работы:

  • Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения.
  • Создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка.

Немного вспомним,  ЗАЧЕМ  НЕОБХОДИМА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ?

Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка — семья или школа? Педагоги обычно единодушны — все идет из семьи (чаще плохое). Но родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше времени, мы его видим только перед сном». А иногда они прямо нападают на школу: «Дома у нас не ругаются матом. Не курят... Это он у вас в школе научился!»

Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. Но одно сказать можно - Единственный общественный институт, который сегодня может помочь семье, — это школа: ее педагогический коллектив и, конечно, школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы. Понятно, что эта деятельность должна быть интегрирована с другими направлениями работы психолога и направлена на осуществление общей цели.

Для эмоционального благополучия ребенка чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее в семье и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми.

Только семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Лишь она способна наполнить ребенка радостью бытия.

Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

Поэтому именно от них, в первую очередь, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка. Точно так же, как родители обеспечивают ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить своим детям и душевное здоровье. Как это сделать?

Специалисты нашего учреждения оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание на их приоритетность в воспитании детей.

Часто родители спрашивают меня как психолога: что надо сделать, чтобы растормошить ребенка, побудить его к активным действиям, или, наоборот, как успокоить малыша, у которого, по словам взрослых, внутри вечный двигатель? Чем старше становится ребенок, тем более необходим взрослому новый источник информации.

Так, в 2008 году мы пришли к необходимости создания  родительского кружка «Школа плюс», в рамках реализации проекта «Школа родительской любви» где психолог может рассказать папам и мамам о подростке: в чем особенности его организма, его мира, его среды, его потребностей. Чем способы самовыражения подростков кардинально отличаются от взрослых? Как он строит взаимодействие со сверстниками, с собой, с семьей и с целым миром? И как в этом возрасте с ним общаться?

Атмосферу этих встреч составляют:

  • безопасность и конструктивность;
  • доверительность и деловитость;
  • открытость и объективность;
  • адресность и научность;
  • искренность и профессионализм.

Во время занятий родители получают опыт анализа своих действий, учатся выстраивать стратегию воспитания своего ребенка с учетом его психологии.

Формы занятий различны:

  • лекция;
  • интерактивная беседа;
  • практикум;
  • занятие с интерактивными заданиями;
  • «круглый стол».

Определяя формы взаимодействия, атмосферу встреч, палитру совместных мероприятий, следует иметь в виду трудности, которые неизбежны в этой работе:

  • специфика современного социума;
  • нацеленность внимания части родителей на формирование «сегодняшнего» результата без учета будущего;
  • отсутствие у некоторых родителей понимания необходимости учитывать психологию подростков;
  • случаи реализации родителями через детей своих амбиций;
  • отсутствие полного понимания того, что отношения «родитель – учитель» можно выстраивать как партнерские, а не как отношения «заказчик – исполнитель»;
  • пагубное влияние средств массовой информации;
  • «изломы» в судьбе самих родителей.

Но в итоге нами при анализе эффективности кружка для родителей  были отмечены следующие положительные результаты:

  • Разрешение конфликтов в школе и в семье приобрело более конструктивный, позитивный характер, конфликтов стало меньше.
  • Улучшилось эмоционально-психологическое состояние, здоровье, настрой подростков и, как следствие, всех субъектов образовательного процесса.
  • Вырос авторитет школы как образовательного учреждения.

Самые масштабные цели  кружка ориентированы на разрешение:

  • потребности ребенка в понимающих родителях;
  • потребности родителей в психолого-педагогическом образовании и поддержке;

Свою работу мы строили по нескольким этапам:

1 этап. Подготовительный:  определили потребности родителей с помощью собеседования и анкетирования. Дифференцировали выявленные проблемные ситуации в соответствии с возрастом детей. Вот некоторые  из этих результатов: «Презентация. Слайд № 16,17,18».

2 этап. Организационный: составили перспективный план работы, утвердили график проведения занятий.

3 этап. Непосредственная работа «Школы плюс».

Рабочей целью каждой новой встречи с родителями является моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка, тем самым, обогащая свой жизненный опыт. И, как следствие, они:

  • учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
  • имеют адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
  • расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;
  • получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком.

На занятиях  в школе для родителей мы используем следующие методы:

  • дискуссия — способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
  • игра — позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
  • совместная деятельность родителей и детей — помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
  • обсуждение и разыгрывание ситуаций — помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • обучающий эксперимент — помогает родителям применить полученные знания на практике;
  • анализ поступков детей и родителей — помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
  • анализ типов коммуникативных взаимоотношений — позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
  • анализ ситуаций — помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение свое и ребенка.

Мы проводим занятия в виде цикла, а заявленные темы распределяем по возрастам:

1-й блок «Адаптация первоклассников» — для родителей первых классов.

2-й блок «Проблемы переходного периода » — для родителей пятиклассников.

3-й блок «Как сдать экзамены» —  для родителей 9, 11 классов.

Такая форма проведения занятий помогает нам задействовать большинство родителей образовательного учреждения. Занятия проводятся в соответствии с намеченным графиком 1 раз в  неделю.

Время проведения — 1–1,5 часа.

Для каждого возраста выбираются три наиболее важные темы.

Тематика занятий в каждом блоке подбирается с учетом запроса родителей и особенностей структуры семьи в целом.

Сегодняшнее мероприятие является очередным в работе этой школы. Оно посвящено проблемам взаимоотношений родителей и детей; позитивной переориентации поведения детей. Решение этих задач теснейшим образом связано с формированием социально-адаптированной личности в условиях образовательного процессе.