Урок окружающего мира "Растения-производители". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: осмысление блока новой учебной информации.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с различными группами растений и особенностями их строения;

2. Закрепить знания учащихся о круговороте веществ в экосистеме аквариум;

3. Прививать чувство бережного отношения к природе;

4. Развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы.

Ход урока

1. Организационный этап

В начале урока учитель с помощью выполнения простых упражнений снимает у детей излишнее напряжение и создает доброжелательную, рабочую обстановку в классе.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, добрый день! Очень рада снова видеть вас на уроке «Окружающего мира». Перед началом урока давайте сделаем наклон назад с глубоким вдохом, а потом выпрямимся, руки поднимем вверх, сделаем наклон вперед и глубокий выдох. Повторим это упражнение еще 2 раза.

 Ученики  выполняют упражнение и занимают свои места. (Напряжение снято – можно приступать к учебной деятельности).

2.  Проверка домашнего задания (Приложение 1)

Учитель организует фронтальную проверку д/з в виде теста.

а) Тест «Аквариум»  слайд 2.

слайд 3

1. Выбери верное утверждение:

а) Аквариум – это маленькая экосистема.

б) Аквариум – это не экосистема.

в) Аквариум – это маленькая искусственная экосистема.

слайд 4

2. Выбери обитателей аквариума:

а) Дафнии, циклопы, окуни, плотва.

б) Рачки, улитки, барбусы, меченосцы.

в) Рак, рачки, щука, мотыль.

слайд 5

3. Сомики – это:

а) производители

б) потребители

в) разрушители.

слайд 6

4. Родина золотых рыбок:

а) Китай

б) Япония

в) Южная Америка

слайд 7

5. Ампулярии – это:

а) крупные улитки

б) водоросли

в) разрушители

слайд 8

Ответы теста «Аквариум». Организуется взаимопроверка.

слайд 9

б) - Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все части экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.)

3. Введение в тему

- Что такое круговорот веществ? (цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом)

- Кто является  участниками круговорота веществ? (производители, потребители, разрушители)

4. Объявление темы

- Урок мы посвятим одному живому участнику круговорота веществ. О ком речь? Догадайтесь. Его называют «Зелёная одежда Земли».

слайд 10  «Растения-производители».

- Как доказать, что растение является живым организмом? (дышит, питается, растёт, развивается, размножается, умирает).

5. Проблемный вопрос

- Мы с вами тоже живые организмы. Каким образом растения отличаются от других живых организмов? (зелёным цветом, процессом фотосинтеза, нет движения, имеют другие (части) органы.)

- Что такое орган? (ответы детей)

- Обратимся к словарю учебника. (стр.62) (Органы – части тела, которые выполняют свою работу.)

- Какие органы растений вы знаете? (ответы детей)

6. Работа по изучению новой темы  (Приложение 3)

слайд 11 

а) - Определим органы цветкового растения. (Фрагмент из видеоролика «Мир природы». Проверь себя - назови правильно). 

б) - Нам необходимо разобраться, за какую работу отвечает каждый орган растения.

 в) Работа с учебником:

слайд 12

- Чтение абзаца о листьях (стр.1)

- В чём заключается главная задача листьев? (кормят растения)

- Какой процесс происходит в листьях? (фотосинтез) 

- Что такое фотосинтез? (образование органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа под действием солнечного света)

слайд 13

 г) Чтение абзаца о стебле (стр.1)

- Какая главная задача стебля? (преодолевает земное притяжение, даёт опору листьям, связывает части растения)

слайд 14

д) Чтение абзаца о корне (стр.2)

- Какую работу выполняет корень? (удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества)

е) – А для чего растениям цветы? (ответы детей)

слайд 15  

(Приложение 4)

Видеоролик «Размножение и распространение растений» - Сказка (самодовольный цветок)  (ответ: роль цветка в образовании плода)

Учитель комментирует мультипликацию, рассказывает сказку о том, что распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них образовались плоды. А цветок-недотрога так и засох в одиночестве.

слайд 16

ж) – Почему не у всех цветков образовались плоды? (не было опыления)

 - Что значит опылять? (перенос пыльцы с одного цветка на другой, в результате завязываются семена)

- Чем цветы привлекают насекомых? (ярким цветом, душистым запахом, сладким нектаром)

- Некоторые дети ловят красивых бабочек, тем самым губят их. Что бы вы сказали этим детям от имени насекомых? (ответы детей)

з) – Какую роль играет плод? (ответы детей)

слайд 17

(Приложение 5)

Видеоролик «Образование плода».

слайд 18

 ( плод - защита и распространение заключённых в нём семян)

и) – Кто помогает растениям распространять их семена? (ответы детей)

Самостоятельная работа стр.2 №3. Проверка. Показать кедровку слайд 19.

7. Физминутка. Игра «А верите ли вы?»

слайд 20

Игра «А верите ли вы?». Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, дети отвечают словами «верим», «не верим».

- А верите ли вы, что в Азербайджане растёт конфетное дерево? +

- А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –

- А верите ли вы, что существует бешеный огурец? +

- А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +

- А верите ли вы, что в Австралии растёт баночное дерево? –

- А бутылочное дерево? +

- А верите ли вы, что родина апельсина  - Китай? +

- А верите ли вы, что кигелия – это колбасное дерево? +

- А верите ли вы, что кактусы растут в лесу? –

- А верите ли вы, что существует пустынное растение – саксаул? +

- А верите ли вы, цветы умеют танцевать? -

 Муз. пауза Чайковский П.И. «Вальс цветов». (под музыку П.И.Чайковского дети исполняют вальс). (Приложение 2)

8. Работа по изучению новой темы.  Многообразие растений

слайд 21

а) - Всего на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты понадобится почти 97 часов. Сколько суток без отдыха и сна мы будем перечислять все виды растений? (97:24=4 суток и 1 час)

- Все растения учёные разделили на несколько групп.

I группа – растения, которые имеют все перечисленные органы. Как бы вы их назвали? (цветковые)

- Посмотрите Видеоролик «Многообразие цветковых растений», подготовьте ответ на вопросы:

- Что узнали о цветковых растениях? (продукты питания, парфюмерия, сырьё для лекарств, продукты питания, красота)

- Чем размножаются цветковые растения? (Семенами)

слайд 22

(Просмотр видеоролика, ответы на заданные вопросы).

-Что содержит семя? Найдем ответ в учебнике на стр.3.

семя=зародыш+питательные вещества

- Что развивается из семени? (новое растение)

слайд 23

II группа -  определи название группы (хвойные).

- Какие органы имеет эта группа растений?

- Какой орган не имеет эта группа растений?

- Чем размножаются хвойные растения? (семенами) (показ шишки)

- Защищены ли семена в шишке? (нет)

 -Эту группу учёные назвали голосеменные.

слайд 24

III группа – Летом на Руси праздновали День Ивана Купалы. Существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалы зацветёт папоротник. Тот, кто его найдёт, будет счастлив и богат. Как вы думаете, были такие счастливчики, которые видели цветок папоротника? (ответ детей)

- Чтение текста стр.4

- Показ растений слайд 25 (плауны), показать мох

- Какие органы не имеет эта группа растений? (цветок, мох не имеет корень)

слайд 26

- Чем они размножаются? (спорами) Споры – клетка, из которой развивается новое растение.

- Как называется эта группа растений? (споровые растения)

- Чем отличается спора от семени? (нет питательных веществ)

IV группа – Какое растение самое маленькое? Ими питаются рачки: дафнии и циклопы. (водоросли) слайд 27

-  Водоросли сильно отличаются от других растений. Чем же? Прочитаем следующий абзац.

- Чтение, ответ на вопрос.

- Водоросли похожи на нити, ленты, бахрому, маленькие шарики. Но, как и другие растения, водоросли нуждаются в свете. В мутной воде они могут жить на глубине не более 1 метра, а в морях с прозрачной водой живут на глубине 100-150 метров, а иногда и глубже.

слайд 28

- Почему все группы  относятся к царству растений? (все они способны к фотосинтезу)

9.  Итог урока

- Какую роль играет каждый орган цветкового растения?

- Какой орган выполняет основную работу растения?

- Какой орган работает как лифт?

- Семя или спора имеет больше шансов дать начало новому растению? Почему?

- Почему в Красной книге много растений с яркими крупными цветками?

10. Рефлексия: слайд 29

 

повторил

 

запомнил

Я

узнал

 

удивился

 

горжусь

11. Выставление отметок

слайд 30

12. Домашнее задание (каждому ученику учитель раздаёт план работы)

- Выбрать одного представителя из царства растений и составить рассказ по плану:

План.

1. Название растения.

2. Назови органы данного растения.

3. К какой группе растений относится и почему?

4. Как размножается растение?

5. Кто помогает растению распространять их семена (споры).

6. Дополнительные сведения.

Используемые источники информации

  1. Интернет;
  2. Мультимедийное пособие «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире»;
  3. О.М.Смирнова «Дифференцированный подход в обучении природоведению», Москва Новая школа 1997;
  4. А.А.Вахрушев «Обитатели Земли» 3 класс, методические рекомендации для учителя; А.А.Вахрушев «Обитатели Земли»(2 часть) 3 класс, учебник; Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли» 3 класс, тетрадь;
  5. вальс П.И.Чайковского
  6. http://www.zaycev.net/pages/1112/111252.shtml