Пояснительная записка.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
В настоящее время я являюсь классным руководителем 2 “Б” класса. Все чаще я задумываюсь, как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами? Чего я хочу от своих учеников как педагог?
В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.
Именно поэтому я уже в течение двух лет работаю над темой “Воспитание толерантности в классном коллективе”.
Цель: формирование толерантных установок у учащихся.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
- развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
- способствовать развитию уважительного отношения друг к другу.
1. Вступление.
(Звучит музыка. Приложение 1.)
На доске:
Люди существуют друг для друга
Марк Аврелий.
Учитель:
– Всем говорю я:
“Здравствуйте! Добрый день, друзья!
День такой прекрасный,
Потому что в нем и вы, и я”
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
– Всем разным, но равным!
– Всем, желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!
– Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот классный
час!
– Сегодня мы поговорим о дружбе между народами разных национальностей.
– Но прежде послушайте сказку.
Приложение 2. (См. в конце.)
Учитель:
– Какой была садовница из сказки?
– Чему она учила детей?
2. Знакомство с понятием толерантности.
Учитель:
– Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?
(Дети высказывают свои мнения. Учитель обобщает ответы детей и вывешивает карточки.)
Игра: “ Какой я” (Детям предлагается написать на цветочках то, что отличает каждого из них от других ребят, а затем прочитать.)
Учитель:
– Ребята, что вы заметили ?
Учитель обращает внимание детей на повторяющиеся характеристики. Дети приходят к выводу:
Мы все разные, но у нас много общего!
Учитель:
– Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. Поэтому сегодня мы поговорим о толерантности.
16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Вот что говорится в краткой философской энциклопедии: это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, это форма самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Учитель:
– Что же такое толерантность, как вы думаете?
Учитель: (обобщает ответы детей).
– Все мы такие разные живем на замечательной планете – Земля. Земля– это
общий дом для всех жителей планеты. Наш класс – это наш общий дом. И хочется,
чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
– Ребята, а давайте сами вырастим цветок дружбы. Ведь толерантность – это
дружба.
Игра: “Цветик – семицветик”.
– Посмотрите на доску и выберите те слова, которые по вашему мнению подходят к слову толерантность.
(Дети озвучивают выбор качества на заготовке. Заготовки выполнены в форме лепестков, их выкладывают вокруг слова “толерантность”.)
Милосердие, гнев, миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, дружба, конфликт, великодушие, поддержка, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, доброта.
Учитель:
– Молодцы, ребята! Какие хорошие и правильные слова вы выбрали. Какой замечательный, солнечный цветок у нас получился. Давайте, превратим наш класс, нашу школу в сад красивых и добрых цветов, которыми украсим нашу планету, где всем нам таким разным есть место.
“Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг”
Упражнение “Бутон”.
(Звучит музыка. Приложение 3.)
Учитель:
– Закройте глаза, представьте себе весенний день, светит солнышко, дует
тёплый ветерок, вы сидите на полянке, вокруг вас много-много цветов. Найдите
самый красивый цветок, который близок вашему сердцу. Назовите его своим именем,
рассмотрите своё имя. Каждый из вас неповторим. Сделайте глубокий вдох,
возьмитесь за руки, вместе поднимите руки вверх. Вот какой получился у нас сад
имён! Вместе мы целая поляна на нашей планете!
А теперь крепче возьмитесь за руки. Постарайтесь вместе одновременно встать, не
отпуская рук.
– Вот какой расцветающий бутон получился у нас. Бутон нашей дружбы!
– Откройте глаза.
– Молодцы!
– Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения? (ответы детей)
– Давайте всегда дарить тепло друг другу, говорить только добрые слова.
3. Заключение
И в конце нашего классного часа я предлагаю вам сделать своему соседу по парте маленький подарок из добрых слов. Возьмите сердечки (заранее приготовленные учителем) и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
Свои “сердечки” вы можете вручить сразу своему однокласснику. Сохраните эти “сердечки” в своем “Портфолио” на память, чтобы , перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе или у вас плохое настроение, вспомнили того, кто вам сказал такие добрые и красивые слова. И чтобы у вас обязательно появилось желание сказать кому-то ласковое и доброе слово.
Ведь каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому. Очень хочется, чтобы вы научились проявлять сострадание, милосердие, терпимость и понимание друг друга.
– Дарите друг другу улыбки и сердца!
(Звучит песня о мире. Приложение 4.)
Использованная литература:
- Интернет festival@1sept.ru.
- Книга “Внеклассные мероприятия 2 класс”.
- Журнал “ Начальная школа”.
- Книга “Классные часы 1–4 класс”.