Цель урока: осмысление блока новой учебной информации.
Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с различными группами растений и особенностями их строения;
2. Закрепить знания учащихся о круговороте веществ в экосистеме аквариум;
3. Прививать чувство бережного отношения к природе;
4. Развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы.
Ход урока
1. Организационный этап
В начале урока учитель с помощью выполнения простых упражнений снимает у детей излишнее напряжение и создает доброжелательную, рабочую обстановку в классе.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, добрый день! Очень рада снова видеть вас на уроке «Окружающего мира». Перед началом урока давайте сделаем наклон назад с глубоким вдохом, а потом выпрямимся, руки поднимем вверх, сделаем наклон вперед и глубокий выдох. Повторим это упражнение еще 2 раза.
Ученики выполняют упражнение и занимают свои места. (Напряжение снято – можно приступать к учебной деятельности).
2. Проверка домашнего задания (Приложение 1)
Учитель организует фронтальную проверку д/з в виде теста.
а) Тест «Аквариум» слайд 2.
слайд 3
1. Выбери верное утверждение:
а) Аквариум – это маленькая экосистема.
б) Аквариум – это не экосистема.
в) Аквариум – это маленькая искусственная экосистема.
слайд 4
2. Выбери обитателей аквариума:
а) Дафнии, циклопы, окуни, плотва.
б) Рачки, улитки, барбусы, меченосцы.
в) Рак, рачки, щука, мотыль.
слайд 5
3. Сомики – это:
а) производители
б) потребители
в) разрушители.
слайд 6
4. Родина золотых рыбок:
а) Китай
б) Япония
в) Южная Америка
слайд 7
5. Ампулярии – это:
а) крупные улитки
б) водоросли
в) разрушители
слайд 8
Ответы теста «Аквариум». Организуется взаимопроверка.
слайд 9
б) - Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все части экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.)
3. Введение в тему
- Что такое круговорот веществ? (цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом)
- Кто является участниками круговорота веществ? (производители, потребители, разрушители)
4. Объявление темы
- Урок мы посвятим одному живому участнику круговорота веществ. О ком речь? Догадайтесь. Его называют «Зелёная одежда Земли».
слайд 10 «Растения-производители».
- Как доказать, что растение является живым организмом? (дышит, питается, растёт, развивается, размножается, умирает).
5. Проблемный вопрос
- Мы с вами тоже живые организмы. Каким образом растения отличаются от других живых организмов? (зелёным цветом, процессом фотосинтеза, нет движения, имеют другие (части) органы.)
- Что такое орган? (ответы детей)
- Обратимся к словарю учебника. (стр.62) (Органы – части тела, которые выполняют свою работу.)
- Какие органы растений вы знаете? (ответы детей)
6. Работа по изучению новой темы (Приложение 3)
слайд 11
а) - Определим органы цветкового растения. (Фрагмент из видеоролика «Мир природы». Проверь себя - назови правильно).
б) - Нам необходимо разобраться, за какую работу отвечает каждый орган растения.
в) Работа с учебником:
слайд 12
- Чтение абзаца о листьях (стр.1)
- В чём заключается главная задача листьев? (кормят растения)
- Какой процесс происходит в листьях? (фотосинтез)
- Что такое фотосинтез? (образование органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа под действием солнечного света)
слайд 13
г) Чтение абзаца о стебле (стр.1)
- Какая главная задача стебля? (преодолевает земное притяжение, даёт опору листьям, связывает части растения)
слайд 14
д) Чтение абзаца о корне (стр.2)
- Какую работу выполняет корень? (удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества)
е) – А для чего растениям цветы? (ответы детей)
слайд 15
Видеоролик «Размножение и распространение растений» - Сказка (самодовольный цветок) (ответ: роль цветка в образовании плода)
Учитель комментирует мультипликацию, рассказывает сказку о том, что распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них образовались плоды. А цветок-недотрога так и засох в одиночестве.
слайд 16
ж) – Почему не у всех цветков образовались плоды? (не было опыления)
- Что значит опылять? (перенос пыльцы с одного цветка на другой, в результате завязываются семена)
- Чем цветы привлекают насекомых? (ярким цветом, душистым запахом, сладким нектаром)
- Некоторые дети ловят красивых бабочек, тем самым губят их. Что бы вы сказали этим детям от имени насекомых? (ответы детей)
з) – Какую роль играет плод? (ответы детей)
слайд 17
Видеоролик «Образование плода».
слайд 18
( плод - защита и распространение заключённых в нём семян)
и) – Кто помогает растениям распространять их семена? (ответы детей)
Самостоятельная работа стр.2 №3. Проверка. Показать кедровку слайд 19.
7. Физминутка. Игра «А верите ли вы?»
слайд 20
Игра «А верите ли вы?». Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, дети отвечают словами «верим», «не верим».
- А верите ли вы, что в Азербайджане растёт конфетное дерево? +
- А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –
- А верите ли вы, что существует бешеный огурец? +
- А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +
- А верите ли вы, что в Австралии растёт баночное дерево? –
- А бутылочное дерево? +
- А верите ли вы, что родина апельсина - Китай? +
- А верите ли вы, что кигелия – это колбасное дерево? +
- А верите ли вы, что кактусы растут в лесу? –
- А верите ли вы, что существует пустынное растение – саксаул? +
- А верите ли вы, цветы умеют танцевать? -
Муз. пауза Чайковский П.И. «Вальс цветов». (под музыку П.И.Чайковского дети исполняют вальс). (Приложение 2)
8. Работа по изучению новой темы. Многообразие растений
слайд 21
а) - Всего на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты понадобится почти 97 часов. Сколько суток без отдыха и сна мы будем перечислять все виды растений? (97:24=4 суток и 1 час)
- Все растения учёные разделили на несколько групп.
I группа – растения, которые имеют все перечисленные органы. Как бы вы их назвали? (цветковые)
- Посмотрите Видеоролик «Многообразие цветковых растений», подготовьте ответ на вопросы:
- Что узнали о цветковых растениях? (продукты питания, парфюмерия, сырьё для лекарств, продукты питания, красота)
- Чем размножаются цветковые растения? (Семенами)
слайд 22
(Просмотр видеоролика, ответы на заданные вопросы).
-Что содержит семя? Найдем ответ в учебнике на стр.3.
семя=зародыш+питательные вещества
- Что развивается из семени? (новое растение)
слайд 23
II группа - определи название группы (хвойные).
- Какие органы имеет эта группа растений?
- Какой орган не имеет эта группа растений?
- Чем размножаются хвойные растения? (семенами) (показ шишки)
- Защищены ли семена в шишке? (нет)
-Эту группу учёные назвали голосеменные.
слайд 24
III группа – Летом на Руси праздновали День Ивана Купалы. Существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалы зацветёт папоротник. Тот, кто его найдёт, будет счастлив и богат. Как вы думаете, были такие счастливчики, которые видели цветок папоротника? (ответ детей)
- Чтение текста стр.4
- Показ растений слайд 25 (плауны), показать мох
- Какие органы не имеет эта группа растений? (цветок, мох не имеет корень)
слайд 26
- Чем они размножаются? (спорами) Споры – клетка, из которой развивается новое растение.
- Как называется эта группа растений? (споровые растения)
- Чем отличается спора от семени? (нет питательных веществ)
IV группа – Какое растение самое маленькое? Ими питаются рачки: дафнии и циклопы. (водоросли) слайд 27
- Водоросли сильно отличаются от других растений. Чем же? Прочитаем следующий абзац.
- Чтение, ответ на вопрос.
- Водоросли похожи на нити, ленты, бахрому, маленькие шарики. Но, как и другие растения, водоросли нуждаются в свете. В мутной воде они могут жить на глубине не более 1 метра, а в морях с прозрачной водой живут на глубине 100-150 метров, а иногда и глубже.
слайд 28
- Почему все группы относятся к царству растений? (все они способны к фотосинтезу)
9. Итог урока
- Какую роль играет каждый орган цветкового растения?
- Какой орган выполняет основную работу растения?
- Какой орган работает как лифт?
- Семя или спора имеет больше шансов дать начало новому растению? Почему?
- Почему в Красной книге много растений с яркими крупными цветками?
10. Рефлексия: слайд 29
|
повторил |
|
запомнил |
Я |
узнал |
|
удивился |
|
горжусь |
11. Выставление отметок
слайд 30
12. Домашнее задание (каждому ученику учитель раздаёт план работы)
- Выбрать одного представителя из царства растений и составить рассказ по плану:
План.
1. Название растения.
2. Назови органы данного растения.
3. К какой группе растений относится и почему?
4. Как размножается растение?
5. Кто помогает растению распространять их семена (споры).
6. Дополнительные сведения.
Используемые источники информации
- Интернет;
- Мультимедийное пособие «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире»;
- О.М.Смирнова «Дифференцированный подход в обучении природоведению», Москва Новая школа 1997;
- А.А.Вахрушев «Обитатели Земли» 3 класс, методические рекомендации для учителя; А.А.Вахрушев «Обитатели Земли»(2 часть) 3 класс, учебник; Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли» 3 класс, тетрадь;
- вальс П.И.Чайковского
- http://www.zaycev.net/pages/1112/111252.shtml