Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения:
с применением информационных технологий, парной и групповой работы.Дидактические цели:
1. Образовательные:
- обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
- отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
- совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
- ввести новый приём “аллитерация”.
2. Развивающие:
- создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
- развивать речь у детей, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
- обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитательные:
- создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
- показать значимость нравственной категории “человечность”;
- формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с видеороликом с музыкальным сопровождением, карточки для групповой работы, портреты поэтов: И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина; книги русских поэтов; карточки со словами "рифма", "интонация", "поэзия", "аллитерация", "олицетворение", "метафора"; рисунки учащихся к произведениям русских поэтов; карточки со словами для речевой разминки; оценочный лист; словарь настроений, толковый словарь русского языка С.И Ожегова.
Организация рабочих мест: парты расставлены по группам (2 группы); на столах карточки – схемы; оценочный лист; словари настроений; учебник "Литературное чтение" (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий)
Рекомендации по составу группы: группы сборные, в каждой должен быть и слабый, и сильный ученик.
Подготовка детей к уроку: деление учащихся на группы, подборка книг поэтов 19 века, иллюстрации к изученным произведениям.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Все ли готовы к уроку? Передадим хорошее настроение своему соседу по парте
хлопком в ладони.
– Как вы думаете, ребята, что нам пригодится для успешной работы на уроке?
(Ответы учащихся: знания, умение рассуждать, взаимовыручка и самооценка.)
– Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке литературного чтения.
II. Проверка домашнего задания.
А сейчас обратимся к вашему домашнему заданию. Расскажите, к какому стихотворению нарисовали рисунок и назовите автора. С каким настроением вы работали? Какое время года передали? Оцените свой ответ, поставив в оценочный лист отметку за этот вид деятельности. (Ученики представляют свои рисунки, оценивают свой ответ.)
III. Актуализация опорных знаний.
1. Возникновение проблемной ситуации.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового
знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого
учащегося.
– Сегодня мы завершаем путешествие по миру поэзии. Как вы думаете, что такое
поэзия? (Ответы детей: Стихотворное творчество; стихи, написанные поэтами.)
– Прочитайте предложения.
Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.
– Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.
– Что вы теперь скажете о поэзии?
– Сколько значений слова "поэзия" знаем теперь?
2. Работа со словарем
– Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
(Учитель зачитывает значения слова “поэзия” из словаря С.И.Ожегова:
изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.)
– Известный педагог Василий Сухомлинский писал: (Учитель читает слова на слайде.)
“Кто был глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность”.3. Сообщение темы урока.
– Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности.)
– Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь решить?
(Поэты.)
– Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.
“Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края” (звучит музыка).)
IV. Постановка учебной задачи и включение нового знания в систему знаний и повторения.
1. Цели и задачи урока.
– Итак, сегодня мы повторим и обобщим знания о произведениях русских поэтах 19 века, вспомним средства и приёмы лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине, познакомимся с новым приёмом аллитерация.
2. Речевая разминка. Дикционные упражнения.
– Я предлагаю вам упражнение для дикции.
– Читаем по указке молча, шепотом, тихо, громко.
Шум, блеск, всплеск, гам,
Гром, треск, плеск, трам!
– Похожи ли эти строки на стихотворение? Если да, почему?
– Один из признаков стихотворения рифма.
– Назовите ещё один признак стихотворения? (Интонация.)
– Прочитаем строки, выделив первое слово. Попытайтесь передать
радость.
– Читаем с интонацией удивления, выделяя четвёртое слово.
(Вывешиваются слова "рифма", "интонация".)
V. Обобщение знаний и открытие нового знания.
1. Выявление познавательного интереса.
– В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем
времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты,
мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого
человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
– Есть ли у вас любимые стихи о природе? Назовите автора. Прочитайте наизусть.
2. Выразительное чтение стихов наизусть.
(Чтение стихов учащимися: Ф.И. Тютчев “Весенняя гроза”, И.С.Никитин “Встреча зимы”, А.А. Фет “Весенний дождь”).
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
3. Выявление читательского опыта. Развитие навыков говорения.
– Назовите произведения, с которыми познакомились в разделе “Поэтическая
тетрадь”. (Учащиеся называют произведения.)
– Почему они объединены в “Поэтическую тетрадь?” (Это стихи о природе.)
4. Групповая работа. Видеоролик с вопросами от учителей русского языка и литературы по изученным произведениям.
– Ребята, сегодня к вам обратятся учителя литературы старших классов с
вопросами, позволяющими дать ответ, работая в группе.
– Работая в группе, нужно помнить о взаимном уважении друг к другу, выслушивать
мнение товарищей, приходить к единому ответу.
– Итак, вы готовы? Тогда начнём?
Видео-вопрос 1.
– Из какого стихотворения взяты эти строки:
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.
(Иван Савич Никитин “В синем небе плывут над полями”…)
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
Видео-вопрос 2.
– Найдите олицетворение. Что оно помогает почувствовать и понять?
(Шаром встаёт; лес обдаёт; восхищение поэта природой.)
– Ребята 1-й группы прочитают выразительно всё стихотворение
(чтение стихотворения по цепочке).
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
Видео-вопрос 3.
– Какие приёмы помогают Евгению Абрамовичу Баратынскому создать торжественное настроение в стихотворении “Весна, весна! Как воздух чист!”…
(Много восклицательных предложений, повторы, короткие слова, которые не употребляются в повседневной жизни, а только в книжной речи.)
– Послушаем ребят 2-й группы. Постарайтесь передать торжественное
настроение этого стихотворения (чтение стихотворения в парах).
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
Видео-вопрос 4.
– Почему слово “Осень” Иван Алексеевич Бунин пишет с большой буквы? (Автор
одушевляет осень, сравнивает её со вдовой, использует приёмы олицетворения и
сравнения.)
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
Видео-вопрос 5.
– Чего он достигает необычным изображением осени?
(Эти приёмы помогают ему нарисовать живой и печальный образ вдовы-Осени и дать всем понять, что красота осени недолговечна.)
– Зачитайте отрывок об образе вдовы – Осени. Почему её так назвал автор?
(Выборочное чтение.)
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
5. Знакомство с новым приемом
– Прочитайте последние восемь строк стихотворения (жужжащее чтение).
– Какие согласные звуки повторяются? (Ш-ш-ш-ш.)
– Этот приём повторения согласных звуков для усиления выразительности речи
называется аллитерация.
VI. Минутка отдыха.
Звучит музыка, ребята выполняют плавные движения похожие на явления природы: летят и падают снежинки, кружатся листики, идёт дождь….
– Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите, как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.
VII. Первичное закрепление нового знания. Работа с учебником. Работа в парах.
– Откройте учебник на стр.154.
– Найдите задание 3. Прочитайте, подготовьте выразительное чтение стихотворных
строк в парах, назовите авторов следующих строк и найдите аллитерацию.
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям. (И.С.Никитин “Встреча зимы”, с-с-с-с)
– Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)
VIII. Коллективная работа всех групп. Заполнение схемы в карточке.
1. Рассматривание картин известных художников о природе
– Посмотрите на картины. Перед вами картины великих русских художников
А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Левитан “Большая вода”, И.Левитан “Март”,
Исаак Левитан “Осень”.
– Какие чувства вызывают у вас эти картины? (Чувства гордости за нашу
природу, за её красоту, чувства гордости за свою великую Родину.)
– Обратимся к словам на слайде.
(Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!)
2. Работа в группах по карточке-схеме.
– Какими словосочетаниями могли бы дополнить схему “Родина”?
(Моя деревня, мой дом родной, милее нет,….(Родины моей)) (Приложение 2)
– Прочитайте схему “Родина”.
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
3. Вывод.
– Как вы понимаете пословицу: “Нет на свете ничего краше, чем Родина наша”?
(Ответы детей.)
– И художники, и поэты рисуют картины. Изображая красоту природы, родного
края художники пользуются красками, а поэты рисуют словами.
IX. Выполнение компьютерного теста “Поэты 19 века о природе родного края”.
Учащиеся работают за компьютерами, выполнят тест закрытого типа средствами текстового процессора Word с установкой флажковой формы. Учащиеся отвечают на вопросы “Кто из поэтов написал эти строки?” и выбирают вариант ответа “Да” или “Нет”.
X. Оценивание учащихся
(Работа с оценочным листом, самооценка учащихся.)
XI. Рефлексия деятельности (итог урока).
1. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
– Какую задачу ставили?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать ещё?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
– Обратите внимание на выставку книг. Произведений русских поэтов о природе
очень много. Я думаю, вы ещё не раз воспользуетесь лирическими произведениями.
– У вас, ребята, есть уникальная возможность в детском возрасте развивать умение
чуткого отношения к красоте родной природы, Родине именно через поэзию. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче2. Работа со словарем настроений
– Предлагаю вам в словарике настроений отметить своё настроение, которое у вас возникало в течение всего урока и хочу поблагодарить всех за хорошую работу. (Приложение 3.)