Внимание к детям с признаками одаренности

Разделы: Администрирование школы


Проблема одаренности постоянно привлекает внимание педагогов и психологов. Одаренными называют тех, кто показывает хорошие результаты или высокий уровень способностей в одной или нескольких областях деятельности. Различают общие интеллектуальные способности, академические способности, продуктивное мышление, способности к лидерству, художественные и артистические способности, психомоторные способности.

Требование повышенного внимания к детям с признаками одаренности объясняется тем, что отсутствие необходимых условий для развития и реализации их способностей может нанести непоправимый ущерб их дарованиям, а, следовательно, и качеству интеллектуального потенциала общества.

Дети с признаками одаренности обладают высокими познавательными потребностями, поэтому для их удовлетворения в МОУ «Лицей №3» создана целевая программа «Лицеисты – будущее России», основными задачами которой являются:

  • создание и апробация инновационных психолого-педагогических технологий для выявления, сопровождения, обучения и развития одаренных учащихся-лицеистов;
  • создание системы научного, методического, информационного и ресурсного обеспечения педагогов, работающих с одаренными детьми.

В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» говорится:

«Необходимо… создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».

Созданная нами программа отвечает всем этим требованиям.

Создание программы мы начали, прежде всего, с изучения и выяснения типов одаренности учащихся МОУ «Лицея №3». В результате психолого-педагогического мониторинга не только выявлено проявление трех классических типов одаренности лицеистов, но были разработаны на психолого-педагогических семинарах рекомендации педагогам по грамотному взаимодействию с одаренными детьми каждого типа.

Не составляет особого труда обнаружить у лицеистов первый тип одаренности – академическую одаренность, которая представляет собой ярко выраженную способность учиться. Естественно, что именно обладатели такого типа одаренности являются любимыми в лицее учениками. Они легки в общении, очень трудолюбивы. Замечено, что большинство медалистов – это, прежде всего, именно лицеисты с академической одаренностью. Ежегодно число медалистов колеблется от 17% до 25 % от числа выпускников. Этот «золотой запас» нашего лицея находится под постоянным контролем педагогов и администрации.

Опыт показывает, что от этих ребят (за редким исключением) не приходится ждать побед в серьезных олимпиадах или конкурсах. Из наблюдений за судьбами наших выпускников, можно сделать вывод, что  академическая одаренность помогает этим выпускникам впоследствии стать очень неплохими, квалифицированными специалистами, но, чтобы получилось что-то большее, одной этой одаренности, конечно же, недостаточно.

Уровень развития познавательного интереса у этой группы одаренных ребят достаточно высокий, они, тем не менее, нуждаются в постоянной поддержке со стороны педагогов. Но не следует также забывать, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Ко второму типу одарённости мы относим интеллектуальную одаренность. Интеллект, с точки зрения психологии, означает:

  • способность решать задачи;
  • процесс переработки информации;
  • обучаемость, то есть способность усваивать и самостоятельно добывать знания;
  • систему познавательных процессов;
  • фактор регуляции деятельности;
  • относительно устойчивую структуру умственных способностей индивида.

Интеллектуальная одаренность у лицеистов проявляется, конечно, не только и даже не столько в способности учиться, сколько в умении думать, анализировать, сопоставлять факты, т.е. выполнять сложную интеллектуальную работу. Обладатели такой одаренности – «палочки-выручалочки» на проблемных уроках открытия нового знания. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим – все зависит от их отношения к предмету и к преподавателю. Медалисты из них тоже получаются, но очень редко. Как правило, из этой группы наибольшее число победителей олимпиад. Задача педагогов по отношению к этой группе заключается в постоянном поднятии уровня их познавательного интереса к предмету и его поддержания всеми известными в педагогике способами. Необходимо также приобщать этих учащихся к систематическому решению олимпиадных задач по предмету или привлекать к более глубокой исследовательской работе. Именно из ребят с интеллектуальной одаренностью составляются команды для участия в различных интеллектуальных играх и конкурсах типа «Саровские умники и умницы», где их способности раскрываются с наибольшей силой. Но, к сожалению, многочисленные практические исследования свидетельствуют о том, что нельзя предсказать достижения ребенка или подростка в будущем, исходя из уровня развития его интеллекта. Сколько-нибудь значительной связи между уровнем развития интеллекта в школьном возрасте и достижениями в будущем не существует.

Из данных психологических исследований известно также, что высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям в профессиональной самореализации.

К третьему типу одарённости мы относим творческую одаренность – это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении. Именно это, в конечном итоге. ценится обществом выше всего. Ученики, обладающие творческой одарённостью, могут мгновенно дать ответ на поставленную учителем проблему или трудную задачу, но кропотливая работа, связанная с записью решения с полным обоснованием или доведением расчетов до победного конца, энтузиазма у них не вызывает, это им не интересно и даже скучно. Именно люди, обладающие творческой одарённостью, не всегда бывают в жизни успешными и удачливыми.

Следует сказать и о том, что одаренные лицеисты третьего типа доставляют неудобство не только другим, но, зачастую, и самим себе. Наиболее ярко это проявляется в общении: возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети, склонные к управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми. Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором – конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию. Надо учитывать, что сложности, возникающие при взаимоотношениях и непонимании окружающих, также весьма остро воспринимаются ими. Вот почему учителю, классному руководителю очень важно вникнуть в причины их беспокойства, эгоистических проявлений, ухода в себя и помочь справиться со своими чувствами. Подобный вид поддержки, в основе которого лежат чуткость и терпение, помогает одаренным подросткам развивать свои способности и одновременно уверенно справляться со своими проблемами. При правильно найденном подходе из этого числа лицеистов реализуются победители и призеры различных олимпиад и конкурсов. Практика показала, что медалистов из этой группы практически не бывает, и, к большому сожалению, следует отметить, что в институте на первой же сессии именно их ждут неприятности из-за неумения и нежелания сконцентрировать свое внимание на учебе в течение всего семестра, а не только во время экзаменационной сессии.

Основной проблемой одаренных детей является развитие их креативности. Поэтому педагогам при организации учебного процесса рекомендуем предлагать обучающимся индивидуализированные задания трех видов:

  • альтернативные, т.е. выборочные;
  • для добровольного выполнения;
  • задания, темы которых формулируют сами ученики.

В последнее время установлено, что особое оживление и повышение интереса к изучаемому материалу вызывает использование выборочных заданий. Психологически это объясняется тем, что ученик должен взвесить плюсы или минусы того или иного варианта, в результате чего при анализе условий задания он активизируется более обычного: при выборе исходит из своих интересов, симпатий, кругозора. Все это повышает мотивацию выполнения задания. Самое важное, что ребенок может познать и почувствовать свободу выбора.

Потребность в такой свободе становится тем настоятельней, чем больше ученик взрослеет. Здесь кроется одна из возможностей формирования готовности выбора как черты личности, важной также для формирования саморегуляции.

Применение соответствующих интересам заданий требует координированных действий от учителей. Конечно, одаренные дети имеют лучшие предпосылки к выполнению заданий почти по всем предметам, т.к. они обладают разносторонними интересами. Поэтому все спешат дать им дополнительные задания. Следует считать правильным, что одаренные дети пользуются преимущественным правом выполнять дополнительные задания, прежде всего по любимому предмету.

Разумеется, есть лицеисты и с высокими спортивными, художественными, театральными и социальными способностями.

Условия для развития одаренных лицеистов.

После определения и выяснения типов одаренности лицеистов, усилия педагогического коллектива направляются на создание условий необходимых для дальнейшего развития способностей одаренных детей.

Прежде всего, продумываются организационные условия:

особые концептуальные подходы к организации работы с одаренными детьми, ориентированные на обеспечение развивающего характера образования в сочетании с возможностями собственного жизнетворчества;

организация учебно-познавательной деятельности одаренных учащихся с учетом их склонностей и интересов, реализация личностно-деятельностного характера обучения.

Педагогические условия:

  • конструирование содержания обучения одаренных детей на основе индивидуальной направленности;
  • обеспечение личностно-деятельностного подхода к освоению знаний;
  • предоставление учащимся возможности получения дополнительного образования с учетом их интересов и осуществление мониторинга их развития

Психологические условия:

  • медико-социальная и психологическая диагностика с целью своевременного выявления и развития одаренности;
  • создание и апробация форм психолого-педагогического содействия учащимся, характеризующимся нестандартностью мышления и научным складом ума;

Продуманная система организационных, педагогических и психологических условий позволила в течение нескольких последних лет эффективно проводить работу с одаренными лицеистами.

Немаловажная роль отводится и педагогу- психологу лицея, который ведет картотеку на всех одаренных учащихся, выявляемых в ходе психолого-педагогического мониторинга, а также по результатам участия в различных конкурсах, олимпиадах и интеллектуальных играх.

В начале каждого учебного года на педагогическом совете заместитель директора по научно-методической работе знакомит весь коллектив со списком одаренных учащихся, для того чтобы преподаватели могли спроектировать свою деятельность по развитию всех способностей этих учащихся. Как правило, число лицеистов в этом списке составляет около 20% от всех учащихся. Педагоги начинают работать с каждым учеником из этого списка персонально, намечая образовательный маршрут с ним в освоении дополнительных знаний, которыми интересуется лицеист по предмету. Создается индивидуальный план движения учащегося по выбранному образовательному маршруту. Этот план обязательно согласовывается с родителями ученика, которые очень взвешенно подходят к нему с точки зрения возможностей здоровья своего ребенка. На заседании методического совета, как правило, проходящего в конце сентября, ученики защищают свои индивидуальные планы. Затем в течение года идет работа лицеистов по выполнению взятых обязательств, и в мае месяце на заседании методического совета они докладывают о том, как этот план выполнили. Фактически одаренные лицеисты с гордостью представляют свои портфолио за год, в котором собраны все их творческие работы, доклады. с которыми они выступали на различных школьных конференциях; дипломы, полученные в результате участия в различных олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных играх; названия тем, изученных самостоятельно, а также тех тем, по которым они при поддержке преподавателей провели занятия на уроке или спецкурсе для своих товарищей, и т. д. Как правило, победителями в ежегодном конкурсе «Лицеист года» в своей параллели становятся лицеисты, занимающиеся по индивидуальным планам.

«…Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций.»

(Национальная образовательная стратегия «Наша Новая Школа».)

Продуманная система вовлечения лицеистов в интеллектуальные игры в лицее позволяет погружаться в творческую атмосферу большинству учащихся, что в достаточной степени позволяет им не только реализовывать свои способности, но и получать импульс для дальнейшего развития. В прошлом учебном году в международной игре «Русский медвежонок» приняли участие 409 учащихся, в международной игре «Кенгуру» – 320 учеников. В On-line олимпиаде по русскому языку «Snail»для учащихся 3-4 классов – 40 учащихся. Интернет-технологии дают возможность лицеистам принимать участие в телекоммуникационных конкурсах, в Интернет-олимпиадах, предметных тестированиях.

С большим интересом участвуют лицеисты в традиционном многопредметном осеннем марафоне, где они имеют возможность проявить себя не только в многопредметных олимпиадах, но и в различных спортивных соревнованиях, в концертах художественной самодеятельности, в дискуссиях и дебатах, проводимых в ходе марафона, в представлении агитбригад по различным проблемам, в выпуске газет. Но накалом высокой эмоциональной атмосферы является игра «Ипподром» для учащихся 8-11 классов, автором и ведущей которой является Полевая Е.В., заместитель директора по учебной работе. Положительным моментом в этой игре является не только то, что каждый из 200 лицеистов принимает в ней самое активное участие. Именно на этой игре идет сплочение всех классных коллективов, дух соперничества перемежается с чувством сопереживания, восхищения, сочувствия и уважения к достойным соперникам, формируется любовь к лицею. Именно об этом марафоне всегда с теплотой вспоминают выпускники, приходя уже гостями в лицей. Для учащихся 5-7 классов во время марафона организуется интересная интеллектуальная игра «Лабиринт», которую великолепно проводит Салеева О.И., председатель методического объединения учителей математики, со своей командой из учителей математики.

Педагоги лицея применяют современные эффективные педагогические технологии в работе с лицеистами, в том числе и информационно-коммуникативные, профессионально руководят исследовательской деятельностью учащихся в рамках научного общества учащихся «Лицеист». Подведением итогов исследовательской работы учащихся за год является школьная научно-практическая конференция, посвященная Дню Российской науки, которая ежегодно проводится 8 февраля. Следует отметить, что все учащиеся лицея, начиная со 2 класса, оказываются вовлеченными в подготовку и проведение этой конференции.

В первые годы участвовали в конференции только лицеисты 8-11 классов. Затем к ним присоединились учащиеся среднего звена, а последние два года очень активное участие принимают ученики начальной школы, начиная со второго класса. Школьная конференция позволяет каждому ученику раскрыть свои способности в той области, которая ему наиболее интересна. В день проведения конференции учащиеся первых и вторых классов на стендах, расположенных в рекреации, размещают свои стендовые доклады, которые вызывают большой интерес не только учащихся начальной школы, но старшеклассников.

Ученица 9 класса Елена К. так высказала свое восхищение работами младших школьников: «Меня поразили стендовые доклады малышей красотой оформления, глубиной содержания и разнообразием выбранных тем. Мне захотелось искупаться в озере Баскунчак, после того как я прочитала работу девочки, которая провела исследование своих способностей плавать в водах различных источников, включая воду озер, рек, морей. Куда только не завела фантазия малышей! Я бы в жизни не додумалась пускать мыльные пузыри на морозе, а одна девочка додумалась до этого и пронаблюдала, что при этом происходит. Другая девочка исследовала капиллярность на спичках, а один мальчик сам сконструировал и запустил ракету. Несколько ребят представили работы по изучению и выращиванию кристаллов из разных растворов. Один мальчик интересно представил работу по химическим процессам, происходящим в нашем организме. Оказывается, у нас не просто организм, а целая химическая лаборатория. Я ходила около стендовых докладов и пыталась сама ответить на вопросы, которые задавали авторы докладов. Почему поднимается тесто? Какие загадки таит в себе вода? Как достать монету сухой из воды? Как заставить зерна риса плясать? Мне, кажется, что эти ученики гораздо умнее нас, когда мы учились в начальной школе».

Учащиеся 3-4 классов выступали перед своими товарищами с устными докладами в следующих секциях: «От ракеты до ракеты», «Мир твоих увлечений», «Докорупо», «Путешествие на машине времени» и «Знаниями с друзьями поделись». На конференции для учащихся 5-11 классов в 2010г на 12 секциях выступили 163 лицеиста со своими исследовательскими работами.

Стали традиционными встречи с учеными из РФЯЦ ВНИИЭФ на конференциях, посвященных Дню Российской науки. Перед лицеистами выступали Будников В.Д., заместитель руководителя 8 математического отделения РФЯЦ ВНИИЭФ; Соловьев В.П., первый заместитель директора РФЯЦ ВНИИЭФ, директор института теоретической математической физики; Чернышев А.К., заместитель научного руководителя, начальник научного исследовательского отдела; Данилин Л.Д., кандидат химических наук, сотрудник научного исследовательского отдела института ядерно-радиационной физики РФЯЦ-ВНИИЭФ. Из выступлений ученых наглядно вырисовывается та высочайшая планка в науке, к которой нужно стремиться в своей будущей профессиональной деятельности выпускникам лицея.

Лучшие свои работы лицеисты защищают на городской и областной научно-практических конференциях «Юный исследователь» и «Я познаю мир», а также на международных Харитоновских чтениях в Сарове, на Сахаровских чтениях в Санкт-Петербурге, в Москве.

Несмотря на физико-математический профиль лицея, преподаватели предметов гуманитарного цикла очень бережно относятся к одаренности учащихся по своему профилю и взращивают их таланты. За несколько последних лет учителя словесности Миркина Е.Т.и Ерина С.В. стали руководителями 40 серьезных исследовательских работ по филологии, которые лицеисты представляли на международных Харитоновских чтениях. Многие работы отмечены дипломами. Учитель литературы Киселева Т.Б. умеет в учащихся пробуждать литературный талант и, начиная с пятого класса, приобщает учащихся к публикации работ в различных изданиях, мотивирует детей к участию в различных дистанционных литературных конкурсах. Куконкова С.А. профессионально раскрывает таланты одаренных лицеистов в области истории и обществоведения и выводит их на уровень призеров областных олимпиад. Иногда по этому поводу говорят, что лицей имеет физико-математический профиль с гуманитарным уклоном. Разумеется, что не остаются без внимания и лицеисты с высокими спортивными, художественными, театральными и социальными способностями. В театральной студии «Классика» раскрывается артистический талант лицеистов, художественные способности развиваются в студии «Астра» архитектурно-художественного отделения детской школы искусств, которая работает на базе лицея. Для любителей шахмат работает клуб «Белая ладья». Команда шахматистов лицея на протяжении ряда лет является победителем городских соревнований, занимает призовые места в области. Для развития спортивных возможностей, кроме школьных спортивных секций, работают секции под руководством родителей почти в каждом классе лицея.

Материально-технические условия стали достаточными для проведения эффективной работы с одаренными детьми в результате того, что МОУ «Лицей №3» дважды становился победителем конкурса ПНПО, победителем в конкурсе на звание «Лучшая школа России», победителем в конкурсе образовательных учреждений на лучшее использование информационных технологий, в конкурсе на лучшее образовательное учреждение по реализации модели ИКТ - насыщенной среды. Гранты, полученные в результате побед, позволили значительно улучшить материально-техническую базу лицея.

На сегодняшний день в «Лицее №3» функционируют 5 компьютерных классов: два кабинета информатики с общим числом ПК-25, лингафонный кабинет с 14 ПК, и два класса в начальной школе, в которых используются 51 CLASSMATE.

Компьютеризированы 44 рабочих места работников лицея. Все компьютеры объединены в локальную сеть, с выходом в Интернет.

Всего в школе 134 ПК на 554 ученика лицея, что составляет 24,19% (1 компьютер на 4 человека), сканеров - 6 штук, мультимедиа-проекторов-20, документ-камер-5, принтеров- 20, интерактивных досок – 11 штук. Полностью оборудованы школьные кабинеты географии, биологии, математики и русского языка. Улучшенная материальная база позволила лицею стать экспериментальной площадкой в региональном сетевом проекте «Проектирование информационной образовательной среды лицея», научный руководитель Шевцова Л.А., заведующая кафедрой информационных технологий и дистанционного обучения НИРО. Информационная образовательная среда лицея предоставляет возможность выхода педагогам и учащимся в Интернет для получения расширенной информации по изучаемым темам, а также использованию ЦОР, имеющихся в достаточном количестве в медиатеке.

Хотелось бы остановиться на результативности участия лицеистов в конкурсах, связанных с информационными технологиями. В городском фестивале творческих работ по информатике заняли призовые места и были награждены ценными подарками следующие учащиеся лицея:

  • Квасова Елена, 7 класс, видеоролик «Родные просторы»;
  • Трушкин Игорь,10 класс, видеоролик об увлечении, видеоролик социальной рекламы «За здоровый образ жизни»;
  • Коваленко Станислав, 10 класс, ролик социальной рекламы «Не загружайся играми»;
  • Гамов Дмитрий, 3 класс, видеоролик «Святой Саров»;
  • Федоренко Даниил и Арсений, видеоролик «Чудный день».

Интернет-технологии дали возможность лицеистам принять участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, предметных тестированиях. Особо хочется подчеркнуть заинтересованное участие лицеистов в Интернет-олимпиадах.

Несколько команд от лицея приняли участие в дистанционных олимпиадах, проводимых Воронежским педагогическим университетом. Команда 7-8 классов заняла 2 место по английскому языку, а команда 7 класса – 3 место по математике.

В Интернет-олимпиаде для школьников, посвященной 300-летию Леонарда Эйлера, приняли участие около 40 лицеистов. Четвертая часть из них стала призерами в личном и командном первенстве и была награждена не только грамотами, но и ценными подарками.

Вызвала интерес и Интернет-олимпиада, посвященная 100-летию со дня рождения великого математика и криптографа Ивана Яковлевича Верченко, в которой приняли участие также около 20 лицеистов. Благотворительный фонд имени И.Я. Верченко наградил грамотами за успешное выступление в Интернет - олимпиаде по математике и информатике 7 учащихся.

В олимпиадах по математике, физике и информатике, проводимых организационным комитетом Всероссийских Интернет-олимпиад Санкт-Петербурга, стали победителями 3 выпускника лицея. Одержав победу в очном туре, они без экзаменов были приняты в СПбГУ ИТМО, где ныне успешно учатся.

Во Всероссийском Интернет-конкурсе научных работ школьников «Юниор-2009», проходившем в рамках Международного смотра научного и инженерного творчества школьников (International Science and Engineering Fair, ISEF), победителем стал тоже выпускник лицея Логинов Даниил.

В Интернет-олимпиаде по физике, проводимой для учащихся 9–11 классов институтом физики и информационных технологий Дальневосточного государственного университета (ИФИТ ДВГУ) и Департаментом образования и науки администрации Приморского края, Горбушкин Андрей и Евланов Денис, ученики 9 класса, заняли 1 и 2 места. Под руководством учителя литературы Киселевой Т.Б. учащиеся участвуют в течение текущего учебного года в Московском фестивале детской литературы имени Корнея Чуковского. Размещено 28 работ учащихся лицея на сайте http://semrik.ru/.

В сетевом конкурсе «Школа – это маленькая жизнь» команда из пятого класса нашего лицея заняла 3 место среди учащихся 5-8 классов. Ответственная Киселева Т.В.,

В сетевом региональном конкурсе школьных изданий приняло участие школьное издательство МОУ «Лицей №3», которое представило Лицейскую информационную газету «Лига» и альманахи «Новые русские сказки», «Баллады». В составе делегации руководитель Киселева Т. Б., журналист Кудашова Ирина, ученица7А, верстальщик Базаев Антон, ученик 8А класса.

Учителя информатики стали инициаторами проведения командного турнира среди ОУ г. Саров по компьютерной игре «COUNTER-STRIKE», в котором команда нашего лицея заняла 1 место.

Ученики лицея приняли участие в КОНКУРСЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ "2010 - год учителя" (в рамках многопредметного осеннего марафона).

Городской этап областного конкурса работ по антинаркотической профилактике в рамках областной программы «Выбери жизнь!»:

  • Плакат – Скобеева Мария, 9А, Кузнеченкова Мария, 8А.
  • Плакат – Коллектив учащихся 3 класса, ГПД.
  • Эссе – Марунина Юлия, 9Б.
  • Электронная презентация – Кобяков Илья.

Городской конкурс по пропаганде ЗОЖ «Мы выбираем жизнь», номинация «Лучший образовательный проект в области профилактики наркомании»: 1 место – молодежное объединение «Эврика», социальный педагог Тарасова А.В. Почетная грамота Правительства Нижегородской области.

Городской этап областного конкурса исследовательских работ и проектов детей младшего школьного возраста «Я – исследователь»: Монахов Дмитрий, Большаков Дмитрий, Кочкин Дмитрий – все ученики 4 А класса, педагог Журавлева Е.Л.

Городской этап областного фотоконкурса «Дети. Творчество. Родина»: Кривошеева Алена - 3Акласс, Левакова Юлия - 3Б класс, Бурова Ксения - 4Б класс, Квасова Елена - 8А класс, Ельцов Никита - 4А класс.

Городской конкурс творческих и исследовательских работ «Наука и техника»: Загороднев Денис, Астахов Сергей, Запольский Павел, Сироткин Андрей, Тумкина Светлана, Варзиева Евгения, Полюшко Анна, Большакова Дарина, Емельянова Анастасия, Солянкина Дарья, Байкова Алина, Макаров Артем, Толмачев Александр.

Областной конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь», номинация «Проектные работы»: Сироткин Андрей.

Открытый фестиваль творческих работ учащихся на компьютере: Мусин Артем (учебные проекты), Куренков Михаил (учебные проекты).

Городской этап областного исторического исследовательского конкурса «Моя семья в истории страны»: Захаркина Виктория – 6Б класс, Воеводин Дмитрий – 3Б класс, Шевцова Владислава – 2А класс, Родионов Михаил – 3Акласс.

III Международный мультимедийный фестиваль «Живое слово» (Болдино) – театральная студия «Классика» (Доронина А.В., Чеснов Ю.А.) стали дипломантами фестиваля.

Городской конкурс «Наши деды – славные победы»: Городничева Мария – 3А класс, Юрьев Алексей – 4А класс, Воеводин Дмитрий – 3Б класс.

Городской конкурс «Юный экскурсовод»: призер – Горбушкин Андрей.

Фестиваль семейного творчества: участвовало 26 семей, из них семья Федоренко стала победителем, 7 семей отмечены.

Конкурс исследовательских работ «Техника – колесница прогресса»: 15 лауреатов, Почетная грамота за подготовку лауреатов городского этапа конкурса.

Конкурс компьютерных анимаций и презентаций «Огонь – друг, огонь – враг»: 1 место – Бойченко Алексей, Коваленко Станислав, Почетная грамота за активное участие в городском этапе коллективу лицея (учитель Гамова Ю.З.).

Конкурс видеоматериалов и электронных презентаций (областной этап) – Почетная грамота за подготовку призеров городского этапа (учитель Гамова Ю.З.), 1 место – Квасова Елена, 3 место – Яковлев Дмитрий.

Всероссийский конкурс детского и юношеского компьютерного творчества: Анишина Маргарита – III место (категория игра) в номинации «Мультимедийные проекторы». Награждена премией в 3000 рублей.

Городской конкурс компьютерных анимаций и презентаций «Огонь – друг, огонь – враг» – 15 лауреатов.

Областной этап конкурса видеоматериалов и электронных презентаций «Сюжеты нашей планеты» – 3 призера.

При проведении Недели детской книги, посвященной Астрид Линдгрен, в лицее проведен конкурс электронных презентаций среди учащихся 3-8 классов.

Учителя и ученики активно общаются через электронную почту, ученики отдельных классов создают свои сайты, на которых они общаются, в том числе и по поводу выполнения исследовательских работ, подготовки к олимпиадам.

Педагогический коллектив не упускает возможности создать для одаренных детей такие условия, чтобы и в каникулярное время параллельно с отдыхом они могли заняться любимым делом. Для этого работают зимняя и летняя физико-математическая школа «Олимпийские надежды», в которых преподают не только педагоги лицея, но и преподаватель из ВШЭ Кузнецов Д.Ю., а также выпускники лицея, являющиеся студентами вузов. Группа ребят занимается информатикой, под руководством преподавателя из НГУ Лелюха В.Д.. Большой популярностью у лицеистов пользуется отдых в физико-математическом лагере от института прикладной физики в «Зеленом городе» и в физико-математической школе от МФТИ на базе лагеря «Гайдар».

0 преодолении трудностей.

Родители и учителя радуются, когда одаренные дети не испытывают серьезных проблем во время учебы. Но именно в этом и кроется причина их будущих неудач (не в школе, а в жизни), так как познавательная деятельность таких детей чаще всего осуществляется в комфортных условиях. У ребенка развивается ум, способности, но при этом недостаточно сформировано умение преодолевать трудности.

Чтобы избежать ошибок в работе с особо одаренными детьми, нашим педагогическим коллективом найдены такие психолого-педагогические методы обучения, при помощи которых решается и проблема высокой успешности в их будущей профессиональной деятельности. В принципе, это задача любого школьного обучения, но в отношении одаренных детей эта проблема выносится на передний план. Работа педагогического коллектива направлена на обеспечение повышения «психологического иммунитета» одаренных детей в трудных стрессовых ситуациях.

Практически с раннего детства и вплоть до окончания школы одаренные дети испытывают огромную радость от самого процесса познания, школьного обучения, но также замечено, что все одаренные дети вначале испытывают дискомфорт, когда им предлагают найти оригинальное решение какой-либо задачи. Именно в условиях познавательного стресса, спроектированного учителем на уроке, «работают» познавательные интересы, могут совершенствоваться умственные и любые другие способности человека. С другой стороны, для развития одаренных детей характерен и дистресс (стресс, возникший от переживания самого стресса): подчас пассивное переживание, обида на себя за то, что другой смог выполнить задание, а не я, создаёт стремление быстрее уйти из кризисной ситуации. Нам кажется, что создание условий, которые предполагают формирование и развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности и (или) временной неудачи, а в конечном итоге появление потребности в преодолении трудностей, является фундаментальным камнем в работе с одаренными детьми. И в этом немаловажную роль играет технология деятельностного подхода, применяемая учителями лицея не только на уроках, но и на занятиях спецкурсов, при подготовке к олимпиадам, к конференциям. Поставленная перед лицеистом проблема вызывает у него стресс: состояние высокой напряженности, тревоги, иногда даже паники и стимулирует предпринимать активные действия для достижения положительного результата. Удачное преодоление таких кризисов, превратившееся в систему, со временем приводит к формированию определенных личностных качеств, особой жизненной идеологии человека, ведущей к его успешности.

В технологии деятельностного подхода, включающего в себя проблемный метод, лежит микрокризис. Можно выделить три стадии этого кризиса:

1. Тревога, напряженность, состояние дискомфорта.

Данная ситуация представляет собой отражение ситуации дискомфорта в психике ребенка, осознания им тех трудностей, на которые надо реагировать, т.е. которые надо преодолевать. Здесь не всегда можно предугадать, по какому типу может протекать микрокризис. Однако учитель, имеющий достаточный опыт работы, может увидеть, что тревога носит конструктивный или деконструктивный характер.

2. Реакция на стрессовую ситуацию дискомфорта.

Именно на этой, решающей стадии ребенок или подросток либо активно и эффективно реагирует на дискомфортную ситуацию, либо испытывает дистресс, занимая пассивную, пессимистическую позицию, либо используя защитные реакции, «уходит» из ситуации. Тогда кризис становится шагом на пути к разрушению личности.

Необходимо иметь в виду, что оценка характера микрокризиса не может быть однозначной. Иногда мужественное признание ребенком своей неспособности справиться с ситуацией свидетельствует об активной позиции. Например, подросток отчетливо понимает, что не может решить интеллектуальную задачу, уровень которой явно выше имеющихся у него знаний, но ставит перед собой цель найти способ решения проблемы (иногда в перспективе) - и это, безусловно, развивающий микрокризис. Более того, отказ от деятельности иногда свидетельствует о развитом чувстве реальности (я этого не могу, не потому, что я никуда не гожусь, а потому, что такова реальность) и не приводит к патологическому развитию личности.

3. Последствия микрокризиса.

Накопление ситуаций позитивного разрешения стресса в жизни одаренного ребенка ведет к появлению и усилению ситуации успеха, возникает потребность в постоянном поиске и решении трудных задач. Происходит самоактуализация в самом полном смысле этого слова как естественное проявление личности, как радость творчества. Именно к такой диалектике реальной жизни и нужно стремиться.

Если же школьник не преодолевает стресс и испытывает дистресс, то это приводит к появлению и усилению чувства неудачника, фиксируется реакция избежания такого рода ситуаций, возникает невроз. Задача каждого педагога с целью вовремя заметить учащихся, испытывающих дистресс, и помочь им выйти из этого состояния, давая индивидуальные задания посильного характера, поддерживая психологически.

Рекомендации по работе с одаренными лицеистами.

На психолого-педагогических семинарах в «Лицее №3» педагогами неоднократно рассматривались проблемы воспитания одаренных детей. На одном из таких семинаров были приняты рекомендации по работе с одаренными лицеистами, которых придерживаются все педагоги.

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, Вам необходимо психологически настроиться на работу с одарённым учеником, при этом ориентируясь на следующие пожелания:

  • изучите и примите все индивидуальные особенности поведения одаренного ученика;
  • у одарённого ученика, как правило, самооценка высокая, иногда может показаться, что «неоправданно завышенная». Важно поверить в то, что этому ребёнку, порой, дано понять и совершить то, что вам покажется непостижимым;
  • уважайте и обсуждайте любую его, даже «бредовую» идею;
  • очень важно ровное отношение к одарённому ученику; действительно заслуженные похвала за успехи и критика за недостатки независимо от его возраста. Требования должны быть даже несколько завышенные, точнее, должны соответствовать его умственному интеллекту;
  • готовясь к занятиям с одарёнными детьми, учитель всегда должен помнить о норме нагрузки. Если обучение будет лёгким, пусть даже информационно интересным, ученик (хоть это и странно звучит) быстро устаёт. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные успешных уроков;
  • следите за здоровьем и психологическим состоянием одарённого ученика;
  • не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами – не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте особой благодарности от одарённого ученика за то, что на него затрачено гораздо больше времени и труда, чем на обычного ребёнка. Ведь он принимает это за норму и, скорее всего, не заметит этого;
  • помните, что жесткие реакции, ощущение внешнего давления – все это не дает полностью раскрыть в творческом процессе эмоциональные возможности и силу воображения одаренных детей.

Одним из главных результатов работы с одаренными детьми в лицее явилось также и то, что в течение 10 последних лет все 100% выпускников нашего лицея поступают в престижные ВУЗы страны; причём большинство из них в качестве призеров всероссийских олимпиад, проводимых данными институтами.

В заключение хочется сказать, что в лицее созданы все условия для удобной и комфортной работы учителей и учащихся. Выбранная форма организации учебно-воспитательного процесса обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.

Слова В.В.Путина: «Главным смыслом педагогической деятельности становится сегодня создание условий для развития ребенка «по сущности человека», формирования способности к саморазвитию как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным «хозяином», «автором» собственной жизни» – являются для нас путеводной звездой в достижении поставленных целей в работе с одаренными детьми.

Используемая литература:

  1. А.И. Савенков. «Одаренный ребенок в массовой школе».
  2. А.И. Доровской. «100 советов по развитию одаренности детей».
  3. Журнал «Лицейское и гимназическое образование». 1999 №6.
  4. Т. Храмова, В. Юркевич. «Одаренный ребенок нуждается в дискомфорте».