Основные цели:
- 1. Изучить приём вычитания однозначных чисел с переходом через разряд “по частям”.
- 2. Закрепить умение находить взаимосвязь между частью и целым.
- 3. Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания.
- 4. Актуализировать умение решать уравнения и текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
– Какой урок начинается?
– А что мы делаем на уроках математики?
– Трудно считать, решать задачи…вообще трудно учиться?
Учение – труд и труд непростой. Так давайте отправимся за новейшими знаниями. Вместе с нами за новейшими знаниями отправляется и весёлый человечек Смайлик. Он очень хочет учиться!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
План:
- Числовой ряд. Тренинг вычислительных навыков.
- Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
- Пробное действие.
– Так! Сначала надо повторить. Мне уже помогли! Я должен собрать шарики с голубыми “плюсиками”,то есть повторить только самые нужные знания.
– Повторяю только самые нужные знания.
1. Счёт круглыми числами до 100 (прямой и обратный). Счёт от 28 до 36, от 73
до 59. Назовите последующее число 39, 59, 89.
Назовите предыдущее число 41, 37, 76.
– Какое число содержит:
3дес. 5ед.
6ед. 5дес.
1дес. 5 ед.
– Прочитайте ряд чисел: 83, 74, 56, 40, 29, 22.
– Сколько в каждом десятков и единиц?
– На какие группы можно разбить числа?
2. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Групповая работа (поочерёдно выходят к доске , решают пример и выбирают правильный ответ).
Обобщение актуализированных знаний.
– Дай-ка посмотрю. Что это я там собрал, что повторил? Мне это пригодится.
3. Пробное действие.
Мы сейчас попробуем выполнить вот такое задание. 11 – 6.
(Учащиеся выполняют на индивидуальных планшетках, записывают только ответ.)
– У кого нет ответа?
– Что вы не смогли сделать?
– Кто получил ответ?
(Учитель записывает варианты ответов из них выделяет правильный.)
– Кто получил не правильный ответ, что показало ваше пробное действие.
Обосновать правильный ответ.
– Назовите правило , которым вы пользовались.
III. Выявление места и причины затруднения.
Постановка проблемы определения темы и цели. 11 – 6 выполнить “по частям”.
(Учащиеся будут опираться на взаимосвязь между вычитанием и сложением – можно похвалить, но напомнить, что предлагалось выполнить действие “по частям”.)
– Зачем важно уметь это делать?
Проблема: высказывания и предложения учащихся.
Устанавливается место и причина затруднения.
– Почему этот пример вызвал затруднение?
Цель: Чему нужно научиться? (Вычитать “по частям” с переходом через десяток.)
Таким образом, фиксируется тема урока:
“Вычитание чисел с переходом через десяток”.
Фиксация затруднения.
– Прыгал – прыгал – не получается… Что-то не так. Надо подумать!
Восстановление хода пробного действия, выявление места и причины затруднения.
– Что я делал? Как я делал? Почему не получилось?
– Та-а-ак! Прыгал, я пытался достать шарик. Не получилось, потому что горка высокая, а я прыгаю невысоко.
IV. Выход из затруднения.
Построение проекта(постановка цели)
– А-а-а! Значит, мне нужно придумать, как по – другому забраться на горку, чтобы достать шарик. Вот что новенькое я узнаю.
Построение проекта. (Выбор способа и составление плана.)
– Подумаю, как мне действовать. В корзинке у меня есть шарики – то, что я знаю. Построю шарики лесенкой. Нет, всё равно не достану. Нужна помощь. Ой, верёвочка, а на горке – дерево. Заберусь по шарикам повыше, закину верёвочку на дерево, вот тогда и достану заветный шарик.
Сформулирована цель: вычитание с переходом через десяток. Что можно использовать для достижения этой цели? (Графическая модель).
– Как вы будете действовать?
Запишем числа с помощью графической модели, выполним вычитание и сделаем вывод.
V. Реализация построенного проекта.
1. Практическая работа с моделями чисел треугольниками и кружками.
Реализация построенного проекта.
– Действую по плану.
– Сколько единиц удобно сразу взять из уменьшаемого? (1)
Убираем по одному кружку из уменьшаемого и вычитаемого.
– Сколько единиц ещё осталось взять? (5)
– Почему? (6 =1 + 5)
– Знакомый приём? (Да) из 10 вычитать умеем.
– Какой получится ответ? (10 – 5 = 5)
Вывод: чтобы вычесть число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем из десятка вычесть оставшуюся часть (Можно своими словами).
Результаты обсуждения можно зафиксировать в опорном сигнале.
Фиксация нового способа действий в речи и в знаках.
– Ну вот, теперь в похожих ситуациях я знаю, что делать. У меня есть новый способ! Проговорю его ещё раз.
- Найти число единиц уменьшаемого.
- Разбить второе число на 2 части, одна из которых равна найденному числу.
- Выполнить вычитание по частям.
Чтобы вычесть число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем из десятка вычесть оставшуюся.
Алгоритм комментирования вычитания чисел “по частям”.
- Пример…
- Число единиц уменьшаемого – …
- Поэтому вычитаемое…разбиваем на части… и … .
- Вычитаем из … сначала …единиц, получаем 10 единиц, а потом из 10 вычитаем оставшиеся … единиц. Получаем…
- Ответ: …
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Выполнение плана в группах(алгоритм вычитания)
Группы реализуют план на планшетках. По окончанию работы группы вывешивают на доску свой результат в виде графической модели.
Отработка умений по применению нового способа.
– Посмотрим, получится ли у меня применять новый способ в похожих ситуациях.
1-я группа 14–7.
2-я группа 12–8.
3-я группа 18–9.
4-я группа 15–7.
Вывод: нужно вычесть ту часть, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем из десятка вычесть оставшуюся часть.
Составим эталон.
– Что будет в него входить? (Запись числа с помощью графических моделей)
Открыть эталон нумерации вычитания чисел с переходом через десяток.
В разряде единиц уменьшаемого число .
Разбиваю вычитаемое на части и … .
Вычитаю первую часть , получаю 10, потом из 10 вычитаю вторую часть …
Ответ … .
– Что можете сказать? (Мы сделали верное открытие).
– Смогли вы преодолеть затруднение? (Да).
– Что теперь надо сделать? (Потренироваться в применении построенного
способа).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Процедура контроля.
– Надо, проверить, как усвоен новый способ. Смотрите, а я молодец!
1).№ 2 стр.82 (Комментируют готовое решение первого примера 12 – 5).
В уменьшаемом 2 единицы, поэтому вычитаемое 5, разбиваем на 2 части 2 и 3. Вычитаем из 12 сначала 2 единицы, получается 10, а потом из 10 вычитаем оставшиеся 3 единицы. Получаем 7. (Ответ:12 – 5 = 7)
Поскольку, к настоящему времени, случаи сложения чисел с переходом через десяток уже изучены, то учащимся можно порекомендовать делать проверку решения примеров на вычитание сложением, например, 7 + 5 = 12, поэтому равенство 12 – 5 = 7 верно.
2).Графическую модель для второго примера составляют сами ученики с комментированием в громкой речи (1 ученик у доски).
3).№ 3 стр.82 (Эталон на доске.)
Правильность вычислений выполняют по шагам.
– У кого есть ошибки? В чём они?
– Сделать вывод. (Необходимо потренироваться в вычислениях).
– Где вы можете это сделать? (При выполнении домашней работы).
– У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выполнять вычитание двузначных
чисел с переходом через десяток “по частям”.
4) Работа в паре. № 7 стр.83
Образец для самопроверки на доске.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1). – При выполнении каких заданий вы можете использовать новый способ? (При решении задач, уравнений).
Задача № 8.стр.83.
Чтение текста. Соотнесите текст и схему. Что дано и что надо найти? Какого вида задача? Обоснуйте. 1 ученик работает у доски с комментированием.
2) Решение уравнений. № 5 (у доски).
IX. Рефлексия учебной деятельности.
– Что надо сделать в конце урока? (Подвести итог).
– Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы открыли правило вычитания из
двузначного числа с переходом через десяток “по частям”.)
– Достигли ли цели? Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
– Какие трудности встречаются?
– Где можно над ними поработать?
X. Домашнее задание.
№ 2 (3) стр. 82.
№ 4 (3–4 ст.) стр. 82 в р/т.
№ 9,10 (устно) стр. 83.