Цели урока:
- проверить знания учащихся по пройденной теме,
- продолжить формировать навыки работы с картой.
- продолжить развивать интерес к предмету,
- формировать чувство коллективизма через совместную творческую деятельность.
Оборудование: физическая карта Австралии, картины с изображением животного мира, флаг Австралии, карточки – задания, лото, эмблемы команд, атласы и контурные карты.
План урока :
1. Организационный момент: приветствие, сообщение темы урока.
Мы завершили изучение самого удивительного материка – Австралии. И сегодня, с имеющимися уже знаниями отправимся в путешествие по материку и близлежащим островам.
А следить за нашим путешествием будет жюри.
(Представление жюри.)
2. Ход соревнования:
Конкурс 1: “Приветствие”: команды представляют своё название, эмблему, капитана команды. (Максимум 2 балла.)
Конкурс 2: “Выездной” на станцию “Номенклатура”: по 2 человека от каждой команды подписывают на контурной карте географические названия:
Команда 1 1. Индийский океан |
команда 2 1. Тихий океан |
команда 3 1. Большой Австралийский залив |
(1 название – 1 балл) слово жюри.
Конкурс 3: “Что такое? Кто такой?”: команды получают карточки с пятью названиями, которые они должны объяснить, по возможности показать на карте.
(1 слово – 1 балл + 1 балл за показ на карте.)
Команда 1 1. Большой Барьерный Риф |
команда 2 1. “Экономика Австралии едет на овце” |
команда 3 1. мёртвое “сердце” Австралии |
(Слово жюри.)
Конкурс 4: “Знаешь ли ты Австралию ?”: команды тянут бочонки с номерами и отвечают на вопросы (каждый ответ – 1 балл).
- Назовите самое крупное на Земле скопление островов и ученого, посвятившего свою жизнь изучению этих островов. (Океания , Н.Н. Миклухо-Маклай.)
- Даны координаты 28*юш 137*вд. Найдите на карте этот объект и расскажите ,что вы о нем знаете. (Озеро Эйр.)
- Эти гигантские деревья, высотой более 100 метров являются самыми распространенными на материке. Они образуют светлые огнестойкие леса. Что это за деревья? (Эвкалипты.)
- О чём идет речь : температурные условия +20*…+24* способствуют их росту. Их постройки образуют причудливые формы : кружева , цветы, деревья , раскрашенные в разные цвета. (Кораллы.)
- Видовой состав растений и животных Австралии беден, но своеобразен. Объясните, с чем это связано. (Австралия отдалена от других материков , органический мир развивался изолировано.)
- Назовите животных , изображенных на гербе Австралии. (Страус Эму и кенгуру.)
- Даны координаты : 36* юш 149* вд. Найдите на карте этот объект ,что вы о нем знаете? (Гора Косцюшко, высота 2223 м. Самая высокая точка материка, находится на юге Большого Водораздельного хребта.)
- Перечислите природные зоны, имеющиеся на материке. (Пустыня, саванна, переменно-влажные леса, жестколистные вечнозеленые леса, высотная поясность.)
- Кто первым открыл Австралию ? (Голландцы , Абель Тасман.)
- Назовите единственного хищника Австралии, где он обитает? (Сумчатый дьявол , на о.Тасмания.)
- Назовите государство, расположенное на материке и его столицу. (Австралийский Союз , Канберра.)
- Назовите отрасли промышленности развитые в Австралии. (Горнодобывающая , машиностроение, химическая , пищевая.)
(Слово жюри.)
Конкурс 5: “Путешествие в Австралию” :приглашаются капитаны, им необходимо найти ошибки в предложенном тексте. (Каждая ошибка – 1 балл )
Путешествуя по Тихому океану, наш корабль причалил к западному берегу Австралии. Высадившись на остров, мы увидели пышную растительность экваториальных лесов, которая очень скоро сменилась пустыней. Проведя весь день в пустыне и устав от жары, мы присели отдохнуть у живописного озера, в тени многочисленных пальм. Через несколько дней, казавшаяся бесконечной пустыня сменилась саванной, где нам встретилось стадо слонов. Вскоре на нашем пути оказались очень высокие горы – Большой Водораздельный хребет. Перейдя через него мы оказались на восточном побережье Австралии , покрытом средиземноморской растительностью. Перед нами снова был океан, и можно было вновь отправляться в плавание.
Пока идет конкурс капитанов, остальные участники команд принимают участие в следующем конкурсе.
Конкурс 6: “ Собери карту” :команды собирают разрезанную на части карту, дают ей название и по карте характеризуют особенности материка.
Команда 1 – физическая карта материка,
Команда 2 – климатическая карта материка ,
Команда 3 – карта природных зон материка.
(Слово жюри.)
3. Подведение итогов игры: выявление команды победителя, активных игроков проигравших команд .
4. Заключительное слово учителя , выставление отметок.