Организация начала урока. Эмоциональный настрой обучающихся на учебное занятие.
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем изучение степени с натуральным показателем.
Эпиграф.
Ты видишь: время старит все, что нам казалось новым,
Но время так же молодит деяния былые.
(Рудаки)
Что означают эти слова? На этот вопрос, возможно, мы ответим в конце урока. А сейчас: как вы думаете, когда люди изобрели степень с натуральным показателем?
Фронтальная работа с классом.
- Что такое степень с натуральным показателем?
- Перечислите свойства степени.
- Продолжите формулы:
ах • ау =
=
ах: ау =
(ах) у = - Перечислите порядок действия в примере, содержащем степень, умножение, сложение и вычитание.
Люди открыли, или лучше сказать – придумали степень с натуральным показателем очень давно. Поэтому мы с вами отправимся в путешествие по времени, вдоль временной прямой.
Коллективная работа.
Определим, в какую страну мы отправимся, к какому учёному, в какой век. (Учащиеся, сидящие за первой колонкой, выполняют первый пример, за второй колонкой – второй пример, за третьей колонкой – третий. Выполнив вычисления, школьники выбирают верный ответ из предложенных)
Древняя Греция 8,4 Древний Вавилон -12,3 Древняя Индия -3,2 Древний Египет |
(-3)4*2*51 + 82 Гипатия -754 Пифагор 874 Аристотель 810 Архимед 184 |
(-2)4*3*71 I век нашей эры 168 IV век до нашей эры -336 V век до нашей эры 336 VI век до нашей эры -168 |
Первый пункт нашего назначения – Древняя Греция, V век до нашей эры. Древнегреческий ученый Пифагор. У него была своя школа, его учеников называли пифагорейцами. Они полагали, что каждое число можно представить в виде фигур. Например, числа 4,9,16 пифагорейцы представляли в виде квадратов <Рисунок № 1>
А вы можете продолжить мысль учеников Пифагора и нарисовать еще какое-нибудь число в виде квадрата?
Оказывается, древние греки умели возводить числа в квадрат и куб.
Для того чтобы перебраться на следующую станцию, выполните следующие упражнения.
Представить в виде степени:
Следующая остановка – Древний Вавилон. Вавилоняне пошли дальше: составили и пользовались таблицами квадратов чисел. Давайте и мы с вами вспомним, как пользоваться таблицей квадратов.
Вычислить: 152, 222, 462
Следующая остановка:
А теперь отправимся в Древнюю Индию. Индийские ученые независимо от всех остальных открыли и оперировали степенями с натуральными показателями до 9 включительно, называя их с помощью комбинации трех слов:
“ва”– 2 степень, от слова “варга” – квадрат
“гха”– 3 степень, от “гнаха”– куб
“гхата”– слово, указывающее на то, что показатели надо сложить
Например, 4 степень – “ва-ва”, 5 – “ва-гха-гхата”, 6 – “ва-гха”
Составьте сами древнеиндийские названия для 7, 8 и 9 степеней
Ученик. 7 “ва-ва-гха-гхата”, 8– “ва-ва-ва”, 9– “гха-гха”
Сразу переместимся в XVI век. Английский математик Симон ванн Стевин (1548–1620) придумал запись для обозначения степени: запись 3(3)+ 5(2) – 4 обозначала такую современную запись 33 + 52 – 4
Переведите на современный язык пример Стевина и упростите его:
Перемещаемся в XVI I век. Что произошло с понятием степени в этом веке мы с вами можем предсказать сами. Для этого попробуем ответить на вопрос: а можно ли число возвести в отрицательную или дробную степень? Но это предмет нашего будущего изучения. Тогда же были придуманы современные обозначения степени. А вот заслуга в их признании и распространении принадлежит Исааку Ньютону. Он стал использовать эти обозначения в своих работах, и таким образом, они прижились.
Проверочная работа.
Теперь напишем небольшую самостоятельную работу по тем свойствам, что мы повторили на уроке. Оценивать работу буду следующим образом: за 4–5 верных ответа – “3”, 6 верных ответов – “4”, 7 верных ответов – “5”
1 вариант. Представьте выражение в виде степени:
|
2 вариант. Представьте выражение в виде степени:
|
Коллективная работа.
Во время путешествия я не назвала фамилию ученого, придумавшего современное обозначение степени. (Учащимся предлагаются примеры, после правильного ответа открывается буква фамилии ученого. В результате должно получиться слово ВАЛЛЕНС.)
Буква | Задание | Ответ |
В | Найдите (22)2*22 | 26 = 64 |
А | Найдите к + у, если 2к = 8, 3у = 27 | 3 + 3 = 6 |
Л | (х4)5•(х6)7 | х62 |
Л | (р3)4: р10 | р2 |
Е | Вычислите 1+5х2, если х = -2 | 21 |
Н | 78:76 + 53:52 | 54 |
С | (22)3•215:(24)3 | 29 = 512 |
Подведение итогов.
Пришло время подведения итогов. Мы с вами на шкале времени находимся дальше всех тех, о ком мы сегодня говорили. Мы только недавно открыли для себя степень с натуральным показателем. Можем ли мы сейчас объяснить слова эпиграфа. Все, что мы только что для себя открыли известно давным-давно, но от этого радость открытия не уходит.
Домашнее задание.
Выполните действия: а) х9•х16 б) х18:х3 в) (х4)3•х15 |
Из данных выражений найдите те, которые
равны 81. А) 34 Г) -92 Ж) -(-81)1 Б) (-9)2 Д) -(-9)2 В) -34 Е) -(-3)4 |
3. Найдите значение выражения:
А) 1 Б) 7 В) 711 |