«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир
Природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
источник детского разума».
В. Сухомлинский
В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. Имеется немало программ («Наш дом – природа» Н.Рыжовой, «Мы земляне» Н. Вересова, «Юный эколог» С. Николаевой и других), которые дают педагогам возможность реализовать это направление в любом дошкольном учреждении. Ведущие комплексные программы («Радуга», «Истоки», «Детство», «Кроха» и другие) также содержат разделы, позволяющие приобщать детей к правильным - с экологической точки зрения - формам взаимодействия с природой.
Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» – говорит С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.
Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого-нравственного воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей, способствует развитию наблюдательности и практического опыта по уходу за растениями.
Экологический кризис подвинул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно – технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе «человек – природа – общество». Отношение человека к себе, своей роли в мире, понимание своей сущности менялись на протяжении истории. Двадцатый век – это кульминация негатива, созданного человеческой цивилизацией. Этот негатив проявляется в том, что человек считает себя «царем природы», вершиной всего сущего. Ведущие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, А. Печчеи и другие) считают, что истоки экологического кризиса находятся в самом человеке – в проблеме отсутствия или недостаточного развития его нравственности, с чем я полностью согласна. Современно звучат слова русского философа Н.А. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни, которые стали самоцелью». Кризис духовный еще более опасный, чем кризис экологический, ибо его результатом является интеллект, вышедший из – под контроля нравственности.
Потребность в нравственности, ее осмыслении, развитии – это примета нашего времени. Наметилась тенденция отождествлять нравственность с религиозностью, но это, с моей точки зрения, неправомерно – нравственность может быть и светской, вне церкви. С этих позиций написаны появившиеся в последнее время педагогические исследования (Н.Д. Никандров, А.С.Новобранцев, Н.М.Романенко и другие), посвященные воспитанию нравственности у школьников.
Светская нравственность – это стремление человека к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире, это постижение высших ценностей, стремление к гармонии во взаимоотношениях с людьми, природой, культурой, наукой, это созидание и творчество в любой сфере деятельности.
Ученый Н.М.Романенко в своем исследовании духовной культуры утверждает, что ее показателями являются такие проявления личности, как высокая степень эмоционально положительного отношения к другим, и себе (любовь); внутренний регулятор эмоционального состояния (надежда, оптимизм); способность человека осуществлять нравственный самоконтроль – формировать для себя нравственные обязанности, оценивать совершаемые поступки (совесть); духовная практика – создание духовных и материальных ценностей, несущих в себе новизну, оригинальность (творчество, духовная самореализация).
В своей работе я использую лично – ориентированную модель воспитания, целью которой является содействие становлению ребенка, как личности. Принципы, которыми руководствуюсь в работе:
- уважение к свободе и достоинству маленького человека;
- создание условий для развития индивидуальности;
- обеспечение психологического комфорта;
- учет возрастных психологических особенностей детей.
В процессе творческого общения у меня сложились с детьми отношения, построенные на принципе доброты и сердечности, уважения друг к другу и бережной заботы о природе. Занятия по экологии, наблюдения и опыты раскрывают духовный потенциал ребенка и дают реальную возможность адаптироваться в окружающей среде.
Главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании является наблюдение. Разнообразные, экологически правильно созданные условия жизни для животных и растений, проживающих в ДОУ, демонстрируют морфофункциональную приспособленность живых организмов к среде обитания. Дети под моим руководством наблюдают за рыбками в аквариуме (а их у нас два) и устанавливают их приспособленность к жизни в воде, наблюдают за птицами в клетке и на участке детского сада, вникают в их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде, в их поведение, приспособленность к сезону.
Известно, что развивающий познавательный интерес – это проявление нравственности ребенка, которая в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих наблюдениях – это, по сути, внешние проявления такой нравственности. И именно от поддержки воспитателя, взрослых зависит последующее развитие ребенка. Элементы нравственности (воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью (рисование, лепка, игра и другое), содержанием которой являются впечатления о природе. Я считаю, если воспитатель находит нужные слова, нужную интонацию, чтобы показать дошкольникам красоту природных явлений, гармонию взаимоотношений живых существ с окружающей средой, способен вызвать душевный отклик, тогда можно видеть сосредоточенную деятельность детей, стремление как можно тщательнее качественнее изобразить явления природы. Особенно ярко это проявляется, если мотивизация деятельности достаточно сильная у ребенка (например, сделать любимому человеку подарок, рисунок, поделку).
По моему мнению, общение с живыми существами, особенно симпатичными зверьками – еще одна важная деятельность в процессе экологического воспитания, которая способна пробуждать в детях душевность, бескорыстность, доброту и гуманность, т.е. нравственные качества. Беда в том, что в детских садах мало практикуется эта деятельность: животных не берут в руки, не гладят, не говорят им ласковые слова, не выпускают в свободное пространство и не выгуливают на улице. У нас в группе жила черепаха Тила пять лет. Каждое утро мы выпускали ее погулять, она ползала по ковру. Дети не боялись черепахи, каждый мог взять ее на руки, погладить. Между тем все птицы и млекопитающие – высокоразвитые животные, они многое понимают, легко вырабатывают рефлексы, могут играть с предметами и людьми. Необходимо организовать общение с живыми существами, чтобы пробудить в детях нравственную духовность. Эта деятельность важна еще и потому, что правильные формы общения с животными, приобретенные под руководством педагога, дети обязательно принесут в семью, где нередко содержатся кошки, собаки, птицы и прочая живность, в общение с которыми можно наблюдать детскую жестокость.
Работая с 1998 года по приоритетному направлению «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду», я изучила программы, педагогические технологии по данной теме и использую программы: «Мы» по экологическому образованию детей под редакцией Н.Н. Кондратьевой, «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» – С.Н. Николаевой, «Добро пожаловать в экологию» – О.А. Воронкевич. И на основе изученной литературы я сформулировала следующие направления своей деятельности:
- создание эколого-развивающей среды в группе;
- практическая работа: опыты, эксперименты, экскурсии, наблюдения, посадки, зарисовки, ведение дневника наблюдений;
- работа с родителями;
- индивидуальная работа с детьми.
В 2008 году в нашем саду создан мини – музей «Дары родного края». Я принимала активное участие в создании этого музея и представляла его на город. Материалы и поделки периодически пополняются и обновляются. Организовала выставку цветов внутри детского сада и оформила репортаж о растениях родного края, включая растения, которые занесены в Красную книгу. В своей группе оформила мини-музей «Заповедники Астраханской области» (акцент делаю на растения нашего края, которые занесены в Красную книгу), альбом «Природа и мы» с детскими рисунками, фотовыставку «Дети и цветы» (наблюдение за растениями на прогулках и экскурсиях), выставку из природного материала «Дары природы». Разработала экологический проект «Тюльпан» для детей второй младшей группы, который представила на педсовете №3 от 17.02.2010 года. Мой проект рассчитан на один учебный год. Ребенок имеет возможность проследить за ростом цветка-тюльпана в группе и на улице и сравнить, где быстрее происходит рост и развитие цветов.. Создала для детей уголок экспериментирования (опыт по выращиванию тюльпана из луковицы), совместно с детьми веду дневник наблюдений по выращиванию растений, создала картотеку, включающую подборку экологических игр, физкультминуток, загадок, стихов о природе. Детям очень нравятся опыты и исследования, которые мы проводим. Каждое утро они бежали смотреть – не расцвел ли тюльпан. Педагоги заинтересовались проектом и внедрили его в свою деятельность. А я продолжу знакомство детей с другими растениями нашего края, которые занесены в Красную книгу. Познакомила родителей с проектом в форме фото и видеоотчета. Разработала перспективное планирование кружка экологии «Окно в природу». Этот кружок я веду с 2004 года и ежегодно провожу отчетно-показательные занятия для педагогов детского сада. Разработала цикл занятий по экологическому воспитанию по всем возрастным группам. Представила опыт своей работы на ГМО «Улыбка», показала сюжетно – ролевую игру «Путешествие на автобусе» (2007г.) для воспитателей ДОУ г. Знаменска.
. Начиная работать по своей теме, я провела диагностику, которая показала, что три человека имеют средний уровень знаний, а у остальных уровень знаний ниже среднего. Из этого я сделала вывод, что работу планировать необходимо так, чтобы было интересно детям. Прежде всего, это были опыты и ежедневные наблюдения. С помощью карточек-модулей отмечали рост и развитие цветка. Для того, чтобы активизировать детей я использовала художественную литературу: сказки, загадки, стихи, потешки. Привлекала родителей к сбору подручного материала, к подготовке выставок и конкурсов. По результатам диагностики экологического воспитания уровень знаний детей на конец года составляет 85%. Материал детьми усвоен, с интересом и большим желанием проводились наблюдения и опыты.
Убеждена, что одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера закладывается в семье. Я пришла к выводу, что работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквой, человека экологически грамотного, который будет жить в двадцать первом веке.
В работе с семьей опираюсь на принципы партнерского взаимодействия и сотрудничества, использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции) так и нетрадиционные:
- круглый стол «Правильное отношение ребенка начинается в семье (2009г.);
- анкетирование родителей «Как вы приобщаете ребенка к природе» (2010г.);
- почтовый ящик «Вы спрашиваете…, мы отвечаем»;
- информационный материал-папка – копилка «Полезные советы», которая пополняется совместно с родителями;
- привлечение родителей к сбору материала к экологическому проекту «Тюльпан»;
- видеоотчет и фотоотчет экологического проекта «Тюльпан» на собрании с родителями.
Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). И проводила эту работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим. При выборе форм общения с родителями я руководствуюсь следующим: отказавшись от назиданий, необходимо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Необходимо использовать словесные ситуации, которые родители обсудят дома с детьми. В моей практике были ситуации, когда родители рассказывали о равнодушии своего ребенка к объектам природы. Тогда я советовала:
- Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель – подарить кому-то, украсить комнату). Советую придумать имя цветку, разговаривать с ним как с живым, замечать его изменения, которые с ним происходят.
- Приобрести игрушку – образ животного, обыграть ее.
- Читать книги о природе Бианки, Чарушина, Пришвина, рассматривать иллюстрации.
- Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Ведь такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания важны для формирования основ экологического воспитания.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детских садов. Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания дошкольников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности детей, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. Думаю, что в этом нам помогут занятия нетрадиционной формы: например праздники и экскурсии. На таких мероприятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на обычных занятиях: активного участия ребят в подготовке, заинтересованности. Нетрадиционные мероприятия, как правило, надолго запоминаются детям и особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников. Считаю, что очень эффективны с точки зрения экологического развития дошкольников комплексные развивающие занятия, построенные в виде игр (путешествия, приключения, научные конференции), викторины, «Поле чудес» и т.п.
Уверена, что развитие нравственности посредством экологического воспитания может начаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду: обогащенная развивающая предметная среда, организация разных видов деятельности в этой среде побуждает инициативу, последовательная работа с родителями, стимулирует творческую активность детей. И в этом нам помогут занятия. И все же главными условиями следует считать нравственность взрослых и реальное ее проявление во взаимоотношениях с ними. Н. М. Романенко подчеркивает: воспитание нравственности невозможно без нравственности учителя. «Испытывая на себе духовное влияние учителя, ученик вначале бессознательно, доверяясь авторитету старшего, а затем осознанно, руководствуясь принципом добровольного самоопределения, «взращивает» свою духовность в соответствии с общечеловеческим законом постижения истины, доброты и красоты»
Любое воспитание, как мне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». Еще раз можно утвердиться в том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают природу, не чувствуют ее красоту. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через свое восхищение, удивление и радость. Это не значит, что мы должны выплескивать все свои чувства наружу, но просто иметь их при себе и быть честными.
Вспоминаю одного из самых сердечных воспитателей Василия Александровича Сухомлинского и его книгу «Сердце отдаю детям». Эту книгу я получила в подарок от директора Светлоярской школы, где я еще студенткой проходила практику. Я полюбила ее и сами собой возникают в памяти слова: «От красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи». Красота природы способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Наши дети должны слушать красивую музыку, видеть замечательные произведения живописи, прикладного искусства, слышать высокую поэзию, даже если порой она не полностью доступна их пониманию.
Они воспринимают их сердцем, и поэтому все, что мы им даем, должно быть, как говорил Сухомлинский, «воплощено в ярких образах».
Я считаю, что проектная деятельность в ДОУ дает возможность в интересной форме воплощать замыслы, достигать поставленных задач. Работа по экологическому проекту «Тюльпан» младшего дошкольного возраста дает хорошую базу для дальнейшего ознакомления детей с природой родного края, страны. В дальнейшей перспективе по работе с детьми в рамках экологического образования я планирую разработать проект для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является изучение флоры и фауны Астраханского края. Очень убедительно звучат слова Веретенниковой С.А.: «Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить ее».
Список литературы:
- Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. М., Новая школа 1995. 148с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989. 500с.
- Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры у школьников. М., 2003. 40с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Радяньска школа», 1974. 54с.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М., Просвещение, 1980. 120с.