Соединительные и краевые швы. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель урока:

1. Научить учащихся выполнять соединительные и краевые швы; ознакомить с элементами технической терминологии швейного производства; ознакомить с графическими и условными обозначениями;

2. Воспитывать дисциплину, аккуратность и уважение к труду;

3. Развивать самоконтроль и взаимоконтроль, пространственное воображение, логическое мышление и самостоятельность.

Дидактический материал: Чертежи, схемы, таблица, карточки – задания.

Оборудование: швейная машинка, утюг.

Инструменты: ножницы, игла для ручных работ, карандаши, ручка.

Приспособления: линейка.

Материал: ткань, клей, нитки, рабочая тетрадь, альбом для практических работ.

Тип занятия: комбинированный.

Профориентация: Художник- конструктор, швея мотористка.

Межпредметные связи: черчение, русский язык.

Время: 2 урока по 45 минут.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка присутствия учащихся (по журналу), Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Объяснение нового материала (Приложение 1)

Учитель:

(1 слайд) Сегодня я вас познакомлю с видами соединительных швов, их назначении, применении, условном и графическом обозначении, научимся выполнять виды соединительных и краевых швов, а так же составлять  таблицу- каталог этих швов.

Соединительные швы служат для соединения отдельных деталей изделия, а краевые - для обработки краев и срезов и предохраняя их от осыпания.

(2 слайд) Машинные швы условно делятся на 3 группы: соединительные, краевые и отделочные.

Чаще всего приходится выполнять соединительный стачной шов и краевые, поэтому о них мы поговорим более подробно.

Стачать - значит соединить машинной строчкой детали равные или приблизительно равные по величине.

(3слайд) Шов- место соединения двух или нескольких деталей строчкой.

Детали соединяются между собой швами разной ширины. В зависимости от вида ткани и назначения деталей.

(4 слайд) Ширина шва – расстояние от строчки до края детали.

Но мы с вами поговорим об основных швах, которые наиболее чаще встречаются.

(5слайд) Стачной шов вразутюжку;

вы видите его графическое изображение, а на схеме его можно прочесть так: на одну деталь, накладываем другую деталь, примерно равную по величине. Уравниваем срезы и соединяем машинной строчкой - стачиваем. Раскладываем швы под утюгом на две стороны – разутюживаем. Точно так же выполняется следующий шов

(6 слайд) Стачной шов взаутюжку;

здесь шов под утюгом укладываем на одну сторону – заутюживаем. (например: стачать детали пояса, оборки)

(7 слайд) Накладной шов с открытым срезом;

вот графическое изображение и схема, на одну деталь накладываем другую деталь и соединяем машинной строчкой. (например: настрочить тесьму).

(8 слайд) Накладной шов с закрытым срезом;

это его графическое изображение, а на схеме выглядит так: на основную деталь большего размера, накладываем деталь более мелкую, край детали подгибаем и прокладываем машинную строчку.(например: настрачиваем накладной карман на основную деталь)

(9 слайд) Краевой шов вподгибку с закрытым срезом;

 вы видите и графическое и схематическое изображение, а читать их следует так: край детали подгибаем один раз, второй раз и закрепляем машинной строчкой. (например: низ изделия)

(10 слайд) Краевой шов вподгибку с открытым срезом;

Он выполняется так же, как в предыдущем шве, но край подгибаем один раз. (например: низ изделия в плотных тканях, нижняя и боковая часть накладного кармана)

III. Закрепление пройденного материала

1. Устный опрос. (11 слайд)

А сейчас проверим, как вы усвоили материал. На слайде вы видите вопрос, какие швы соединительные, а какие краевые?

  • Стачной вразутюжку
  • Вподгибку с открытым срезом
  • Стачной взаутюжку
  • Накладной с закрытым срезом
  • Вподгибку с закрытым срезом
  • Накладной с открытым срезом

Слова  соединительные и краевые выделены другим цветом. И после того как вы ответите, можно узнать, а правильно ли вы ответили? Ответы окрашиваются в тот цвет, к которому шву они принадлежат.

2. Письменный опрос (карточки – задания) (Приложение 2)

1. Определите по условным изображениям стачной шов взаутюжку и вразутюжку.

2. В каком случае припуски шва следует заутюжить, а в каком разутюжить?

а) при стачивании деталей из толстой ткани;

б) при стачивании деталей из тонкой ткани.

Ответ: а) - заутюжить, б)- разутюжить .

3. Каким краевым швом обработать:

а)  низ джинсов;

б) края кухонного полотенца;

в) низ зимнего пальто;

г) края косынки;

д) низ юбки из вельвета.

Ответ: а, б, г,) – вподгибку с закрытым срезом,  в, д) – вподгибку с открытым срезом.

4. Нарисуйте условное изображение данного шва.

Ответ:

3. Составление таблицы-каталога. (12 слайд)

Теперь заполним в альбоме для практических работ таблицу – каталог. Вы знаете назначение каждого шва, их графическое и схематическое изображение, а на втором уроке вы закрепите полученные знания практически - выполнив образцы этих швов на швейной машинке (учащиеся выполняют таблицу в альбоме для практических работ).

IV. Практическая работа

1. Инструктаж по технике безопасности и требованиях предъявляемых к выполнению машинных швов.

Прежде чем приступить к выполнению машинных работ (технические условия), я расскажу вам о требованиях предъявляемых к выполнению машинных швов:

а) Все внутренние машинные строчки выполняют нитками в цвет ткани.

б) После выполнения машинных работ нитки всех временных работ (сметывание, наметывание) удаляют.

2. Практическая работа «Выполнение машинных швов»

Цель: научиться выполнять 6 видов машинных швов и провести самопроверку. 

Вы принесли ткань для выполнения образцов швов,

Весь второй урок ученицы делают образцы швов под наблюдением учителя. Для этой работы они принесли 14 деталей из х/б ткани размером 10х10 см., иглу, линейку, нитки х/б (в цвет ткани), ножницы.

После выполнения швов предлагается провести самопроверку, для этого учащиеся разбиваются на две группы, одна из которых «производители», другая – «эксперты». Используя карточку- задания для проверки работ. (Приложение 3)

Затем они меняются местами. Оценки за практическую часть выставляют вместе с учителем.

V. Домашнее задание

Вклеить изготовленные образцы в таблицу.

Список используемой литературы

1. Голондарева Н.Б. Технология 5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс» В. Д. Симоненко. Часть 1/ Н.Б.Голондарева – Волгоград, 2003. -  112 с.

2. Крупская Ю.В. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (девочки)/Ю.В.Крупская, Н.И.Кизеева, Л.В.Сазонова и др.; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 256 с.

3. Кутявина Е.В. Самоконтроль и взаимоконтроль при изучении машинных швов/Е.В.Кутявина//Школа и производство. – 2010. - №2. – С. 42 – 46.

4. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5 – 9 класс (девочки)/Е.Н.Перова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с.