Склонение имен прилагательных в единственном числе. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


План – конспект урока.

Этапы урока Ход урока Примечание
Мотивационный настрой – Ребята, посмотрите друг на друга , на гостей, улыбнитесь друг другу и пожелайте всего хорошего. Мы начинаем урок русского языка. Скажите, а зачем нам русским людям нужно изучать русский язык?  
 

Чистописание.

Угадай букву:

  1. На эту букву посмотри:
    Она совсем как цифра 3.
  2. Палочка и палочка,
    Между ними галочка.
    И понятно стало всем:
    Получилась буква … М.

– Какие буквы мы будем писать? (Показ рисунка на доске зм ззмм продолжи цепочку букв.)

Угадай загадку:

Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)

Запишите это слово и подберите однокоренные слова. (Мороз, морозный, заморозки, морозец.)

– Какое слово лишнее, почему? (Мороз – 2слога, морозный – прилагательное, заморозки – есть приставка.)

 

 

 

 

 

R* – подчеркни самую красивую цепочку, слово.

Целеполагание. А теперь закройте глаза, послушайте музыку и попробуйте нарисовать картину, которую увидели, словами.

(Звучит музыка Прокофьева “Тройка”.)

– Ребята, что вы услышали и представили?
– А когда можно ездить на тройке с бубенцами?
– Звон бубенцов был какой?
– А снег под копытами какой? (Снег – скрипучий, хрустящий, певучий.)
– Как называются слова, которые вы использовали для описания звона бубенцов и снега?
– Кто уже может назвать тему нашего урока? Цели?
– А для чего в предложениях нужны имена прилагательные?

 

 

Ответы детей:
(Звон-мелодичный, веселый, переливчатый.)
(Снег-скрипучий, хрустящий, певучий.)

 

 

Актуализация знаний.

Учитель: – Я предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр и посмотреть отрывок из произведения Фонвизина “Недоросль”.

Правдин: Грамматика, что ж в ней вы знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя, существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

Правдин: Да, в грамматике он силен.

Учитель: Ребята, кто согласен с этим утверждением Митрофанушки? Кто не согласен? Почему?

– Ребята, мы с вами работаем над проектом “Имя прилагательное”, что же мы узнали об этой части речи? (Приложение 1. Слайд 2.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему герои не поняли друг друга?

 

 

Закрепление знаний об именах прилагательных (род, число). – В начале урока мы договорились прочитать послания зимы. Готовы получить первое послание?

Белая вата плывет куда-то.
Что это, ребята? (Облака.) (Слайд 3.)

– Что это за слова? Как вы думаете, какое задание хотела задать нам Зима, отправляя к нам облака?
– Вы абсолютно правы! Запишите слова в столбики.
– Проверка. (Слайд 4.)
– Про что можно сказать белый, пушистый, первый (снег).– 2, 3 ст.– аналогично.
– Какие слова вы не записали? Почему ? Про что это?

 

 

Предложения детей.

 

Проверка выполненной работы, R*

Физминутка.

Мы работали, трудились
И немного утомились.
За окном стоит зима,
Там в снежки идет игра.
Поиграем же и мы,
Вот летит снежок, лови.
И скорее без запинки
Признак назови … снежинки…

 

 

(Лед, ветер,мороз, иней, елка, лыжи, солнце.)

Творческая мастерская. – Ребята, давайте еще раз уточним, зачем нам нужны имена прилагательные?
– Зима тоже так думала, когда писала рассказ. И получился он очень хороший. Да вдруг откуда не возьмись налетел ветер, поднял в воздух все имена прилагательные и унес с собой. И вот что осталось в руках у бедняжки зимы.

Посмотрите: нравится вам эта картинка и рассказ , который остался у Зимы? (Слайд 5.)

Как вы думаете, какое стало у зимы настроение, когда она увидела свой рассказ в этом виде?

– Можем ли мы исправить ее настроение? Как?

 

 

 

 

Ответы и предложения детей о том, как исправить у Зимы настроение.

Рефлексивный момент. (-R*) – Прочитайте, исправленный вами текст.
– Как думаете, исправилось ли у Зимы настроение? Проверим? (Слайд 6.)
Если осталось время, то можно использовать Слайды 8, 9.
Подведение итога урока. Домашнее задание. – Ребята,наш урок подошел к концу. Пора подвести итог. (Слайд 7.)
– Ребята, я прошу вас самих предложить задание на дом в рамках нашего проекта.
– Ребята, как вы думаете, мы закончили работу над проектом?(слайд №7)
Дети предложили сочинить стихи, сказку, рассказ, нарисовать рисунок и т.д.

Работу над проектом мы не закончили, так как у нас еще остались открытые вопросы.

Приложение 2.