Цель урока: рассказать о подъеме русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в., Охарактеризовать демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дать представление о положении дворянства и крестьянства в России.
Внутрипредметные связи: 1774–1776 гг. – реформы Тюрго во Франции; 1784 г. – изобретение Дж. Уаттом паровой машины; 1785 г. – изобретение печатной машины (Т. Белл).
План урока:
- Территория страны. Народы России.
- Сельское хозяйство.
- Помещики и крестьяне. Расслоение крестьянства.
- Промышленность.
- Внутренняя и внешняя торговля.
Основные понятия: миссионеры, экономические крестьяне, отходники, банк.
Важнейшие даты: 1762–1764 гг. – секуляризация церковных земель; 1769 г. – введение бумажных денег.
Оборудование урока: карта “Россия в 1760–1800 гг.”. Презентация к уроку в PowerPoint. (См. Приложение.)
Ход урока
Повторение:
Основные черты сельского хозяйства, промышленности и торговли в XVII в.
Изучение нового материала:
1. Территория страны. Народы России.
Опишите территорию Российской империи во второй половине XVIII в.
- Какие земли входили в ее состав.
- Показать на карте границы страны.
- Вспомнить, каким образом присоединялись новые территории в XVII–XVIII вв.
- Какие новые территории были присоединены при Екатерине?
- Назвать численность населения страны во второй половине XVIII в.
- Соотношение городского и сельского населения.
- Города и их население.
- Какие города были основаны при Екатерине Великой?
- Обратить внимание на то, что многие основанные при Екатерине города носили именно промышленный характер.
- Перечислить наиболее многочисленные народы, проживавшие на территории Российской империи.
- Назвать религии, распространенные в стране.
- Кратко охарактеризовать политику, проводимую правительством Екатерины II по отношению к. нерусским народам. Использовать карту при рассказе.
2. Сельское хозяйство.
- Подчеркнуть, что Россия в XVIII в. являлась аграрной страной, сельское хозяйство оставалось основой экономики.
- Охарактеризовать колонизационные процессы русского населения при Екатерине – основные направления.
- Особо отметить важность новоприсоединенных земель на юге (Таврическая и Новороссийская губернии). Смешанное население в Новороссии – там, кроме русских и украинцев, осели поляки, евреи, болгары, сербы, немцы и др.
- Отметить, что колонизация носила смешанный характер – сельский и городской.
- Напомнить, что в сельском хозяйстве господствовали феодальные отношения. Крепостное право и его сущность. Рост эксплуатации крестьян во второй половине XVIII в. Увеличение барщины и оброка. Задайте вопрос классу: что такое барщина и оброк.
3. Помещики и крестьяне. Расслоение крестьянства.
- Отметить возрастающие потребности помещиков в деньгах – почему это происходило?
- Вопрос классу: каким образом помещик мог увеличить денежные поступления? (Торговля на рынке продуктами, произведенными в поместье; заведение мануфактур; взимание с крестьян подати деньгами.)
- Подумайте, где и как в свою очередь крепостные крестьяне могли достать денег?
- Сделать вывод: все эти изменения свидетельствуют как о развитии внутренней и внешней торговли, так и об увеличении емкости внутреннего рынка.
- Обратить особое внимание на процесс расслоения крестьянства – еще один признак упадка феодализма. Отметить, что выделяются бедняки, вынужденные наниматься на работу и "капиталистые крестьяне", заводившие свои предприятия. Отметить, что все они по-прежнему находились в полной собственности помещика.
4. Промышленность.
- Рассказать о возрастающем влиянии мануфактур в промышленности. Отметьте, что наибольших успехов достигли металлургия и текстильная промышленность (приведите цифры).
- Сравнить использование крепостного и наемного труда в промышленности. Приписные крестьяне.
- Рассказать о крестьянах-отходниках. Почему помещики соглашались отпускать их на заработки? Подчеркнуть, что отходник являлся наемным работником, и развитие отходничества содействовало распространению денежного оброка и росту капиталистических мануфактур.
5. Внутренняя и внешняя торговля.
- Расширение обмена между городом и деревней.
- Развитие торговли, внутренней и внешней.
- Назвать крупнейшие ярмарки и показать их на карте.
- Отметить особую роль во внешней торговле черноморских портов (торговля хлебом).
- Охарактеризовать роль внешней политики Екатерины в увеличении внешней торговли России. Значение получения выхода к Черному и Средиземному морям.
Закрепление изученного материала.
Выполнение кроссворда.
Итог урока – в экономике России по-прежнему господствует феодализм, однако происходившие изменения все более отчетливо проявляли признаки его упадка и неизбежность роста новых, капиталистических отношений. В то же время отметьте, что в целом к концу царствования Екатерины экономика России находилась в цветущем положении и была на подъеме.
Домашнее задание по теме: § 25 (Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества.)