Роль и место данной темы в курсе: тема изучается в 6 классе в рамках модуля “Изготовление женской поясной одежды”, выполняется расчет конструкции и построение чертежа прямой юбки.
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках:
На предыдущих уроках изучались:
- Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования предъявляемые к женской одежде.
- Мерки, необходимые для построения чертежа юбки и их условные обозначения.
- Правила снятия мерок.
- Прибавки к меркам на свободу облегания.
- Выполнение конструкции юбок (клиньевые, конические)
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Учитель использует сканер и средства программы Microsoft Word, Microsoft Power Point и Microsoft Excel для подготовки мультимедийных презентаций и создания тестовых заданий.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы урока учащиеся:
- Закрепляют знания правил снятия мерок и их условные обозначения
- Получают представление об основных конструкциях юбок, изучают конструкцию прямой юбки
- Знакомятся с последовательностью построения чертежа прямой юбки.
- Продолжают формирование понятий “сетка чертежа”, “масштаб”, “прибавка на свободное облегание”, умеют обосновывать выбор величины прибавки
- Выполняют построение чертежа прямой юбки в М 1:4 на стандартную фигуру и по своим меркам.
- Знают название линий чертежа, умеют читать чертеж.
- Умеют выделять главное, анализировать, делать обобщение, применять имеющиеся знания на практике
Тема урока: Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цели урока:
- Изучить последовательность построения чертежа прямой юбки, значение понятия “сетка чертежа”; продолжить формирование понятий “прибавка на свободное облегание”, “масштаб”;
- Развивать логическое мышление и конструкторские навыки, умение выделять главное, анализировать, делать обобщение, совершенствовать тестовую культуру.
- Воспитывать самостоятельность, продолжить способствовать формированию творческого интереса учащихся.
Материально-техническое обеспечение урока: учебник “Технология 6 кл. (вариант для девочек)” под редакцией В.Д. Симоненко, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методы контроля: контроль индивидуальной практической работы, фронтальный опрос, выполнение тестовых заданий.
Ход урока (80 минут)
I. Организационный момент (5 минут)
Проверка готовности к уроку.
Сообщение целей и задач урока.
II. Актуализация опорных знаний (10 минут)
Повторение изученного материала: выполнение тестового задания в программе Microsoft Excel: Приложение 1.
Как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня уроке?
Ответ: сегодня мы будем учиться рассчитывать величины для построения чертежа, учиться последовательности и правилам построения и оформления чертежа юбки. Хорошо, сейчас мы и попробуем себя в роли конструкторов-модельеров.
III. Объяснение нового материала (35 минут).
Сообщение познавательных сведений с практическим закреплением:
- Прямые юбки состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища, нити основы в которых проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании ее можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой. Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки или сборки, кокетки, карманы и т.д.
- Чертеж основы прямой юбки строиться на основе сетки чертежа.
- Сетка – это план чертежа, полученный от пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Вы знаете, что юбка – это поясное изделие.
- Построение чертежа конструкции изделия на определенную фигуру производится по меркам, которые получили путем ее измерения. От точности измерения зависят качество чертежа и правильная посадка изделия на фигуре человека.
Записать величины мерок на стандартную фигуру из таблицы в тетрадь:
Ст = 36Мерки:
Сб = 45
Дтс = 35
Ди = 50
Учащимся напоминается о записи мерок – полуобхватов и величине прибавок на свободное облегание. Прибавки обеспечивают свободу движений, дыхания, создают воздушную прослойку, необходимую для теплозащитных свойств одежды (гигиенические требования). Прибавки используют при решении декоративно-конструкторских задач (эстетические требования).
1. Прибавки на свободное облегание записать в тетради:
Прибавка по линии талии: Пт.
Прибавка по линии бедер: Пб.
Прибавки
Пт = 1
Пб = 3
Построение чертежа прямой юбки мы будем выполнять в 3 этапа использую инструкционные карты и мультимедийный проектор.
Инструкционная карта № 1 – последовательность построения чертежа прямой юбки.
Инструкционная карта № 2 – чертеж прямой юбки.
Первый этап – построение сетки чертежа. Чертеж будем выполнять в рабочей тетради в масштабе 1:4. Для этого мы будем использовать “линейку закройщика”, Масштаб 1:4 масштаб уменьшения. Одновременно будем производиться расчет формул по своим меркам и самостоятельно выполнять чертеж прямой юбки по своим меркам.
Критерии оценки: при помощи трафарета проверить соответствие конструктивных линий.
- Выполнение чертежа в соответствии со стандартом.
- Ширина сетки изделия: СБ + Пб
- Уровень линии бедер: ТБ = Дтс : 2
- Уровень линии низа: ТН = Диз
- Положение линии бокового среза: (ББ2 : 2) – 1,5
Второй этап – повышение линии талии, положение осевой линии вытачки на заднем полотнище юбки, положение осевой линии вытачки на переднем полотнище юбки, расчет суммы вытачек, построение вытачек, оформление вытачек.
Критерии оценки: при помощи трафарета проверить соответствие конструктивных линий вытачек.
- Повышение линии талии: Т2о = 1 см (вверх)
- Положение осевой линии вытачки на З/П: ББ3 = СБ:5
- Положение осевой линии вытачки на П/П: Б1Б4 = (СБ:5)+1 см
- Расчет суммы вытачек: СУММ = (СБ + Пб) – (СТ + Пт)
- Раствор (глубина) боковой вытачки юбки: СУММ : 2
- Раствор (глубина) вытачки З/П юбки: СУММ : 3
- Раствор (глубина) вытачки П/П юбки: СУММ : 6
- Оформление вытачек.
- Оформление чертежа.
IV. Самостоятельная работа (15 минут).
Третий этап – ученикам дается задание “начертить чертеж прямой юбки” по своим меркам:
- Построить чертеж прямой юбки на индивидуальную фигуру (по своим меркам) в М 1:4 в тетради.
- Выполнить оформление чертежа (учащиеся проверяют выполненное задание друг у друга, по парам).
Критерии оценки: Напоминаю, что построение чертежа расчеты следует вести по своим меркам. Заостряю внимание учеников на том, что чертеж следует выполнять аккуратно и четко, так как небрежное оформление чертежа может привести к дефектам при изготовлении изделий. Проверяю правильность построения линий и нахождения точек:
1. Точность выполнения чертежа по своим меркам.
- Ширина сетки изделия: СБ + Пб
- Уровень линии бедер: ТБ = Дтс : 2
- Уровень линии низа: ТН = Диз
- Положение линии бокового среза: (ББ2 : 2) – 1,5
- Расчет суммы вытачек: СУММ =(СБ+Пб)-(СТ+Пт)
- Раствор (глубина) боковой вытачки: СУММ : 2
- Раствор (глубина) вытачки З/П юбки: СУММ : 3
- Раствор (глубина) вытачки П/П юбки: СУММ : 6
2. Самостоятельность выполнения чертежа
3. Аккуратность выполнения и оформления чертежа.
Указываю на ошибки учеников – неверные расчеты, верхний срез юбки оформляем боле плавной линией.
V. Обобщение и систематизация знаний (5 минут): игра “Самый умный” учащиеся делятся на 2 команды и дают ответы на вопросы “ДА” или “НЕТ”.
Проверка знаний по теме “Конструирование юбки”.
- Мерка ДТС необходима для определения линии бедер? (Да.)
- Длина изделия измеряется от линии бедер до желаемой длины? (Нет.)
- Понева – это современный вид юбки? (Нет.)
- Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Ст, Сб? (Да.)
- Мерка Ст определяет ширину юбки? (Нет.)
- К ассортименту поясной одежды относится юбка, шорты брюки? (Да.)
- Нить основы тянется больше? (Нет.)
- Для построения чертежа юбки необходима ли прибавка к полуобхвату бедер? (Да.)
- Нужно ли фиксировать линию талии шнурком при снятии мерок? (Да.)
- Эстетическое требование определяет качество одежды? (Нет.)
VI. Анализ деятельности учащихся подведение итогов урока (5 минут):
Итак, вы теперь знаете, как нужно строить чертеж прямой юбки. Выполнив сложную работу, вы сегодня ознакомились с непосредственной работой конструктора швейных изделий. Именно конструктора разрабатывают чертежи основ конструкции швейных изделий. Узнали, что основные конструкции юбок – это прямая, коническая, клиньевая.
– В чем были трудности?
– Что было легко?
Оценить деятельность учащихся на уроке – отлично, хорошо, удовлетворительно.
VII. Рефлексия: (анкета) – 3 минуты.
- Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке – (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10) – выбранный бал обвести в кружок.
- Как вы оцениваете работу класса сегодня на уроке – (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10) – выбранный бал обвести в кружок.
- Какую модель изделия вы хотели бы научиться разрабатывать в последствии.
- Считаете ли Вы, что изучение технологии важно Вам для общего развития?
VIII. Домашнее задание (2 минуты):
Учебник пар.9. Определиться с фасоном юбки. Принести бумагу для построения выкройки юбки. Приготовить 4 шаблона для моделирования прямой юбки.