Цели:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению таких понятий как: раствор, растворитель, полярный растворитель, неполярный растворитель. Усвоение закономерностей, которым подчиняются растворы.
- Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
- Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Четвёртый лишний. (Приложение. Слайд 1.)
- Морская вода.
- Клеточный сок.
- Минеральная вода “Аршан”.
- Дистиллированная вода.
Лишняя дистиллированная вода (т.к. всё остальное растворы).
Эпиграфом урока предлагаю взять слова академика Карпинского А.П (Cлайд 3):
““Растворы – это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было”.
Рассмотрим биологическую роль растворов для живых организмов. (Cлайд 4 “видеофрагмент”.)
“Значение растворов в природе в возникновении и развитии жизни на земле трудно переоценить. Именно в первичном океане впервые развились живые организмы и из этого раствора они получили молекулы и ионы необходимые для их роста и жизни. С течением времени живые организмы развивались и изменялись, что позволило им покинуть водную среду, перейти на сушу и затем подняться в воздух. Они приобрели эту способность сохранив в своих организмах водный раствор в виде жидкости содержащих необходимый запас ионов и молекул. Внутри нас в каждой нашей клеточке воспоминание о первичном растворе в котором зародилась жизнь. Водные растворы обеспечивающие саму жизнь.” [1]
Вспоминаем понятие раствор (Слайд 5):
В трёх стаканах находятся (немаловажным, для детей видеть эти три стакана):
– песок и вода
– вода и медный купорос
– масло и вода
Где по вашему мнению находится раствор? Что такое раствор?
Растворы – однородная система, состоящая из двух и более компонентов (растворителя и растворённого вещества).
III. Усвоение новых знаний и способов действия.
Лабораторные опыты:
- В пробирку насыпать немного перманганата калия и добавить воды. Разделить пробирку на две пробирки. Во вторую пробирку добавить ещё воды. Одинаковы ли количества перманганата калия, содержащиеся в обоих растворах? А растворителя?
- Попытайтесь растворить очень небольшие количества серы, кристаллического йода, поваренной соли и карбоната натрия в воде (полярный растворитель) и в бензине (неполярный растворитель). Представьте результаты опыта в виде таблицы. (Слайд 6,7.)
Вещество | Растворимость | |
В воде | В бензине | |
NaCl | ||
Na2CO3 | ||
S | ||
I2 |
Можно ли найти универсальный растворитель – жидкость, в которой можно растворить любое вещество? (Слайд 8.)
Проанализируем результаты опыта и сделаем вывод:
Такого растворителя быть не может. Вещества с ионной связью, как и вещества с
ковалентной полярной связью, хорошо растворяются в полярных растворителях (например,
в воде), а вещества с неполярной связью – в неполярных растворителях (например,
в бензине).
Это правило было установлено ещё в средневековье, после длительных
поисков универсального растворителя, “алькагеста”, сформулировали правило
“Подобное растворяется в подобном”.
Проделанный нами эксперимент ещё раз показывает , что растворимость веществ
зависит от природы растворителя. От чего ещё зависит растворимость? (Слайд
9.)
Растворимость зависит от температуры. При увеличении температуры растворимость
веществ увеличивается. Но есть вещества, растворимость которых при нагревании
раствора уменьшается. Вы обращали когда-нибудь внимание на то, как ведет себя
вода в чайнике незадолго до того, как закипеть? Перед кипением, а иногда и
раньше, с самого начала нагревания, на внутренних стенках чайника или кастрюли
появляются пузырьки воздуха. Почему? (Слайд 10.)
Действительно при нагревании растворимость газов уменьшается, что приводит к
улетучиванию кислорода.
Проанализируйте рисунок со слайда 11 и сформулируйте вывод о физиологической потребности в кислороде у рыб.
IV. Закрепление.
Пополнилась ли ваша “копилка знаний” сегодня? Если да, то что вы узнали?
Какой растворитель можно использовать для растворения P, HCl, NaI, почему? (Слайд
12.)
V. Первичный контроль. (Cлайд 13.)
Совместите части:
Вариант 1.
1. Полярный растворитель | А. Вода |
2.Неполярный растворитель | Б. Сера |
3. Диполь | В. Соляная кислота |
Вариант 2.
1. Полярный растворитель | А. Йод |
2. Неполярный растворитель | Б. Вода |
3. Диполь | В. Поваренная соль |
VI. Рефлексия. (Слайд 14.)
– Выберите из ниже предложенных утверждений, соответствующее вашему мнению и настроению, и закончите фразу согласно вашему выбору.
Очередные 45 драгоценных минут моей не менее драгоценной жизни:
- потеряны безвозвратно, т.к…
- прошли с пользой, т.к…
VII . Домашнее задание. (Слайд 15.)
§6 Немного о растворителях.
“4” – с. 21 вопросы 1.
“5” – с. 21 вопрос 3.
Задание для учеников интересующихся химией: подготовить сообщение по теме: “Виды растворителей”
Творческий проект: “Какие растворы встречаются в организме человека и какова их роль?”
Литература.
- Диск Кирилла и Мефодия . Биология 10–11 класс.
- Кузнецова Н.Е. и др. Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2003. – 320 с.: ил.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8–9 классы: Учебно-методическое пособие.– М.: Вентана-Граф, 2004. – 352с.
- Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия 8–9 кл. – М.: Дрофа, 1999.– 128 с.: ил.