“Человек может жить до 100 лет.
Но мы сами своей невоздержанностью,
своей беспорядочностью, своим
безобразным обращением с собственным организмом
сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры”.
И.П. Павлов.
Введение.
Проблеме здоровья сейчас уделяют большое внимание. Об этом говорится на всех уровнях, вплоть до Президента. Естественно, что возросло внимание и к здоровью учащихся. В школах продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, что приводит к нарушениям осанки, гиподинамии. Многие школьники предпочитают проводить свободное время у телевизоров и компьютеров. Тревогу вызывает рост числа юных курильщиков, наркоманов, массовое потребление пива, токсикомания, приобретающая всё более массовый характер. Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования.
Так возникла необходимость разработка в нашей школе здоровьесберегающей программы, которая направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания.
Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью – важная социальная задача людей.
Одним из направлений осуществления этой программы является деятельность школьной агитбригады, направленную на антинаркотическую и антиалкогольную пропаганду. Выступление агитбригады способствует укреплению соматического и психоэмоционального здоровья, формированию убеждения в важности и красоте физической культуры; культивирует здоровый образ жизни и негативное отношение к вредным привычкам; дает возможность участникам продемонстрировать свои знания и умения по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Подготовительный этап.
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы.
1). Учащимся на уроках биологии (или классных часах) предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты.
Анкета:
- Что такое наркомания: болезнь, вредная привычка или преступление?
- Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?
- Чай, кофе, сигареты, пиво – это наркотики?
- Как ты относишься к наркоманам; ненавидишь, равнодушен или жалеешь?
- Приведи самый, по вашему мнению, аргумент в пользу отказа от этих вредных привычек.
2). Объявляются конкурсы стенгазет, плакатов, сочинений, стихов на тему: “Наркотикам мы скажем – НЕТ!”.
3). Разрабатывается сценарий выступления агитбригады.
4). Для успешного проведения выступлений учителю необходимо подготовить ведущих и активную группу школьников.
5). Подготавливается зал для проведения мероприятия (развешиваются плакаты, стенгазеты, устанавливается мультимедиа, микрофоны. Необходимо наличие затемнения, музыкального центра или компьютера.
6).Разрабатываются и распространяются листовки с антинаркотической пропагандой.
7). Проводятся спортивные игры, соревнования, тренинговые соревнования, тематические беседы.
8). Изготовляются буклеты.
Участниками выступления агитбригады могут быть старшеклассники данной школы, учительский состав, родители учащихся, преподаватели ДЮКФП.
Место проведения: Р.п. Тевриз, МОУ “Тевризская средняя общеобразовательная школа № 1”.
Время проведения: Март 2010 год.
Продолжительность выступления – 2 часа.
Цели:
- пропаганда здорового образа жизни;
- гражданско-патриотическое воспитание школьников;
- воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;
- формирование представления о негативных представлениях воздействия наркотиков на физическое и духовное здоровье человека;
- приобщение к ценностям здорового образа жизни через инновационные технологии.
Задачи:
- формирование духовно-нравственного облика нового поколения;
- демонстрация подросткам значения здорового образа жизни в становлении личности человека;
- привлечение детей и подростков к систематическим занятиям
- физической культурой и спортом;
- формирование навыков уверенного поведения;
- повышение информированности о видах группового давления;
- создание путем проведения широкого круга мероприятий стимулов, способствующих вовлечению всех школьников в оздоровительные мероприятия.
Содержательная часть выступления школьной агитбригады.
(Звучит фонограмма “Я хороший мальчик”.)
1-й ведущий.
С соской сын пришел к отцу
И спросила кроха..
1-й сын. Папа, это хорошо или это плохо?
2-й ведущий.
Папа сыну отвечал
На вопрос курьезный…
Если б соску не сосал,
Был бы ты серьезный.
Брось ее, и в тот же миг
Повзрослеешь ты старик!
Давай-ка парень, для разрядки
Займемся лучше физзарядкой!
(Фонограмма “Физзарядка”. Вносят велосипед.)
1-й ведущий.
Год прошел, седьмой грядет.
Мальчик в первый класс идет.
И отцу (хоть и подрос)
Задает опять вопрос…
2-й сын.
Там у школы два мальчишки
Зажигают часто спички.
Подскажи, ну как мне быть,
Предлагали закурить.
Я попробовал – отрава
Эти сигареты “Ява”.
Как же можно их курить,
Так здоровью – то вредить?
2-й ведущий.
Подумал папа и в ответ
Сыну дал такой совет…
Кто сигареты поджигает –
Жизнь на годы сокращает
Окружающим, себе,
Может быть, тебе и мне.
(Сын рассматривает велосипед.)
Велосипед тебе – катайся!
А друзей ты не стесняйся,
Вдруг предложат закурить –
Откажись, ты слышишь, Вить?
(Фонограмма “Велосипедисты”.)
1-й ведущий.
Дни летят, идут года.
Сын растет как никогда.
10 классов за спиной,
Стал сынок совсем большой.
Деньги просит без конца
У поседевшего отца.
Для чего не говорит,
Принимает умный вид.
В подворотне с “друганами”
Пиво пьет и ест “салями”,
Но отец про все узнал,
Сына на ковер позвал.
Папа.
Ты ответь мне, сын родной,
Если пьешь, то ты крутой?
Ведь спиртное – это яд!
Пусть дружки – то говорят,
Что попробуешь разок
И узнаешь жизнь, браток!
Это все вранье – не верь,
Мигом втянешься, поверь.
Алкоголь туманит разум,
Лучше брось ты это сразу!
На, рюкзак ты свой возьми
И в поход скорей иди.
Посмотри ты на природу,
Ведь в любую непогоду
Все прекрасно, сынка, в ней
Для людей и для зверей,
Набери себе здоровья
И для будущих детей.
(Фонограмма.)
2-й ведущий.
Не поверил Витя словам:
Ему показалось мало 100 грамм.
Захотел он новое чувство познать
И начал наркотики употреблять.
Папа.
А если на иглу ты сел,
Считай теперь – могила!
Осунулся и одряхлел.
Куда девалась сила?
Любой наркотик – это яд,
Опасный для здоровья.
(Фонограмма. Влетает НЛО, инопланетяне исполняют танец.)
Инопланетянин (юноша),
Нас постигло великое горе:
На нашей планете наркотиков – море,
Ловили мы кайф с утра до утра,
Но вскоре мы поняли:
Смерть к нам пришла.
Инопланетянка (девушка),
Погибли родные, погибли друзья,
Осталось нас двое:
Вот брат мой и я!
Мы просим вас люди,
Перестаньте дурить!
Инопланетянин (юноша),
Не нужно колоться
И хватит вам пить!
Все вместе решите проблему эту
И сберегите родную планету!
(Фонограмма. НЛО улетает.)
3-й сын.
Какие – то глюки пошли у меня…
А вдруг это правда, не верю друзья!
(Звучит тревожная музыка. На сцену входят фигуры в черных балахонах, в руках они держат зажженные свечи. Это – души умерших, лица их скрыты под капюшонами.)
Души:
– Я ребенок – инвалид. Мои родители – алкоголики. Я родился с врожденным
пороком сердца и умер в возрасте 5 лет на операционном столе. Мои родители до
сих пор живы…
– Мой отец постоянно курит, прямо на кухне. Но раком легких почему – то заболел
я. После длительного лечения, не выдержав боли, я выбросился из окна. Мне было
14 лет…
– Я стала употреблять наркотики, когда училась в училище. Думала, что только
попробую. Умерла в 17 лет от передозировки…
– Мои родители употребляли наркотики. Папа умер от передозировки еще до моего
рождения… Я родилась со страшным диагнозом – СПИД… Умерла в 4 месяца…
(Души поют на мелодию песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.)
Мы были рождены, чтоб в счастье жить,
Узнать любовь и видеть свет.
Судьбу и бога нам пришлось спросить:
Кто виноват, кто даст ответ?
И вы, увидев нас, не прячьте взгляд:
Никто из нас ни в чем не виноват.
Страданья только в жизни видели:
Печаль и страх, слепую боль.
СПИД, алкоголь, табак, наркотики
Сыграли в жизни злую роль.
Давайте Землю вместе защищать,
Ведь очень страшно рано умирать…
(На фоне музыки звучат слова ведущего.)
Вглядись планета, в их глаза –
Свое увидишь отраженье.
Смотреть и не смотреть нельзя.
В них приговор. И нет прощенья.
Останови, планета, бег!
Чтоб каждый мог других услышать,
И чтобы каждый человек
Обрел надежду выжить.
(Свет в зале зажигается. Все участники – на сцене.)
Не нужны кошмары дурацкие эти –
Ни мне, ни родным, ни нашей планете.
Давайте покончим с бедой навсегда,
Ведь мир – это наша большая семья.
Мы не вернемся в тот сон никогда.
Здоровый образ жизни выбираю Я!!!!!!!!!
(Все повторяют) “ И я, и я..”
(Демонстрация видеофрагмента по теме “Мы за здоровый образ жизни!”)
3-й сын (показывает в зал). А вы какого мнения?
(Фонограмма хода и боя часов.)
1-й ведущий. Друзья, давайте подведем итог. В чем заключается социальная опасность и вред различного рода наркотиков.
2-й ведущий. Во-первых, наркоман – объективно – плохой работник, поскольку его физическое состояние неудовлетворительное.
1-й ведущий. Во-вторых, наркоман – субъективно плохой работник, так как все его мысли заняты поиском наркотического вещества.
2-й ведущий. В-третьих. Наркоманы наносят обществу материальный ущерб, являясь источником несчастных случаев, вызывая аварии, портя имущество.
1-й ведущий. В-четвертых, наркоманы наносят обществу моральный ущерб, совершая правонарушения – воровство, грабежи, проституция, растраты ит.д.
2-й ведущий. В-пятых, наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, не давая близким возможности для нормальной жизни.
1-й ведущий. В-шестых, наркоманы совершают преступления по отношению к потомству, отравляя своих будущих детей.
2-й ведущий. В-седьмых, наркоманы деградируют физически и морально, не оправдав ожиданий родителей. При этом они успевают втянуть в этот порок других людей.
1-й ведущий. В-восьмых, употребление наркотиков безнравственно само по себе. Для наркомана понятие добра и справедливости утрачивают свою значимость.
2-й ведущий. Вот почему наркотикам мы говорим НЕТ, А здоровому образу жизни – ДА!
1-й ведущий.
Никогда друзья не поздно
Встать на правильную жизнь.
Лишь было бы желание –
Иди учись, иди трудись!
И в жизни, без сомнения,
Всего добиться можно,
Коль разум твой и воля
Всегда трезвы и тверды.
И мы помочь готовы
Стремлением прекрасным.
Да здравствует здоровый
И трезвый облик ясный!!!!!
После окончания выступления агитбригады ребятам школы и гостям раздаются листовки с антинаркотической пропагандой.
Звучит веселая, задорная музыка, школьники танцуют, проводятся эстафеты.
Литература:
- О.Н. Моисеева, И.И, Тараданова. Выбираем мир без наркотиков. Учебное пособие для обучающихся 7–11 классов. Омск 2003 год.
- В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели в школе. Изд. “Учитель” 2001 год.
- Газета “Последний звонок” № 4 за 2001 год.
- Журналы “Биология в школе” № 2 за 2005–2007 годы.
- Журналы “Здоровье” за 2007 год.
- Книга о здоровье М., Изд. “Медицина”, 1988 год;
- Молодова Л.П, Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1999 год.
- БерезинС.В,, Лисецкий К.С,, и др. Психология ранней наркомании. – Самара 2002 год.