Цели:
- Продолжить наблюдение над словами-признаками;
- Упражняться в подборе слов-признаков;
- Развивать умение ставить вопросы к словам-признакам;
- Устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками;
- Развивать речь учащихся.
Оборудование: осенние пейзажи, предметные картинки, записи на доске, портрет И.И.Левитана, картина художника “Золотая осень”, шаблоны кленовых листьев, учебник русского языка Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева 2 класс, орфографическая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Внимательно проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
(Ноги ставим прямо, спина прямая, оба локтя лежат на краю парты.)
2. Минутка чистописания.
Сегодня повторим элементы буквы б.
(Характеристика: согл., звонк., парный.)
Соединим букву б с элементом, похожим на дерево.
3. Словарная работа.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом, которое начинается на эту букву.
А) “ Зелена, а не луг
Бела, а не снег
Кудрява, а не голова”.Б) “ Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан”.
Вывешиваю рисунок березы (Рисунок1).
Что это? (Берёза.)
– Что пропущено? (“Опасное место”.)
Иногда безударный гласный подсказывает происхождение слова.
История берёзы: (Слово “берёза” – очень древнее. В индоевропейских языках это слово было “ белый”. Чёрные чёрточки “ чечевички” – это отдушины, через которые летом к тканям проходит воздух. Без чечевичек дерево задохнулось бы. Зимой они наглухо замуровываются (в это время дерево спит, и почти не дышит), а весной снова просыпается.
Очень много пословиц о березе.
– Какие знаете вы?
“ Где дубняк, там и березняк”
“ И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут”.
В украинском языке “березнем” называют месяц март.
4. Работа с орфографической тетрадью.
– История.
– Берёза, березняк, берёзка.
– Деформированные предложения… (ловушка).
Составьте предложения. Самопроверка на доске.
Возвращаемся к рабочим тетрадям.
– Давайте напишем над деревом букву ё Берёза. Дальше продолжим словарные слова:
– простой, из дерева, цветной (карандаш);
– аккуратная, ученическая, бывает неопрятная (тетрадь);
– вкусное, свежее, любят дети, коровье… (молоко);
– косолапый , бурый, мохнатый (медведь);
– примерный , старательный (ученик);
– тёплые, зимние или осенние (сапоги).
– Что общего у этих слов? (Словарные слова с непроверяемыми гласными.)
А сейчас я вам буду называть слова, а вы мне будете называть их признаки.
Лиса… цветок… книга… платье…
5. Объявление темы.
Сегодня мы продолжим наблюдение над словами – признаками, будем упражняться в подборе слов – признаков. В конце урока попробуем ответить на вопрос: “ Нужны ли такие слова?”, “ Для чего они нужны?”.
6. Работа в группах.
Учащиеся одного ряда называют признаки, другие отгадывают что это.
7. Новая тема.
Сегодня 28 день второго осеннего месяца. Послушайте стихотворение Михаила Ковалевского и назовите слова – признаки, которые вам встретятся.
“ Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждёт, когда зимой суровой
Его сорвёт и бросит вниз.
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть
Что отцвело своей весною,
Тому не раз ещё зацвесть.
(Вывешиваю набор слов.)
ВЕТЕР ; С ; ЛИСТЬЯ ; ДЕРЕВЬЕВ ; СРЫВАЕТ.
Составление предложения у доски.
ВЕТЕР СРЫВАЕТ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ.
О каком времени года говорится? (Об осени.)
Вывешиваю (золотые, холодный, высоких).
Составляем предложение с помощью слов – признаков. Получается.
ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР СРЫВАЕТ ЗОЛОТЫЕ ЛИСТЬЯ С ВЫСОКИХ ДЕРЕВЬЕВ.
– Какое предложение вам больше всего понравилось?
– Почему? – Для чего же нужны в речи слова, которые отвечают на вопросы: какой?,
какая?, какое? (Помогают лучше нарисовать картину словами.)
Запись у доски с комментированием:
– ветер какой? (холодный);
– листья какие? (Золотые);
– деревья какие? (высокие).
Слова – признаки тесно связаны со словами – предметами, признаки прилагаются к словам – предметам.
Они очень дружные прилагательные и существительные. Сейчас мы с вами убедимся, выполнив упражнение № 71 на стр. 46.
8. Работа с учебником. Закрепление пройденного материала.
(Выполнение строго “пошагово”).
(что?) хвостик (какой?) пушистый;
(что?) усики (какие?) длинные;
(что?) мордочка (какая?) милая;
(что?) характер (какой?) весёлый.
– Какой текст составили?
Нам помогали составлять такой замечательный рассказ авторы, а настоящая творческая работа – это самостоятельный подбор слов, обозначающий признаки предметов. Именно признаки предметов описывают полную картину какого-нибудь текста, рассказа.
9. Мини-сочинение.
(На доске портрет художника И.И.Левитана (Рисунок 2), его картина “Золотая осень”(Рисунок 4).)
Рассказ об Исааке Ильиче Левитане (1860–1900).
Русский живописец. Несмотря на то, что он побывал во многих странах Европы, его картины изображают главным образом природу средней полосы России.
Художник И.И. Левитан был мастером живописи, выполненной на природе, на открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Левитан не только видит природу, он её понимает и осмысливает.
Назовите три предмета на картине, которые вас чем – то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.
(Тоненькие, хрупкие, стройные деревца.)
(золотистые осины, тянущиеся к небу.)
И. И. Левитан старался запечатлеть в своих картинах всю красоту осени. А мы будем рисовать словесную картину осени.
Вопросы – помощники.
– Какие настали дни с приходом осени? (Настали короткие, хмурые, дождливые
дни.)
– Какой воздух?
– Какие листья?
Возьмите эти замечательные кленовые листочки (Рисунок 3) и напишите на них, какой вы видите осень. (Дети пишут мини – сочинение.)
10. Итог урока.
– Для чего нужны слова, о которых мы сегодня говорили?
11. Домашнее задание. (Дописать сочинение, проиллюстрировать “ свою осень”.)
Отмечаются лучшие учащиеся.