Масленица, пожалуй, самый любимый народный праздник. В нашей школе он проходит уже лет пятнадцать. Всем известно, что любое мероприятие в школе должно быть обучающим в первую очередь, а развлекательным – во вторую. Нам повезло, уже много лет мы сотрудничаем с фольклорным ансамблем «Русичи», артисты которого владеют игрой на древнерусских инструментах. Во-первых, выступление артистов – живой образец для подражания нашим мальчикам. Когда мужественные мужчины заводят танец или песню, мы учимся у мастеров. Кроме того, дети узнают название древнерусских инструментов, видят их и слышат живое звучание. Во-вторых, эмоции рождаются на празднике вместе со звучанием живой музыки.
Все дети и артисты на празднике одеты в народные костюмы. В празднике принимает участие школьный фольклорный театр «Просинец». Использованы фрагменты народной драмы «Лодка», песни и танцы в исполнении детей.
Праздник состоит из театрализованной и игровой части. Для проведения театрализованной части вам понадобится:
- нарядить куклу масленицу,
- украсить зал;
- коромысло, ведра, лошадка на палочке, платок;
- «Русичи» 3-диск (если нет возможности пригласить артистов к себе).
Для проведения игровой части вам понадобится:
- 2 веревочки,
- 2 ледянки,
- 2 куклы,
- 4 кокошника в виде елочек,
- 4 стула,
- 2 обруча,
- снежки из пенопласта или ваты,
- снеговик, нарисованный на картоне,
- 2 отреза синей ткани приблизительно по 3 метра длиной.
Надеемся, что предлагаемый сценарий будет интересен нашим коллегам и окажет помощь во внеурочной работе с учащимися начальной школы.
Действующие лица:
Тюха, скоморох.
Матюха, скоморох.
Атаман, грозного вида, в красной рубахе, черной поддевке, с саблей и пистолетами за поясом; шляпа богато украшена золотой бумагой.
Есаул, одет почти так же, как Атаман; украшения из серебряной бумаги.
Разбойники, гребцы (могут быть и девочки), на головах черные шапочки.
Ход праздника
Звучит русская народная песня «Отчего у нас зима становилась» в исполнении ансамбля «Русичи». Дети и гости праздника рассаживаются. Выходят скоморохи Тюха и Матюха.
Тюха. Здравствуйте, хозяева и хозяюшки, молодцы и молодушки!
Матюха. Здравствуйте, гости и гостьюшки!
Тюха. Мы – развеселые потешники, известные скоморохи и насмешники.
Матюха. За медный пятак, покажем все эдак и так.
Вместе. Народ собирается, наша Масленица начинается!
(Тюха надевает на себя платок, берет ведра, коромысло, изображает из себя девицу.)
Матюха. Красна девица Арина, ты на ярмарку ходила?
Тюха. Я на ярмарку ходила себе ведра не купила.
Матюх. Девица, а девица, позови Масленицу.
Тюха. (снимает платок, берет лошадку) Блин дашь?
(Матюха дает ему блин. Тюха его съедает.)
Матюха. Э-э! Это для Масленицы!
Тюха. А! Ну тогда давай еще один!
(Матюха дает блин. Тюха скачет на лошадке и машет блином)
Тюха. Прощай, зима холодная! Приходи лето красное! (останавливает «лошадь») А еще блин дашь? Уж очень вкусно! (Матюха сердится) Ладно не серчай! Лучше танцевать приглашай!
Матюха. (объявляет) Полечка с каблучком!
(Танцуют ученики 2 классов. В разгар веселья на середину круга выходит Атаман и топает ногой, девочки испуганно рассаживаются по своим местам.)
Атаман. А-ну, тихо! Вот упала с неба звезда, и явился атаман к вам сюда. Дайте мне разгуляться! С названным братом повидаться! Есаул!
Есаул. Атаман!
Атаман.
Выходи сюда, скорей!
Говори со мной смелей!
Не подойдешь ко мне скоро,
Не выговоришь смело,
Велю вкатить тебе разиков сто -
Пропадет твоя есаульская служба ни за что!
Есаул.
Из-под тучи грозовой
Вот он я перед тобой
Что прикажешь, могучий атаман?
Атаман.
Вот тебе моя одежда-
Будет на тебя моя надежда.
Вот тебе моя сабля -
Служи мне верой и правдой.
Что-то скучно … Спойте мне мою любимую песню.
(Запевают песню «Земляничка-ягодка». Во время песни атаман в глубокой задумчивости стоит, скрестив руки на груди. По окончании песни Атаман топает ногой.)
Атаман. Есаул!
Есаул. Что прикажешь, могучий атаман?
Атаман.
Будет нам здесь болтаться,
Поедем вниз по матушке по Волге разгуляться.
Мигоментально построй мне красную лодку,
И чтоб длиной она была от Костромы до Астрахани.
Есаул.
Гребцы по местам,
Весла по бортам!
(В это время все гребцы садятся на пол, образуя между собой пространство (лодка), в котором расхаживают атаман и есаул.)
Все в полной исправности.
Готово, атаман!
Атаман. Молодец! Скоро построил! Отчаливай!
(Запевают «Вниз по матушке по Волге». После 4 куплета Есаул топает ногой, прерывает пение гребцов.)
Есаул.
Тихо, друзья!
Атаман шевелит усами,
Говорить хочет с нами.
Атаман. Есаул!
Подходи ко мне скорей,
Говори со мной смелей!
Не подойдешь скоро,
Не выговоришь смело –
Велю вкатить тебе сто,
Пропадет твоя есаульская служба ни за что!
Есаул. Что прикажешь, могучий Атаман?
Атаман.
Возьми подозрительную трубку,
Поди на атаманскую рубку.
Смотри во все стороны:
Нет ли где пеньев, кореньев и мелких мест?
Чтобы нашей лодке на мель не сесть!
(Есаул берет картонную трубу и осматривается кругом)
Атаман. Зри верней, сказывай скорей!
Есаул. Вижу: на воде колода!
Атаман.
Какой там воевода?
Будь их там сто или двести -
Всех их положим вместе!
Я их знаю и не боюсь,br>А если разгорюсь
Еще ближе к ним подберусь!
Есаул!
Есаул. Атаман!
Атаман.
Возьми подозрительную трубку,
Поди на атаманскую рубку.
Посмотри во все четыре стороны,
Нет ли где пеньев-кореньев и мелких мест,
Чтобы нашей лодке на мель не сесть!
Гляди вернее, сказывай скорей!
Есаул.
Вижу на берегу богатое село!
Девицы по берегу гуляют
Масленицу наряжают.
Атаман. Ну, слава богу, приворачивай ребята к бережочку!
(Девочки в центре зала водят хоровод « Мы Масленицу дожидали»)
Есаул выносит наряженную куклу масленицу, ставит ее в центре круга. Все гребцы рассаживаются в зал.
1 класс. (обращается к Масленице)
Здравствуй, Масленица годовая!
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие.
И блины, и калачи,
К нам в окошко их мечи!
1 ученик.
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
2 ученик.
Будем Масленицу величать
Да блинами угощать.
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить.
3 ученик. Живет Масленица 7 деньков.
Все. Оставайся Масленица 7 годков.
4 ученик.
Масленицу величаем
На лошадках ее покатаем.
(Участники праздника водят хоровод и поют песню «А мы Масленицу дожидались»)
А мы Масленицу дожидались,
Красавицу весну увидали.
Ой, ладо-ладо, увидали,
Ой, ладо-ладо увидали.
Наша Масленица годовая
Она гостюшка дорогая.
Ой, ладо-ладо, дорогая,
Ой, ладо-ладо, дорогая.
Она пешею да не ходит
Все на саночках разъезжает.
Ой, ладо-ладо, разъезжает,
Ой, ладо-ладо, разъезжает.
У ней кони-то вороные,
А слуги-то молодые.
Ой, ладо-ладо, молодые,
Ой, ладо-ладо, молодые.
(Дети образуют два круга - внутренний и внешний. Оба круга двигаются в противоположном направлении. Затем внутренний круг, поднимая сомкнутые руки, отходит назад, пропуская детей из внешнего круга в центр, затем – наоборот. Это выполняется на каждый куплет.)
На сцену выходят артисты ансамбля «Русичи». Звучат песни: «Масленая полизуха», «Пролегала степь дорога».
1 ученик. Вы давно блинов не ели?
2 ученик. Вы блиночков захотели?
3 ученик. Да какая Масленица без блинов горячих да румяных!
4 ученик. Напекли их вам поесть сотен пять, а может шесть,
5 ученик. Угощение на славу,
6 ученик. А ребятам на забаву!
(Угощение блинами. Во время угощения блинами зал готовится к игровой программе. Игровую программу проводят участники детского фольклорного театра «Просинец» под инструментальную музыку ансамбля «Русичи». Победители каждого конкурса награждаются баранками. Победит тот класс, который наберет баранок больше всех.)
Конкурс первый. В понедельник, который на масленой неделе зовется «Встреча», наряжали куклу масленицу и возили ее по улице. Вот и мы потренируемся. Покатаем куклу. Приглашаем 4 мальчиков и 2 девочек из 1 классов. Мальчики у нас будут елочками, оденем им шапочки с ободками в виде елочек. Девочки одновременно из разных концов зала повезут кукол на ледянках. Следите, чтобы кукла не упала, объезжая елочки. Не торопитесь! Но поторапливайтесь!
Конкурс второй. Среда звалась «лакомкой». А почему, вы, наверняка, мне сами ответите. Правильно, объедались блинами. Но прежде чем съесть, блины надо испечь. У каждой хозяйки свои секреты. Но, секреты секретами, а без мастерства не обойдешься. Недаром говорят «Из одной мучки да разные ручки». Объявляется конкурс «Молодые хозяйки». Приглашаются по одной участнице из 4 классов. Хозяйки должны спуститься в «погреб» вниз по ступенькам, принести оттуда все, что нужно им для приготовления блинов. Условие: приносить можно по одному предмету. Выиграет та хозяйка, которая быстрее и точнее выполнит задание.
Конкурс третий. Постепенно праздник набирает силу. Четверг – широкий, разгуляй. Вот когда всюду царит дух соревновательности. Кто споет самую длинную песню, тот весне поможет зиму победить. Кто дальше всех с горки съедет, тот поможет весне победить зиму. Кто больше всех блинов съест, тот поможет весне победить зиму. Сейчас на центр зала приглашаются 2 самых сильных, самых выносливых, самых смелых парня. Кто готов принять участие в кулачном бое? И помочь весне победить зиму. Вот они! И так справа от вас… Аплодисменты! (завязывает глаза) Его противника зовут…Аплодисменты! (завязывает глаза) На счет три борцы сходятся. Раз, два, три!
Конкурс четвертый. А сейчас приглашаются мальчики 2 классов. Они примут участие в конкурсе «Попади в снеговика».
Конкурс пятый. Масленичная неделя была вся расписана. Еще со вторника начинали приглашать друг друга в гости. Самый удачный для похода в гости день – пятница. В гости мы надеваем самые лучшие свои наряды. Конкурс «Нарядись в гости».
Конкурс шестой. Мальчики посоревновались? Приглашаем девочек 4 классов испытать свою ловкость в конкурсе «Перепрыгни через ручей» (вот здесь вам понадобятся 2 отреза синей ткани – это ручей).
Подведение итогов. Танец победителей. «Русичи» исполняют «Что-то у нас ранешенько на дворе», «Барыня».
(Танец победителей прерывает Атаман.)
Атаман. Есаул!
Есаул.
Вот он я перед тобой
Как лист перед травой!
Что прикажешь могучий атаман?
Атаман.
Гребцы по местам,
Весла по бортам!
(Артисты ансамбля «Русичи» строят лодку вместе с детьми.)
Есаул. Отчаливай!
(Звучит песня «Вниз по матушке по Волге»)
Занавес.
Использованная литература
1. Фольклорный театр. Сборник. – М.: «Современник», 1988.
2. Народный театр / Под редакцией Некрыловой А.Ф. и Савушкиной Н.И. – М.,1991-1997.
3. Обрядовая поэзия. Календарный фольклор. Сборник. – М.,1997.
4. Русское народное музыкальное творчество. Пособие для студентов. – М.: «Музыка», 1974.
5. С маской, бубном и гудком. Н.Кулаковская, А.Кулаковский – М.: «Советский композитор», 1983.