Цель урока:
1. Научить учащихся выполнять соединительные и краевые швы; ознакомить с элементами технической терминологии швейного производства; ознакомить с графическими и условными обозначениями;
2. Воспитывать дисциплину, аккуратность и уважение к труду;
3. Развивать самоконтроль и взаимоконтроль, пространственное воображение, логическое мышление и самостоятельность.
Дидактический материал: Чертежи, схемы, таблица, карточки – задания.
Оборудование: швейная машинка, утюг.
Инструменты: ножницы, игла для ручных работ, карандаши, ручка.
Приспособления: линейка.
Материал: ткань, клей, нитки, рабочая тетрадь, альбом для практических работ.
Тип занятия: комбинированный.
Профориентация: Художник- конструктор, швея мотористка.
Межпредметные связи: черчение, русский язык.
Время: 2 урока по 45 минут.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка присутствия учащихся (по журналу), Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Объяснение нового материала (Приложение 1)
Учитель:
(1 слайд) Сегодня я вас познакомлю с видами соединительных швов, их назначении, применении, условном и графическом обозначении, научимся выполнять виды соединительных и краевых швов, а так же составлять таблицу- каталог этих швов.
Соединительные швы служат для соединения отдельных деталей изделия, а краевые - для обработки краев и срезов и предохраняя их от осыпания.
(2 слайд) Машинные швы условно делятся на 3 группы: соединительные, краевые и отделочные.
Чаще всего приходится выполнять соединительный стачной шов и краевые, поэтому о них мы поговорим более подробно.
Стачать - значит соединить машинной строчкой детали равные или приблизительно равные по величине.
(3слайд) Шов- место соединения двух или нескольких деталей строчкой.
Детали соединяются между собой швами разной ширины. В зависимости от вида ткани и назначения деталей.
(4 слайд) Ширина шва – расстояние от строчки до края детали.
Но мы с вами поговорим об основных швах, которые наиболее чаще встречаются.
(5слайд) Стачной шов вразутюжку;
вы видите его графическое изображение, а на схеме его можно прочесть так: на одну деталь, накладываем другую деталь, примерно равную по величине. Уравниваем срезы и соединяем машинной строчкой - стачиваем. Раскладываем швы под утюгом на две стороны – разутюживаем. Точно так же выполняется следующий шов
(6 слайд) Стачной шов взаутюжку;
здесь шов под утюгом укладываем на одну сторону – заутюживаем. (например: стачать детали пояса, оборки)
(7 слайд) Накладной шов с открытым срезом;
вот графическое изображение и схема, на одну деталь накладываем другую деталь и соединяем машинной строчкой. (например: настрочить тесьму).
(8 слайд) Накладной шов с закрытым срезом;
это его графическое изображение, а на схеме выглядит так: на основную деталь большего размера, накладываем деталь более мелкую, край детали подгибаем и прокладываем машинную строчку.(например: настрачиваем накладной карман на основную деталь)
(9 слайд) Краевой шов вподгибку с закрытым срезом;
вы видите и графическое и схематическое изображение, а читать их следует так: край детали подгибаем один раз, второй раз и закрепляем машинной строчкой. (например: низ изделия)
(10 слайд) Краевой шов вподгибку с открытым срезом;
Он выполняется так же, как в предыдущем шве, но край подгибаем один раз. (например: низ изделия в плотных тканях, нижняя и боковая часть накладного кармана)
III. Закрепление пройденного материала
1. Устный опрос. (11 слайд)
А сейчас проверим, как вы усвоили материал. На слайде вы видите вопрос, какие швы соединительные, а какие краевые?
- Стачной вразутюжку
- Вподгибку с открытым срезом
- Стачной взаутюжку
- Накладной с закрытым срезом
- Вподгибку с закрытым срезом
- Накладной с открытым срезом
Слова соединительные и краевые выделены другим цветом. И после того как вы ответите, можно узнать, а правильно ли вы ответили? Ответы окрашиваются в тот цвет, к которому шву они принадлежат.
2. Письменный опрос (карточки – задания) (Приложение 2)
1. Определите по условным изображениям стачной шов взаутюжку и вразутюжку.
2. В каком случае припуски шва следует заутюжить, а в каком разутюжить?
а) при стачивании деталей из толстой ткани;
б) при стачивании деталей из тонкой ткани.
Ответ: а) - заутюжить, б)- разутюжить .
3. Каким краевым швом обработать:
а) низ джинсов;
б) края кухонного полотенца;
в) низ зимнего пальто;
г) края косынки;
д) низ юбки из вельвета.
Ответ: а, б, г,) – вподгибку с закрытым срезом, в, д) – вподгибку с открытым срезом.
4. Нарисуйте условное изображение данного шва.
Ответ:
3. Составление таблицы-каталога. (12 слайд)
Теперь заполним в альбоме для практических работ таблицу – каталог. Вы знаете назначение каждого шва, их графическое и схематическое изображение, а на втором уроке вы закрепите полученные знания практически - выполнив образцы этих швов на швейной машинке (учащиеся выполняют таблицу в альбоме для практических работ).
IV. Практическая работа
1. Инструктаж по технике безопасности и требованиях предъявляемых к выполнению машинных швов.
Прежде чем приступить к выполнению машинных работ (технические условия), я расскажу вам о требованиях предъявляемых к выполнению машинных швов:
а) Все внутренние машинные строчки выполняют нитками в цвет ткани.
б) После выполнения машинных работ нитки всех временных работ (сметывание, наметывание) удаляют.
2. Практическая работа «Выполнение машинных швов»
Цель: научиться выполнять 6 видов машинных швов и провести самопроверку.
Вы принесли ткань для выполнения образцов швов,
Весь второй урок ученицы делают образцы швов под наблюдением учителя. Для этой работы они принесли 14 деталей из х/б ткани размером 10х10 см., иглу, линейку, нитки х/б (в цвет ткани), ножницы.
После выполнения швов предлагается провести самопроверку, для этого учащиеся разбиваются на две группы, одна из которых «производители», другая – «эксперты». Используя карточку- задания для проверки работ. (Приложение 3)
Затем они меняются местами. Оценки за практическую часть выставляют вместе с учителем.
V. Домашнее задание
Вклеить изготовленные образцы в таблицу.
Список используемой литературы
1. Голондарева Н.Б. Технология 5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс» В. Д. Симоненко. Часть 1/ Н.Б.Голондарева – Волгоград, 2003. - 112 с.
2. Крупская Ю.В. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (девочки)/Ю.В.Крупская, Н.И.Кизеева, Л.В.Сазонова и др.; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 256 с.
3. Кутявина Е.В. Самоконтроль и взаимоконтроль при изучении машинных швов/Е.В.Кутявина//Школа и производство. – 2010. - №2. – С. 42 – 46.
4. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5 – 9 класс (девочки)/Е.Н.Перова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с.