Информационные технологии на логопедических занятиях коррекционной школы

Разделы: Информатика, Логопедия, Коррекционная педагогика


Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время весьма активизировалась. Трудно представить современного школьника, не знакомого тем или иным образом с компьютером. Положительные и отрицательные последствия глобальной компьютеризации анализируются, прогнозируются, обсуждаются общественностью многих стран. Безусловно, дистантное непрерывное образование для многих категорий детей, подростков, взрослых является положительным моментом.

В своём выступлении я постаралась осветить вопросы, связанные с использованием компьютера в логопедическом кабинете коррекционной школы.

Последнее время компьютерные технологии, внедряемые в общем образовании, активно стали применяться и в коррекционных школах. Появляются специально выделенные компьютерные кабинеты, а также кабинеты педагогов оснащены компьютерной техникой. Но вместе с приобретенным компьютером перед педагогом встал вопрос: “А как его применять в работе?”. Раньше дело ограничивалось только ведением документации. Специальные обучающие программы в школы поставлялись достаточно редко. Многие учреждения не могут приобрести их из-за дороговизны. Кроме того, некоторые из них не всегда совместимы с имеющимся в учреждении аппаратным и программным обеспечением. Чего нельзя сказать про нашу школу.

Была приобретена логопедическая коррекционная программа “Игры для Тигры”. Вместе с главным героем – тигрёнком ребёнок совершает увлекательное путешествие по Стране Звуков и Слов. Программа позволяет эффективно работать над формированием: просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка. Программа эта имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек в зависимости от версии имеющейся операционной системы и, пожалуй, самая лучшая из всего того многообразия программ, что предлагает нам сегодня рынок образовательных услуг, но не совершенна. Во-первых, предназначена она изначально для коррекции общего недоразвития речи, что предполагает первичным сохранный интеллект, а, во-вторых, для детей старшего дошкольного возраста, и, в-третьих, требует дополнительных устройств – колонок и микрофона, ну, и плюс ко всему в игре есть, на мой взгляд, ошибки, недопустимые при работе с детьми с нарушениями речи. Например, в разделе “Фонематика”, где все упражнения направлены на развитие фонематического слуха на вопрос, “в какой части слова находится тот или иной звук?”, ребёнку предоставляются картинки, где эти звуки в мягкой позиции. А в заданиях на дифференциацию звуков “С – Ш.” авторы предлагают картинку, на которой изображены то ли “шмель”, то ли “оса”. Поэтому я использую элементы программы, а чаще саму идею, как основу для работы.

Можно попытаться найти что-то подходящее среди так называемых “массовых” обучающих программ, рассчитанных на ознакомление дошкольников, младших школьников с окружающим миром, обучение математике и грамоте, развитие внимания, памяти и мышления. В отличие от специализированных программ они имеют большой тираж, и, следовательно, стоимость их иногда в десятки раз ниже.

Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, имеющими нарушения речи, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях также содержат ошибки. Может повториться такая ситуация, что купив 3– 4 компьютерные игры, педагог будет использовать на занятиях только одну из них, и то не полностью.

Принимая во внимание всё выше сказанное, выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учетом особенностей развития, возраста его воспитанников. Я при создании и использовании презентаций учитываю, что работаю с обучающимися, имеющими системное недоразвитие речи, т.е. затронуты фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи, что у детей с нарушенным интеллектом снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того, у многих детей отмечаются тревожность, негативизм, неустойчивость внимания.

Технология создания презентаций в программе Microsoft PowerPoint не требует углубленных знаний и навыков программирования. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, схемы, таблицы, размеры которых можно варьировать. Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации. Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.

О.Б. Воронкова [1, с. 153] подробно освещает методический и практический аспект работы в Power Point. “Компьютерная презентация – это файл... Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательности кадров или слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера или специального проектора по ходу выступления, но и напечатать на бумаге или прозрачной пленке. Достоинства такой презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны”.

Преимуществами электронного способа работы с информацией являются:

  • последовательность и системность информации;
  • тезисность и информативность;
  • наглядность и эффектность подачи материала;
  • легкость возврата к предыдущей информации;
  • возможность дополнения или исправления информации;
  • копируемость;
  • транспортабельность.

В процессе использования разработанной компьютерной технологии по коррекции системного недоразвития речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья решается ряд задач:

I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла:

  1. Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.
  2. Знакомство детей с компьютерной программой.
  3. Преодоление при необходимости психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха при работе с ним.
  4. Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора “мышь” в процессе проведения коррекционных занятий.

II. Группа задач коррекционно-образовательного и воспитательного цикла:

  1. Коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей следующих речевых и языковых средств: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух, фонематическое восприятие, лексико-грамматические компоненты языка.
  2. Формирование и развитие навыков учебной деятельности: учить осознавать цели, самостоятельно решать поставленные задачи, достигать поставленные цели, оценивать результаты деятельности.
  3. Развитие знаковой функции сознания.
  4. Развитие словесно-логического мышления.
  5. Развитие зрительного и слухового восприятия.
  6. Развитие вербальной и зрительной памяти.
  7. Развитие внимания.
  8. Развитие мотивационной сферы детей.
  9. Развитие эмоционально-волевой сферы детей: воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач творческого цикла:

  1. Развитие воображения.
  2. Развитие познавательной активности.

Эффективность логопедических занятий по развитию и уточнению словаря школьников зависит от оснащенности кабинетов демонстрационным, иллюстративным материалом – плакатами, картинками по определенным лексическим темам. К сожалению, эти пособия рассчитаны на детей дошкольного возраста. Кроме того, особенностью работы на школьном логопункте является обучение учащихся разного возраста. Учителю-логопеду следует подготовить занятия как минимум для шести – восьми групп учащихся с учетом речевого дефекта и класса. Ему не хватает времени для смены наглядности в течение рабочего дня. Использование же компьютерных заданий с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное, легко сменяемым материалом позволяет рационально использовать время логопедического занятия.

Однако создание учебной презентации для младших школьников с нарушениями речи имеет ряд особенностей.

Компьютерные задания должны создаваться и использоваться в соответствии с гигиеническими требованиями. В.И. Ковалько, ссылаясь на валеологические исследования Н.К. Смирнова, Н.Т. Лебедевой, а также письмо Министерства образования РФ от 17.12.2001 г. № 957/13-13. [2], приводит критерии гигиенической оценки урока и гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий. “Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 мин, а для детей 7–10 лет 15 мин”. Поэтому просмотр и обсуждение презентации не могут длиться дольше этого времени. После занятий необходима небольшая гимнастика для глаз. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.

Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занимались более одного ребенка. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и групповых занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора и экрана, достаточно большого монитора и пр.

Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, занимая лишь часть учебного времени.

Как правило, процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала, вызывающем у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Такие игры, как “Доведи корабль до острова”, “Помоги Маше построить домик”, “Узнай, что спрятано на рисунке” и др., дополнительно стимулируют ребенка к выполнению задания. Правильно подобранные с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка задания дают ему возможность наглядно увидеть результат своих усилий, повысить самооценку, снизить неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

Для учащихся с проблемами освоения письменной речи важны факторы, связанные с особенностями функционирования их анализаторных систем, т.е. таких как:

  • соотношение размера, типа шрифта, цвета букв и цвета фона;
  • расположение в пространстве иллюстративного и текстового материала;
  • поэтапность появления материала для прочтения (вплоть до побуквенного медленного предъявления);
  • направление движения буквенных символов (справа – налево, слева-направо, сверху – вниз и т.п.).

Все перечисленные факторы могут быть задействованы в коррекционно-развивающих целях в рамках данной компьютерной программы.

Среди посещающих школьные логопункты немало так называемых правополушарных детей. A.JI. Сиротюк [5, с. 26] пишет: “Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска – темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32% . Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел...”. Таким образом, цвет фона и букв желательно менять, чтобы информация была удобной для восприятия разных групп учащихся.

Направление чтения, дозированное поступление буквенной информации помогает школьникам с дислексией улучшить навыки чтения, избежать “угадывания”, перестановки и пропуска букв, слогов. Постепенное появление букв в направлении слева направо помогает регулировать чтение детей-левшей и амбидекстров на начальном этапе обучения чтению. Многие авторы, изучающие проблемы дислексий, обращали внимание на специфические нарушения зрительного восприятия у таких детей, несвязанные с остротой зрения, показателями рефракции и аккомодации. Выступая на Третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии в мае 2007 г., М.Н. Русецкая и Г.В. Чиркина познакомили участников конференции с наглядно-действенной методикой “Визуальный тренажер” для детей 5–7 лет. Проблемы формирования глазомера, прослеживания глазами, сукцессивного и симультанного узнавания, ориентации в пространстве и т.п. можно решать у дошкольников и младших школьников с помощью соответствующей компьютерной программы-тренажера.

При работе с презентациями роль учителя-логопеда в корне меняется. На момент создания презентации он становится творцом, автором, а в момент демонстрации презентации – руководителем, распределителем. Речь учителя – логопеда сводится к минимуму, детям дана возможность читать краткие инструкции к заданиям, отвечать на вопросы, комментировать ответы других учеников и т.п.

Максимальное участие школьников в работе по теме достигается также благодаря тому, что в их поле зрения находится оптимальное количество информации, расположенной на одном слайде. Не все учащиеся имеют хорошо развитые произвольные психические процессы, что проявляется в частом отвлечении от учебной деятельности: листании тетради, книги, рассматривании иллюстраций, непроизвольном разрисовывании. Количество информации на одном слайде должно быть четко продумано. Максимальное количество заданий на каждый тип упражнения – от 2 до 4, примерно равное количеству учащихся в логопедической группе, чтобы никто не скучал и не отвлекался. Как правило, учащиеся-логопаты не очень любят читать, но при работе с компьютером делают это охотно, предполагая, что “смотрят кино”.

Ограничивающими моментами, связанными с использованием компьютера на логопедических занятиях в школе, являются:

  • гигиенические ограничения во времени при работе детей с компьютером;
  • неудобство выполнения письменных работ с экрана или монитора;
  • индивидуальные противопоказания или дополнительные ограничения по здоровью у отдельных учащихся.

В логопедической практике применимы компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, тесты, задания на дифференциацию звуков и букв, занятия по развитию речи, пополнению и уточнению словаря (по лексическим темам), занятия по русскому языку (по разделам: орфография, морфология, синтаксис и т.п.).

При работе со школьниками важно избегать примитивности в словаре, демонстрируемом материале, поскольку кругозор детей, их активный и пассивный словарь, запас представлений при одних и тех же проблемах с письменной речью может быть весьма разным.

Для развития познавательной деятельности, способности классифицировать предметы по категориям мною создана презентация “Четвёртый лишний”. Презентация состоит из 12–15 слайдов; время проведения работы с группой детей по заданиям составляет 8–15 мин.

Для закрепления навыка чтения в 1–2 классах проводится игра “Прочитай и подбери”, “Найди слово в таблице” с последующей письменной работой. Для развития слогового анализа и синтеза подойдёт презентация “Составь слово из слогов”.

Однако, если дети со сложной структурой дефекта, то количество слайдов для просмотра можно сокращать, видоизменять сложность речевого материала и его количество, чтобы фактор плотности информации не был запредельным. Игра “Выбери цвет”.

Применение компьютерных технологий в коррекционной работе улучшает учебную мотивацию учащихся, позволяет делать занятия более интересными, современными, эмоционально заряженными. При рациональном использовании компьютерных технологий (1–2 раза в неделю для каждой группы) такие задания становятся не будоражащим детей “праздником”, а эффективным видом учебной деятельности.

Часто на индивидуальных занятиях логопеда “выпадает” такой важный вид работы, как семантизация. Дети с СНР обычно нечасто спрашивают о значении повторяемых ими слов, и логопеду, особенно на этапе автоматизации звука, порой нет возможности пояснять значение слова. Ясно, что в такой ситуации интерес к происходящему быстро теряется. При использовании презентации логопед может заранее подобрать необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе с различными спецэффектами при правильном назывании ребенком слова или предложения, и пояснять их значения.

Даже если ребенок не умеет читать, текст на экране может служить для него дополнительной зрительной опорой. Выделение красным цветом буквы, обозначающей автоматизируемый звук, подскажет ребенку, в каком месте его надо произнести. Если ребенок уже немного читает, опора на зрительное восприятие текста поможет ему не пропустить предлоги.

На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у них больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Дети уходят с занятия радостные, с ощущением успеха, спрашивая: “Я выиграл, да? А когда следующее занятие?”

Приведу пример. У Ромы С. 8,5 лет выраженные проблемы в эмоционально-личностной сфере. В классе ребенок ведёт себя агрессивно, демонстративно. На занятиях с логопедом, наоборот, на первых занятиях был замкнут, отрешен, отвечал односложно, монотонно, едва открывая рот. На любой вопрос или задание обычно следовала реакция: “Не знаю. Я не умею”. Шел на занятия всегда неохотно, если приходил, отказывался заниматься. Реакция на неудачу практически всегда была бурной, топаньем ногами, отказом заниматься дальше. Требовал похвалы, даже если не заслуживал, обижался, когда хвалили другого, а не его.

После нескольких регулярных занятий с применением компьютерных презентаций и игр в поведении мальчика появились положительные изменения: он спокойно идет на занятия, начал улыбаться, общаться с педагогом. Реакция на похвалу все еще неадекватна, но уже не такая острая. Ошибки больше не вызывают у него бурных реакций, он терпеливо делает несколько попыток выполнить задание, пока не получится правильно.

Таким образом, применение компьютерных технологий, ставших обычными в среднем и высшем образовании, вполне оправдано и в обучении наших школьников.

Однако при создании учебной презентации для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и с нарушениями речи, в том числе, необходимо учитывать следующие принципы:

  1. полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений;
  2. системного подхода к коррекции речевых нарушений;
  3. развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушениями развития;
  4. систематичности и последовательности обучения;
  5. доступности обучения;
  6. индивидуализации обучения;
  7. сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации;
  8. объективной оценки результатов деятельности ребёнка;
  9. игровой стратегии обучения и введения ребёнка в проблемную ситуацию;
  10. воспитывающего обучения;
  11. интерактивности компьютерных средств обучения.

На индивидуальных занятиях компьютерные презентации рациональней применять при автоматизации звуков, с учетом принципа системного подхода в обучении и воспитании. У детей с нарушенным интеллектом помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, словесно-логического мышления, вербальной памяти, внимания. Поэтому для них необходимы упражнения, направленные на развитие фонематического слуха (игры “Первый звук”, “Звуковые прятки”, “Похожие, но разные”), развитие грамматического строя, расширение словарного запаса, профилактику и коррекцию нарушений письменной речи, развитие связной речи (Тексты с “хвостами”), а также развитие неречевых психических процессов.

Предлагаемый лексический материал должен быть доступен как по семантике, так и по слоговой структуре. Входящие в презентацию игры должны способствовать развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности (“Узнай, что спрятано на картинке”, “Построй машину” и др.), нести воспитательную нагрузку (“Помоги бабушке собрать клубки”, “Спрячь цыплят от лисы”). Выяснено, что дети лучше воспринимают несколько коротких игр, чем одну длинную. Удобно, если каждая презентация посвящена какой-то одной теме, например, “Автоматизация звука [Р] в середине слова”.

Структура презентации:

  • название;
  • меню, предусматривающее с помощью гиперссылок переход к нужному разделу;
  • упражнения и игры на автоматизацию звука в словах;
  • заключительный слайд, содержащий сюрприз или поощрение.

В конце каждого упражнения предусматривается возможность двигаться дальше или вернуться с помощью гиперссылки в главное меню.

Далее приведено несколько фрагментов компьютерных презентаций, применяемых на занятиях по коррекции звукопроизношения.

Игра “Помоги Роме сложить в портфель картинки со звуком Р”

Цели:

  1. Автоматизация звука [Р] в середине слова
  2. Расширять словарный запас.
  3. Развивать словесно-логическое мышление (обобщение).

Оборудование: ведро, бочка, отвёртка, самолёт, корова, фуражка, вертолёт и т.д.

Инструкция. Назови предметы, нарисованные на картинках. Положи в портфель картинки со звуком Р.

На слайде изображён портфель, сверху появляются картинки с предметами, в названии которых как есть звук Р, так и нет его. Ребенок должен выбрать из расположенных на рисунке предметов те, которые содержат звук Р. На следующем слайде ребенок видит эти предметы внутри портфеля и может оценить правильность своего ответа.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов на/Д, 2007.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007.
  3. Коробков С.С. Чему нас учат в Интернете // Мир школы. 2001. Ноябрь.
  4. Русецкая М.Н., Чиркина Г.В. Методика развития зрительного восприятия в системе коррекционно-профилактической работы при нарушениях письма и чтения // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательная траектория и возможности сопровождения: Материалы Третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2007.
  5. Сиротюк A.JI. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2001.