Самый лучший день сегодня!
Самое лучшее место – там, где ты живёшь!
Самый лучший отдых – труд души!
Самая большая утрата – потеря надежды!
Самое большое богатство – здоровье!
В документах международных организаций, посвященных проблемам здоровья, отмечается, что «школьные программы открывают достаточно широкие возможности для просвещения по вопросам профилактики; никакая другая институциональная система не может конкурировать со школой в плане численности молодежи, охваченной такой просветительской работой. Программы профилактики заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру.… Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков». Со сказанным трудно не согласиться.
Понятие «здоровье» подразумевает, в частности, определенные формы поведения, улучшающие качество жизни. Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни и обеспечивающих его формах поведения может быть успешно осуществлено с помощью психологических методов и средств сохранения, укрепления и развития здоровья. Задачи психологии здоровья: сохранение, укрепление и развитие здоровья здорового человека, повышение уровня его психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала — соответствуют задачам школьного психолога.
Здоровье, понимаемое как физическое, психологическое и социальное благополучие, имеет большую социальную ценность, так как обеспечивает в конечном итоге прогресс общества и цивилизации.
Становится очевидным, что психология здоровья не может рассматриваться в отрыве от социума, тесно соприкасаясь при этом с социологией здоровья — наукой, изучающей здоровье с социологических позиций.
И все же чаще всего на здоровый образ жизни человека вдохновляют болезни, жизненные кризисы. Кардинально изменить положение вещей может целенаправленная работа, проводимая уже в рамках общеобразовательной школы. Именно тут нужно формировать «здоровые» общественные стереотипы, например моду на здоровье.
При высоком уровне удовлетворённости учащихся, родителей деятельностью школы в аспекте физического воспитания и спорта, существует потребность в овладении навыками конструктивного общения, методами саморегуляции, анализа и самоанализа.
Поэтому одним из основных направлений программы развития школы является «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ». Задачи, которые ставятся образовательным учреждением в этом направлении:
- Разработка системы непрерывного мониторинга состояния здоровья учащихся на всех этапах обучения, позволяющей оперативно прогнозировать и предупреждать негативные тенденции.
- Повышение эффективности психологического сопровождения образовательного процесса в целях успешного решения задач по сохранению здоровья учащихся.
- Создание и развитие комплексной системы профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья участников образовательного процесса.
Рассмотрим подробнее роль педагога-психолога в формировании социально-адаптированной личности в условиях образовательного процесса.
Одним из основных направлений деятельности по формированию социально-адаптированной личности в нашем образовательном учреждении является реализация программы «Психофизическое развитие учащихся».
Задачи, которые мы перед собой ставим в этом направлении:
- Внедрение и распространение методов ведения образовательного процесса с учетом здоровьесберегающих технологий;
- Оптимизация и корректировка образовательной деятельности для создания условий формирования социально-адаптированной личности.
Хочется поделиться позитивными эффектами реализации программы «Психофизическое развитие учащихся».
Мониторинги, диагностические исследования проведённые за последнее время показали следующие результаты: Приложение 1 «Презентация. Слайд № 24,25,26,27».
Следующее направление - экспериментальная программа непрерывного этического воспитания учащихся по теме: «Развитие ценностно-смысловой сферы личности в процессе этического воспитания»
Задачи с точки зрения психологического аспекта:
- Формирование ценностных ориентаций;
- Активизация самосознания;
- Становление самооценки;
- Нравственная корректировка жизнедеятельности в школе.
Ещё одно направление, немаловажное, - социально-психологическая работа по ранней профилактике педагогической запущенности детей и подростков.
Участие педагога – психолога в реализации программы «Предупреждение безнадзорности и правонарушений» осуществляется с помощью таких методов как:
- Психологическая диагностика педагогической запущенности;
- Специальная психологическая подготовка родителей и педагогов;
- Психопрофилактика семьи и педколлектива;
- Семейное консультирование и психогигиена общения ребёнка.
Ученическое самоуправление – тоже одно из направлений деятельности по формированию социально-адаптированной личности в образовательном процессе.
Задачи, которые стоят перед педагогом – психологом:
- Консультирование классных руководителей, педагогов, администрации по проблемам, возникающим в процессе организации самоуправления;
- Выявление у детей лидерских способностей;
- Создание системы психологической поддержки школьников – активистов.
В нашем образовательном учреждении реализуется Программа «Психологическая азбука» для начальной школы.
Форма организации – активные занятия по психологии с элементами тренинга.
Задачи, которые мы перед собой ставим:
- Помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
- Учить методам и приёмам познания себя;
- Научить детей осознавать и называть собственные переживания;
- Помочь детям осознать в себе задатки и способности;
- Учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
- Познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
Проект «Дошкольник – Ученик»
Блок «Развитие эмоциональной сферы и навыков общения первоклассников». Является немаловажным направлением в работе по формированию социально-адаптированной личности в условиях образовательного процесса.
Задачи:
- Формирование эмоционального отношения к школе;
- Развитие навыков общения;
- Развитие у детей способности управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения.
Ещё один вид реализации направления по формированию социально-адаптированной личности – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Основная цель работы:
- Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения.
- Создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка.
Немного вспомним, ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ?
Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка — семья или школа? Педагоги обычно единодушны — все идет из семьи (чаще плохое). Но родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше времени, мы его видим только перед сном». А иногда они прямо нападают на школу: «Дома у нас не ругаются матом. Не курят... Это он у вас в школе научился!»
Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. Но одно сказать можно - Единственный общественный институт, который сегодня может помочь семье, — это школа: ее педагогический коллектив и, конечно, школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы. Понятно, что эта деятельность должна быть интегрирована с другими направлениями работы психолога и направлена на осуществление общей цели.
Для эмоционального благополучия ребенка чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее в семье и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми.
Только семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Лишь она способна наполнить ребенка радостью бытия.
Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.
Поэтому именно от них, в первую очередь, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка. Точно так же, как родители обеспечивают ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить своим детям и душевное здоровье. Как это сделать?
Специалисты нашего учреждения оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание на их приоритетность в воспитании детей.
Часто родители спрашивают меня как психолога: что надо сделать, чтобы растормошить ребенка, побудить его к активным действиям, или, наоборот, как успокоить малыша, у которого, по словам взрослых, внутри вечный двигатель? Чем старше становится ребенок, тем более необходим взрослому новый источник информации.
Так, в 2008 году мы пришли к необходимости создания родительского кружка «Школа плюс», в рамках реализации проекта «Школа родительской любви» где психолог может рассказать папам и мамам о подростке: в чем особенности его организма, его мира, его среды, его потребностей. Чем способы самовыражения подростков кардинально отличаются от взрослых? Как он строит взаимодействие со сверстниками, с собой, с семьей и с целым миром? И как в этом возрасте с ним общаться?
Атмосферу этих встреч составляют:
- безопасность и конструктивность;
- доверительность и деловитость;
- открытость и объективность;
- адресность и научность;
- искренность и профессионализм.
Во время занятий родители получают опыт анализа своих действий, учатся выстраивать стратегию воспитания своего ребенка с учетом его психологии.
Формы занятий различны:
- лекция;
- интерактивная беседа;
- практикум;
- занятие с интерактивными заданиями;
- «круглый стол».
Определяя формы взаимодействия, атмосферу встреч, палитру совместных мероприятий, следует иметь в виду трудности, которые неизбежны в этой работе:
- специфика современного социума;
- нацеленность внимания части родителей на формирование «сегодняшнего» результата без учета будущего;
- отсутствие у некоторых родителей понимания необходимости учитывать психологию подростков;
- случаи реализации родителями через детей своих амбиций;
- отсутствие полного понимания того, что отношения «родитель – учитель» можно выстраивать как партнерские, а не как отношения «заказчик – исполнитель»;
- пагубное влияние средств массовой информации;
- «изломы» в судьбе самих родителей.
Но в итоге нами при анализе эффективности кружка для родителей были отмечены следующие положительные результаты:
- Разрешение конфликтов в школе и в семье приобрело более конструктивный, позитивный характер, конфликтов стало меньше.
- Улучшилось эмоционально-психологическое состояние, здоровье, настрой подростков и, как следствие, всех субъектов образовательного процесса.
- Вырос авторитет школы как образовательного учреждения.
Самые масштабные цели кружка ориентированы на разрешение:
- потребности ребенка в понимающих родителях;
- потребности родителей в психолого-педагогическом образовании и поддержке;
Свою работу мы строили по нескольким этапам:
1 этап. Подготовительный: определили потребности родителей с помощью собеседования и анкетирования. Дифференцировали выявленные проблемные ситуации в соответствии с возрастом детей. Вот некоторые из этих результатов: «Презентация. Слайд № 16,17,18».
2 этап. Организационный: составили перспективный план работы, утвердили график проведения занятий.
3 этап. Непосредственная работа «Школы плюс».
Рабочей целью каждой новой встречи с родителями является моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка, тем самым, обогащая свой жизненный опыт. И, как следствие, они:
- учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
- имеют адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
- расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;
- получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов взаимодействия с ребенком.
На занятиях в школе для родителей мы используем следующие методы:
- дискуссия — способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
- игра — позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
- совместная деятельность родителей и детей — помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
- обсуждение и разыгрывание ситуаций — помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
- обучающий эксперимент — помогает родителям применить полученные знания на практике;
- анализ поступков детей и родителей — помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
- анализ типов коммуникативных взаимоотношений — позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
- анализ ситуаций — помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение свое и ребенка.
Мы проводим занятия в виде цикла, а заявленные темы распределяем по возрастам:
1-й блок «Адаптация первоклассников» — для родителей первых классов.
2-й блок «Проблемы переходного периода » — для родителей пятиклассников.
3-й блок «Как сдать экзамены» — для родителей 9, 11 классов.
Такая форма проведения занятий помогает нам задействовать большинство родителей образовательного учреждения. Занятия проводятся в соответствии с намеченным графиком 1 раз в неделю.
Время проведения — 1–1,5 часа.
Для каждого возраста выбираются три наиболее важные темы.
Тематика занятий в каждом блоке подбирается с учетом запроса родителей и особенностей структуры семьи в целом.
Сегодняшнее мероприятие является очередным в работе этой школы. Оно посвящено проблемам взаимоотношений родителей и детей; позитивной переориентации поведения детей. Решение этих задач теснейшим образом связано с формированием социально-адаптированной личности в условиях образовательного процессе.