Цели
- Учебные – сформировать у учащихся умение правильно снимать мерки.
- Воспитательные – воспитание у учащихся умения работать вместе,
- Развивающие – развитие глазомера, внимания.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы: манекен, сантиметровая лента, шнурок для опоясывания талии, рабочая тетрадь (составитель Е.В. Воронко), ручка, форма одежды – облегающая.
Ход урока
I. Организационная часть (5 мин.): контроль посещаемости; проверка готовности к уроку; сообщение темы урока.
II. Повторение пройденного материала (5–7 мин.).
Вопросы:
- Что такое одежда?
- Каково целевое назначение одежды?
- Фартук и его предназначение.
- Какие специалисты принимают участие в процессе изготовления одежды?
- Кто такой художник-модельер?
- Кто такой художник-конструктор? Тест.
III. Объяснение нового материала (15–20 мин.).
Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека.
Мерки – основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Снимают мерки по определенным правилам сантиметровой лентой (ее изобрел французский портной в 1810 г.). Она, представляет из себя, ленту с делениями длиной 1м 50см, шириной – 2 см, на краях ленты металлические заклепки, предохраняющие ее от износа.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колена (Учитель показывает основные линии на манекене), ученицы подписывают линии в рабочей тетради (стр.40).
Мерки снимают точно, иначе чертеж получится не верным и сшитое изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Существуют определенные правила снятия мерок. При измерении фигуры сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом одежда должна быть облегающая. Стоять надо прямо, без напряжения. Талию предварительно опоясывают тоненьким пояском или шнурком.
Мерки снимают по правой стороне фигуры. Фигура человека симметрична, чертеж швейного изделия также симметричен, поэтому он строится только до оси симметрии, т.е. на половину изделия. Сначала снимают мерки обхватов и ширины, затем мерки длин.
Для записи результатов существуют условные обозначения: О – обхват; С – полуобхват; Ш – ширина; Д – длина. Подстрочный знак указывает участок измерения (Ст).
Обхваты записывают в половинном размере, т.к. чертеж составляется на половину фигуры. Длина записывается полностью.
Для построения чертежа фартука необходимо снять следующие мерки:
Ст – полуобхват талии (измеряется по самому узкому месту фигуры, мерка предназначена для расчета длины пояса);
СБ – полуобхват бедер (измеряется по линии бедер горизонтально, мерка предназначена для расчета ширины фартука);
Дн – длина нагрудника (измеряется от линии талии вверх до нужной длины, мерка предназначена дл определения длины нагрудника);
Днч – длина нижней части изделия (измеряется от линии талии до желаемой длины, определяет длину фартука).
Показ правильного снятия мерок на ученице. Учитель акцентирует внимание на типичных ошибках.
IV. Закрепление пройденного материала (10 мин.).
Учащиеся распределяются по парам и тренируются правильно снимать мерки.
V. Практическая работа.
Учащиеся выполняют практическую работу “Снятие мерок”. Результаты записывают в рабочую тетрадь (стр. 41).
Проведение текущего инструктажа.
Проверка результатов измерения.
Подведение итогов урока
Вопросы по закреплению нового материала:
- Что называют мерками?
- Какие основные условные линии на фигуре человека вы знаете, назовите и покажите на манекене?
- По какой стороне фигуры снимают мерки?
- Объясните название мерки Ст, Сб, Дн, Днч.
- Анализ допущенных ошибок при практической работе.
- Выставление оценок за теоретические знания.
- Оценка практической работы.