Цели урока:
- Отрабатывать плавное слоговое чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами; совершенствовать умения выборочного чтения, чтения текстов повышенной трудности;
- развивать чёткую дикцию, речь; внимание, логическое мышление, умение анализировать;
- прививать правила вежливого поведения и речевого общения (умение слушать, вступать в разговор).
Оборудование:
- учебник “Азбука” (автор О.В.Джежелей );
- книга для чтения (автор О.В.Джежелей );
- схемы звуков; тетрадь для печатания;
- рисунки мышей, букв Ш,ш; плакат со словами, ребусы;
- магнитофон, доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Фонетическая разминка.
– Как шипит гусь, змея?
* Постановка цели.
– Сегодня на уроке будем читать слова с буквой ш.
III. Обобщение и систематизация знаний.
1. Чистоговорка (на доске).
Ша-ша-ша-мама моет малыша.
Шу-шу-шу-я письмо пишу.
Аш-аш-аш-у Марины карандаш. (Читает учитель, затем хором, самостоятельно
(жужжащее чтение ), выразительно 2–3 человека.)
– Ребята, пока мы работали с этим заданием, к нам на урок пожаловали гости. А чтобы узнать, кто это, надо досказать словечко.
* Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут … мыши.
Они приготовили для вас задание.
2. Звуко-буквенный анализ слова мыши.
– Сколько слогов? (2, т.к.2 гласных звука; 1 слог ударный.)
– Сколько звуков в 1 слоге? (2)
(м ) – согласный, твёрдый, звонкий; обозначен буквой м.
(ы ) – гласный, ударный; обозначен буквой ы.
2-й слог состоит из 2 звуков.
(ш ) – согласный, твёрдый, глухой; обозначен буквой ш.
(и ) – гласный, безударный; обозначен буквой и.
– А сколько всего звуков? (4 ).
– А какая орфограмма в этом слове? (Ши – пишу с и. )
– А теперь попробуйте составить схему слова мыши.
3. Составь слова.
Прочитай быстро, без ошибок.
МЫШ-КА МИШ- МОШ- КОШ- |
ШАШ-КА ШАП- ШУБ- ПУШ- |
– Придумайте предложение с любым словом.
4. Игра “ Кто внимательный ?”
1-й раз хлопните в ладоши, если ш стоит в начале слова;
2-й раза – в середине.
- Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).
Пальцы сжали в кулачок,
Карандаш зажали.
А теперь давай дружок,
Разогни два пальца.
И подумай, не спеша,
Что за буква? Ясно – Ш.
5. Работа по азбуке. (с.82–83 )
Чтение слов, заключённых в рамочку, с нарастанием количества.
(До 30 слов) – хором; по цепочке.
6. Выборочное чтение.
– Рассмотрите рисованные задания и расшифруйте их смысл.
Мальчик Саша читает только названия животных. Рядом с изображением мальчика и его именем нарисованы утка, ослик, комар. (Поочерёдно читают названия животных, растений.)
– На какой вопрос отвечают слова у мальчика? (Кто? )
– Обозначают какие предметы? (Одушевл.)
– Прочитайте слова с ударением на 1 слоге, на 2.
– Подберите из группы слов слова, которые подходят к данным схемам.
7. Работа в тетрадях для печатания.
– Напечатать в тетрадях:
мальчики – названия животных (2–3 слова);
девочки – названия растений (2–3 слова).
- Физкультминутка для глаз.
Мы глазки открыли, закрыли.
Влево и вправо глазки водили.
Моргнули, мигнули,
Ну что, отдохнули?
8. Ребус.
– Саша и Маша приготовили для вас задание. Они зашифровали слова.
9. Работа по книге для чтения. (с.53 )
Е. Ефимовский “ Буква Ш”.
* читает учитель;
* жужжащее чтение;
* чтение хором;
* выразительное чтение.
– Назовите не спеша; что же тут без буквы Ш?
- Физкультминутка (релаксация), – под музыку.
10. Работа по азбуке.
Чтение текста “Лукошко, сыр и катушка”. (Начинает учитель, продолжают хорошо читающие дети.)
*Работа по вопросам.
– О ком?
– Назовите кличку кошки? мышки?
– Что происходит, когда речь идёт о кошке? а когда о мышке?
* Выборочное чтение.
– Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится про проделки кошки?
(Мышки.)
– Прочитайте, как мышка ушла от кошки?
– А что можно сказать о мышке? (Кошке?)
– Какие они?
– Кто перехитрил?
IV. Итог урока. (Рефлексия.)
– Чему учились на сегодняшнем уроке? (Читать слова с буквой Ш.)
– Какой звук обозначает буква ш?
– Запомнился вам урок?
– С каким настроением уходим с урока?