Цели урока:
- Дидактические: познакомить детей с историей одежды; расширить и систематизировать представления детей об одежде; формировать бережное отношение к одежде в своей социальной среде; развивать представления детей о пространстве и времени;
- Развивающая: развивать у учащихся познавательные процессы: (мышление, воображение, память, внимание), эмоциональную сферу, творческие способности;
Задачи урока: познакомить детей с историй одежды, с разнообразием современной одежды; показать, что с помощью одежды человек может проявлять уважение к себе и окружающим; научить внимательно относиться к свой одежде. Урок проводится с опорой мультимедийной Презентации, которая демонстрируется на экран.
Оборудование:
- Конверты с бумажными куклами и одеждой для работы в парах.
- Мультимедиа установка, экран, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1 (“Добрый день”!)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
2. Вступительная беседа.
– Сегодня мы с вами окажемся в прошлом. И оттуда будем двигаться в настоящее.
А как вы думаете, кто будет путешествовать вместе с нами?
– Правильно, это Муравьишка Вопросик. (Слайд 2.) Но сегодня он пришёл к
нам не с пустыми руками. Что он принёс?
–Да, ребята, чемодан у Муравьишки не простой. В нём лежат загадки. Сейчас мы с
Вопросиком будем их загадывать. А как только мы отгадаем загадку, из чемодана
появится отгадка. Вы готовы?
Загадки.
- Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Слайд 2а.)
- У нее есть капюшон, бывает мехом опушен. (Слайд 2б.)
- Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Слайд 2в.)
- Упрятались голышки
В лохматые мешки:
Четверо вместе,
Один – не на месте. (Слайд 2г.)
- Есть у белок, есть у мышки, есть у серого зайчишки.
И в холодный день зимы в ней гулять выходим мы. (Слайд 2д.)
– Как вы думаете, что лишнее? Почему? (Ботинки, т.к. это обувь.)
– Как можно назвать одним словом все оставшиеся предметы? (Одежда.)
– О чём будет идти разговор на уроке?
– А что вы хотите узнать об одежде?
– Итак, сегодня мы вместе с Муравьишкой Вопросиком будем путешествовать из
прошлого в настоящее и говорить об одежде? Тема урока: “Одежда людей в прошлом и
теперь” (Слайд 3.)
3. Основная часть.
1) – Ребята, а что же такое одежда? (Ответы детей.)
– Где мы можем посмотреть точное значение слова? (В словаре.)
– Правильно. Можно узнать значение слов в толковом словаре. Вот как
объясняется это слово в толковом словаре С.Ожегова: “Одежда – совокупность
предметов, которые покрывают тело”. (Слайд 4.)
– А что такое совокупность? (Это группа.)
2) – Как вы думаете, а когда появилась одежда? (Ответы детей.)
– Посмотрите на экран. (слайд 5) Это – лента времени. Наша планета Земля
существует уже миллиарды лет и люди живут на ней миллионы лет. Они условно
разделили время существования на Земле на 2 периода: до нашей эры и наша эра. Вы
сказали, что одежда появилась очень давно. А как давно? До нашей эры или в нашу
эру? (Ответы детей.)
– Выходит, если одежда появилась в нашу эру, то до нашей эры люди ходили
раздетые? Давайте, почитаем в учебнике, что нам об этом говорит Мудрая Черепаха.
(Чтение текста на стр.80 и беседа по содержанию.)
– Когда появилась одежда?
– Во что одевались первобытные люди?
– Когда жил первобытный человек до нашей эры или в нашу эру?
– Значит, неверна была наша гипотеза и теперь мы точно можем сказать, когда
появилась одежда. Когда? (Рисунок на ленту времени; Слайд 5а.)
– Что позднее научились делать люди?
– Что стали делать из ткани?
– Итак, из далёкой древности мы продвигаемся вперёд. Постепенно человек из шкур
переоделся в ткань. Но это была ещё совсем не та одежда, к которой мы привыкли.
Рассмотрите изображение человека в сандалиях и голубом наряде. Такую одежду
носили в Древней Греции. Называлась она – хитон. Её ещё не шили. Просто брали
большой прямоугольныё кусок ткани и оборачивали вокруг тела несколько раз. Концы
закалывали булавкой или брошкой. (Слайд 5б)
– Время шло. Люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы и шляпы.
Костюмы стали отличаться большой выдумкой, изобретательностью.
– Рассмотрите людей, изображённых рядом с греком. Кто так одевался? (Слайд
5в, 5г.)
– Кто из вас скажет, а во что оделся Муравьишка Вопросик?
– Значит, была и особая одежда для защиты в бою. Из чего была сделана такая
одежда? Почему? (Ответы детей.)
Физкультминутка.
“Оловянный солдатик”
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий…
Ногу левую (правую) прижми…
Да смотри не упади!
3) – Ребята, а удобно ли нам носить такую одежду?
– Для нашего удобства современная одежда очень разнообразна. В чём мы с вами
ходим сегодня? Отличается ли одежда по временам года? Что мы надеваем зимой,
осенью, весной и летом? (Ответы детей.)
– Зачем нам так много одежды? Неужели нельзя обойтись только зимней одеждой
или только летней?
– Мы живём в стране, где погода сильно меняется в разные времена года, поэтому,
чтобы не болеть, мы вынуждены менять нашу одежду в зависимости от погоды.
– Рассмотрите верхний рисунок на с. 81. Как вы думаете, где живут люди,
изображённые здесь?
– Как вы думаете, где живут эти люди? Почему? (Стр.81.)
– Значит, по одежде можно узнать, где живет человек.
– В разных ситуациях человек надевает разную одежду.
– Можно ли догадаться по одежде, в какой жизненной ситуации находится человек?
– Рассмотрите рисунки на с. 81.Прочитайте надписи.
– На какие группы можно разделить одежду?
– Что значит “деловая одежда”? Что именно относится к деловой одежде? Куда в
такой одежде ходят взрослые, дети?
– Что относится к “спортивной одежде? Какая спортивная одежда есть у вас? В
каких случаях вы её надеваете?
– Что такое “рабочая одежда”? Значит ли это, что в неё должны ходить только
рабочие? В каких случаях вы наденете рабочую одежду?
– В чём удобно ходить дома? В чём дома ходят ваши родители? А вы сами? Можно ли
в домашней одежде отправиться в гости? Удобно ли в халате играть в футбол или
волейбол?
4) Практическая работа.
– В конвертах лежат бумажные куклы и одежда. Сейчас вы будете работать в парах. Задание: одеть кукол так, чтобы это соответствовало следующей жизненной ситуации:
А) Лето. Вы идёте на пляж.
Б) Вы идёте 1 сентября в школу.
В) Вы сидите дома и смотрите телевизор.
5) – Можно ли по одежде узнать, кем работает человек?
– Кого можно узнать?
– Люди некоторых профессий носят специальную одежду называемую формой.
Догадайтесь, кто хозяин этих костюмов (учебник стр.81)
– По одежде мы можем узнать, кем работает человек.
4. Подведение итогов.
– Вот и добрались мы по ленте времени до наших дней. Мы побывали в прошлом и
вернулись назад. Как менялась одежда со временем?
– Из чего делали одежду первобытные люди?
– Что изобрели потом?
– Какую роль играет одежда в жизни человека?
– Как мы должны относиться к одежде? Вот послушайте стихотворение и скажите,
можно ли так поступать с одеждой?
Что такое быть опрятным?
Значит чистым, аккуратным.
Чтоб штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр.
Но, бывает, у детишек, на коленях по дыре
От сражений во дворе.
Так знакомый Поросенок проводил свой день в саду.
Очень пачкался ребенок папе с мамой на беду.
Мама сына баловала, утром чисто одевала.
Приходила забирать – не могла его узнать.
За сынка она стыдится.
Так, ребята, не годится!
– Нужно помнить правило (Слайд 6.)
Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр и пятен!
Слайд 7. (“Спасибо за работу”!)