Экономическое развитие России во второй половине XIX века

Разделы: История и обществознание


Цель урока: рассказать о подъеме русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в., Охарактеризовать демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дать представление о положении дворянства и крестьянства в России.

Внутрипредметные связи: 1774–1776 гг. – реформы Тюрго во Франции; 1784 г. – изобретение Дж. Уаттом паровой машины; 1785 г. – изобретение печатной машины (Т. Белл).

План урока:

  1. Территория страны. Народы России.
  2. Сельское хозяйство.
  3. Помещики и крестьяне. Расслоение крестьянства.
  4. Промышленность.
  5. Внутренняя и внешняя торговля.

Основные понятия: миссионеры, экономические крестьяне, отходники, банк.

Важнейшие даты: 1762–1764 гг. – секуляризация церковных земель; 1769 г. – введение бумажных денег.

Оборудование урока: карта “Россия в 1760–1800 гг.”. Презентация к уроку в PowerPoint. (См. Приложение.)

Ход урока

Повторение:

Основные черты сельского хозяйства, промышленности и торговли в XVII в.

Изучение нового материала:

1. Территория страны. Народы России.

Опишите территорию Российской империи во второй половине XVIII в.

  • Какие земли входили в ее состав.
  • Показать на карте границы страны.
  • Вспомнить, каким образом присоединялись новые территории в XVII–XVIII вв.
  • Какие новые территории были присоединены при Екатерине?
  • Назвать численность населения страны во второй половине XVIII в.
  • Соотношение городского и сельского населения.
  • Города и их население.
  • Какие города были основаны при Екатерине Великой?
  • Обратить внимание на то, что многие основанные при Екатерине города носили именно промышленный характер.
  • Перечислить наиболее многочисленные народы, проживавшие на территории Российской империи.
  • Назвать религии, распространенные в стране.
  • Кратко охарактеризовать политику, проводимую правительством Екатерины II по отношению к. нерусским народам. Использовать карту при рассказе.

2. Сельское хозяйство.

  • Подчеркнуть, что Россия в XVIII в. являлась аграрной страной, сельское хозяйство оставалось основой экономики.
  • Охарактеризовать колонизационные процессы русского населения при Екатерине – основные направления.
  • Особо отметить важность новоприсоединенных земель на юге (Таврическая и Новороссийская губернии). Смешанное население в Новороссии – там, кроме русских и украинцев, осели поляки, евреи, болгары, сербы, немцы и др.
  • Отметить, что колонизация носила смешанный характер – сельский и городской.
  • Напомнить, что в сельском хозяйстве господствовали феодальные отношения. Крепостное право и его сущность. Рост эксплуатации крестьян во второй половине XVIII в. Увеличение барщины и оброка. Задайте вопрос классу: что такое барщина и оброк.

3. Помещики и крестьяне. Расслоение крестьянства.

  • Отметить возрастающие потребности помещиков в деньгах – почему это происходило?
  • Вопрос классу: каким образом помещик мог увеличить денежные поступления? (Торговля на рынке продуктами, произведенными в поместье; заведение мануфактур; взимание с крестьян подати деньгами.)
  • Подумайте, где и как в свою очередь крепостные крестьяне могли достать денег?
  • Сделать вывод: все эти изменения свидетельствуют как о развитии внутренней и внешней торговли, так и об увеличении емкости внутреннего рынка.
  • Обратить особое внимание на процесс расслоения крестьянства – еще один признак упадка феодализма. Отметить, что выделяются бедняки, вынужденные наниматься на работу и "капиталистые крестьяне", заводившие свои предприятия. Отметить, что все они по-прежнему находились в полной собственности помещика.

4. Промышленность.

  • Рассказать о возрастающем влиянии мануфактур в промышленности. Отметьте, что наибольших успехов достигли металлургия и текстильная промышленность (приведите цифры).
  • Сравнить использование крепостного и наемного труда в промышленности. Приписные крестьяне.
  • Рассказать о крестьянах-отходниках. Почему помещики соглашались отпускать их на заработки? Подчеркнуть, что отходник являлся наемным работником, и развитие отходничества содействовало распространению денежного оброка и росту капиталистических мануфактур.

5. Внутренняя и внешняя торговля.

  • Расширение обмена между городом и деревней.
  • Развитие торговли, внутренней и внешней.
  • Назвать крупнейшие ярмарки и показать их на карте.
  • Отметить особую роль во внешней торговле черноморских портов (торговля хлебом).
  • Охарактеризовать роль внешней политики Екатерины в увеличении внешней торговли России. Значение получения выхода к Черному и Средиземному морям.

Закрепление изученного материала.

Выполнение кроссворда.

Итог урока – в экономике России по-прежнему господствует феодализм, однако происходившие изменения все более отчетливо проявляли признаки его упадка и неизбежность роста новых, капиталистических отношений. В то же время отметьте, что в целом к концу царствования Екатерины экономика России находилась в цветущем положении и была на подъеме.

Домашнее задание по теме: § 25 (Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества.)