Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки

Разделы: Технология


Роль и место данной темы в курсе: тема изучается в 6 классе в рамках модуля “Изготовление женской поясной одежды”, выполняется расчет конструкции и построение чертежа прямой юбки.

Краткий обзор изученного на предыдущих уроках:

На предыдущих уроках изучались:

  • Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования предъявляемые к женской одежде.
  • Мерки, необходимые для построения чертежа юбки и их условные обозначения.
  • Правила снятия мерок.
  • Прибавки к меркам на свободу облегания.
  • Выполнение конструкции юбок (клиньевые, конические)

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Учитель использует сканер и средства программы Microsoft Word, Microsoft Power Point и Microsoft Excel для подготовки мультимедийных презентаций и создания тестовых заданий.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы урока учащиеся:

  • Закрепляют знания правил снятия мерок и их условные обозначения
  • Получают представление об основных конструкциях юбок, изучают конструкцию прямой юбки
  • Знакомятся с последовательностью построения чертежа прямой юбки.
  • Продолжают формирование понятий “сетка чертежа”, “масштаб”, “прибавка на свободное облегание”, умеют обосновывать выбор величины прибавки
  • Выполняют построение чертежа прямой юбки в М 1:4 на стандартную фигуру и по своим меркам.
  • Знают название линий чертежа, умеют читать чертеж.
  • Умеют выделять главное, анализировать, делать обобщение, применять имеющиеся знания на практике

Тема урока: Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока:

  1. Изучить последовательность построения чертежа прямой юбки, значение понятия “сетка чертежа”; продолжить формирование понятий “прибавка на свободное облегание”, “масштаб”;
  2. Развивать логическое мышление и конструкторские навыки, умение выделять главное, анализировать, делать обобщение, совершенствовать тестовую культуру.
  3. Воспитывать самостоятельность, продолжить способствовать формированию творческого интереса учащихся.

Материально-техническое обеспечение урока: учебник “Технология 6 кл. (вариант для девочек)” под редакцией В.Д. Симоненко, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы контроля: контроль индивидуальной практической работы, фронтальный опрос, выполнение тестовых заданий.

Ход урока (80 минут)

I. Организационный момент (5 минут)

Проверка готовности к уроку.

Сообщение целей и задач урока.

II. Актуализация опорных знаний (10 минут)

Повторение изученного материала: выполнение тестового задания в программе Microsoft Excel: Приложение 1.

Как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня уроке?

Ответ: сегодня мы будем учиться рассчитывать величины для построения чертежа, учиться последовательности и правилам построения и оформления чертежа юбки. Хорошо, сейчас мы и попробуем себя в роли конструкторов-модельеров.

III. Объяснение нового материала (35 минут).

Конструирование прямой юбки.

Сообщение познавательных сведений с практическим закреплением:

  • Прямые юбки состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища, нити основы в которых проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании ее можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой. Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки или сборки, кокетки, карманы и т.д.
  • Чертеж основы прямой юбки строиться на основе сетки чертежа.
  • Сетка – это план чертежа, полученный от пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Вы знаете, что юбка – это поясное изделие.
  • Построение чертежа конструкции изделия на определенную фигуру производится по меркам, которые получили путем ее измерения. От точности измерения зависят качество чертежа и правильная посадка изделия на фигуре человека.

Записать величины мерок на стандартную фигуру из таблицы в тетрадь:

Мерки:
Ст = 36
Сб = 45
Дтс = 35
Ди = 50

Учащимся напоминается о записи мерок – полуобхватов и величине прибавок на свободное облегание. Прибавки обеспечивают свободу движений, дыхания, создают воздушную прослойку, необходимую для теплозащитных свойств одежды (гигиенические требования). Прибавки используют при решении декоративно-конструкторских задач (эстетические требования).

1. Прибавки на свободное облегание записать в тетради:
Прибавка по линии талии: Пт.
Прибавка по линии бедер: Пб.

Прибавки
Пт = 1
Пб = 3

Построение чертежа прямой юбки мы будем выполнять в 3 этапа использую инструкционные карты и мультимедийный проектор.

Инструкционная карта № 1 – последовательность построения чертежа прямой юбки.

Инструкционная карта № 2 – чертеж прямой юбки.

Первый этап – построение сетки чертежа. Чертеж будем выполнять в рабочей тетради в масштабе 1:4. Для этого мы будем использовать “линейку закройщика”, Масштаб 1:4 масштаб уменьшения. Одновременно будем производиться расчет формул по своим меркам и самостоятельно выполнять чертеж прямой юбки по своим меркам.

Критерии оценки: при помощи трафарета проверить соответствие конструктивных линий.

  1. Выполнение чертежа в соответствии со стандартом.
  2. Ширина сетки изделия: СБ + Пб
  3. Уровень линии бедер: ТБ = Дтс : 2
  4. Уровень линии низа: ТН = Диз
  5. Положение линии бокового среза: (ББ2 : 2) – 1,5

Второй этап – повышение линии талии, положение осевой линии вытачки на заднем полотнище юбки, положение осевой линии вытачки на переднем полотнище юбки, расчет суммы вытачек, построение вытачек, оформление вытачек.

Критерии оценки: при помощи трафарета проверить соответствие конструктивных линий вытачек.

  1. Повышение линии талии: Т2о = 1 см (вверх)
  2. Положение осевой линии вытачки на З/П: ББ3 = СБ:5
  3. Положение осевой линии вытачки на П/П: Б1Б4 = (СБ:5)+1 см
  4. Расчет суммы вытачек: СУММ = (СБ + Пб) – (СТ + Пт)
  5. Раствор (глубина) боковой вытачки юбки: СУММ : 2
  6. Раствор (глубина) вытачки З/П юбки: СУММ : 3
  7. Раствор (глубина) вытачки П/П юбки: СУММ : 6
  8. Оформление вытачек.
  9. Оформление чертежа.

IV. Самостоятельная работа (15 минут).

Третий этап – ученикам дается задание “начертить чертеж прямой юбки” по своим меркам:

  1. Построить чертеж прямой юбки на индивидуальную фигуру (по своим меркам) в М 1:4 в тетради.
  2. Выполнить оформление чертежа (учащиеся проверяют выполненное задание друг у друга, по парам).

Критерии оценки: Напоминаю, что построение чертежа расчеты следует вести по своим меркам. Заостряю внимание учеников на том, что чертеж следует выполнять аккуратно и четко, так как небрежное оформление чертежа может привести к дефектам при изготовлении изделий. Проверяю правильность построения линий и нахождения точек:

1. Точность выполнения чертежа по своим меркам.

  • Ширина сетки изделия: СБ + Пб
  • Уровень линии бедер: ТБ = Дтс : 2
  • Уровень линии низа: ТН = Диз
  • Положение линии бокового среза: (ББ2 : 2) – 1,5
  • Расчет суммы вытачек: СУММ =(СБ+Пб)-(СТ+Пт)
  • Раствор (глубина) боковой вытачки: СУММ : 2
  • Раствор (глубина) вытачки З/П юбки: СУММ : 3
  • Раствор (глубина) вытачки П/П юбки: СУММ : 6

2. Самостоятельность выполнения чертежа

3. Аккуратность выполнения и оформления чертежа.

Указываю на ошибки учеников – неверные расчеты, верхний срез юбки оформляем боле плавной линией.

V. Обобщение и систематизация знаний (5 минут): игра “Самый умный” учащиеся делятся на 2 команды и дают ответы на вопросы “ДА” или “НЕТ”.

Проверка знаний по теме “Конструирование юбки”.

  1. Мерка ДТС необходима для определения линии бедер? (Да.)
  2. Длина изделия измеряется от линии бедер до желаемой длины? (Нет.)
  3. Понева – это современный вид юбки? (Нет.)
  4. Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Ст, Сб? (Да.)
  5. Мерка Ст определяет ширину юбки? (Нет.)
  6. К ассортименту поясной одежды относится юбка, шорты брюки? (Да.)
  7. Нить основы тянется больше? (Нет.)
  8. Для построения чертежа юбки необходима ли прибавка к полуобхвату бедер? (Да.)
  9. Нужно ли фиксировать линию талии шнурком при снятии мерок? (Да.)
  10. Эстетическое требование определяет качество одежды? (Нет.)

VI. Анализ деятельности учащихся подведение итогов урока (5 минут):

Итак, вы теперь знаете, как нужно строить чертеж прямой юбки. Выполнив сложную работу, вы сегодня ознакомились с непосредственной работой конструктора швейных изделий. Именно конструктора разрабатывают чертежи основ конструкции швейных изделий. Узнали, что основные конструкции юбок – это прямая, коническая, клиньевая.

– В чем были трудности?
– Что было легко?

Оценить деятельность учащихся на уроке – отлично, хорошо, удовлетворительно.

VII. Рефлексия: (анкета) – 3 минуты.

  • Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке – (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10) – выбранный бал обвести в кружок.
  • Как вы оцениваете работу класса сегодня на уроке – (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10) – выбранный бал обвести в кружок.
  • Какую модель изделия вы хотели бы научиться разрабатывать в последствии.
  • Считаете ли Вы, что изучение технологии важно Вам для общего развития?

VIII. Домашнее задание (2 минуты):

Учебник пар.9. Определиться с фасоном юбки. Принести бумагу для построения выкройки юбки. Приготовить 4 шаблона для моделирования прямой юбки.