Существенной составной современных педагогических технологий являются методы обучения. Эффективность каждого урока зависит от того, насколько полно на нем решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. От уровня педагогического мастерства преподавателя, его умения педагогически правильно и интересно проводить занятия, зависит качество преподавания, эффективность усвоения учебного материала студентами, их познавательной активности и интереса к предмету. В данной статье приводится материал для проведения не стандартного урока – деловая игра. Используемые приёмы побуждают интерес студентов к изучаемому материалу. Способствуют развитию творческих, аналитических способностей учащихся. В процессе игры студенты обучаются рассуждать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, то есть способствовать развитию у студентов продуктивного мышления. При проведении такого занятия идёт очень тесное взаимодействие преподавателя с учащимися, поэтому преподаватель должен хорошо знать свою группу студентов и её возможности.
Приводимая деловая игра может применяться для контроля знаний по разным предметам в широком диапазоне обучения. В статье описан метод проведения урока, в приложениях показаны задания для предмета математика по теме “Приложения производной” Приложение 5, план проведения урока Приложение 6.
Сценарий.
Перед началом игры учебная группа делится на две команды (экипажи), состоящие из 10 человек каждая. Экипажи получают домашнее задание: подготовить эмблему, девиз, название команды, составить карту расположения кораблей (Приложение 1), начертить поле боевых действий (Приложение 2), заполнить сейф карточками с координатами своих кораблей (Приложение 3). В команде выбирается капитан, который производит “выстрелы” по карте противника. Выбирается стратег, который отмечает “выстрелы” противника на своей карте. Выбирается связист, который в ходе игры передаёт задания и листы с ответами командам и жюри. Весь экипаж делится на две подгруппы, одна считается штабом (6 человек), а вторая разведкой (4 человека). В штаб лучше подбирать студентов, более подготовленных к предмету, в разведку более слабых.
1. Игра.
1.1 Организационный момент.
Команды – экипажи располагаются согласно схеме, указанной в Приложении 4. В сейфы команд помещаются карточки с координатами кораблей.
1.2 Правила игры.
- Каждый тур начинается с выдачи задания, которое связисты передают своим штабам и разведке.
- Команды решают предоставленные задания и через 10 минут через связистов передают их жюри.
- Проверенные задания, правильно выполненные штабом, дают командам один выстрел в противника. (Выстрел– открытие одной клетки на “карте боевых действий” противника.)
- Проверенные задания разведки дает выстрел, взятый из сейфа противника, то есть содержит координату противника корабля. (Если данная координата уже открыта, то производится выстрел по любой другой клетки на “карте боевых действий” противника.)
- После выдачи выстрелов производится по очереди пристрелка по карте противника.
- Каждый корабль соответствует одному участнику, поэтому если корабль “убивают” то участник пересаживается на плот.
- Во втором туре выдают задания штабу, разведки и плоту каждой команды.
- Игра продолжается до тех пор, пока все корабли одной из команд не будут потоплены.
1.3 Домашнее задание. Выполняется на 2 листах формата А1.
Название команды, эмблема, девиз (Приложение 4). Поле боя (Приложение 2).
2. Подведение итогов. Заключительное слово.
Итогом данной игры можно считать повышение общего уровня развития студентов, подготовка к дальнейшему образованию и самообразованию, приобретения навыка работы в малой подгруппе. Такой вид деятельности позволяет развить у студентов коллективное мышление, чувство товарищества и взаимопомощь. В процессе подготовки к конкурсу студенты используют как основную учебную литературу, так и дополнительно находят статьи в журналах и книгах