Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями в здоровье выдвигает коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приорететных. 90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры проинформировали о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. При этом в первую очередь страдает речь ребенка, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.
Поэтому социальной политикой государства предусмотрено создание сети учреждений, деятельность которых направлена на реабилитацию детей с речевой патологией. Так на базе МДОУ функционирует группа, в которой обучаются дети с речевой патологией. Особенностью воспитанников является некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.
Для устной речи детей с речевой патологией характерны дефекты в воспроизведении звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной её стороны.
На основе анализа состояния здоровья детей в группе для детей с речевой патологией наиболее часто отмечаются нервно-психические расстройства. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей. В качестве основополагающих принципов можно выделить:
*Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для нормального психофизиологического состояния.
* Творческий характер образовательного процесса.
* Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
* Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями
становления психических функций. Прежде всего, переход от совместных действий к
самостоятельным, от действия в материальном плане по материальной программе к
речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых
поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
* Учет системного строения высших психических функций.
* Осознание ребенку успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет
необходимости быть необъективным – он может выделить какой– то кусочек. Или
аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
* Рациональная организация двигательной активности.
* Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности,
регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления,
смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание
переутомления детей.
* Обеспечение прочного запоминания. Научно-обоснованная система повторения –
необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
В коррекционной работе необходимо учитывать, что у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек правое. Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие гуманитарное. Образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений; пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое. Логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительное и сенсорное восприятие.
У детей с общим недоразвитием речи речевые нарушения сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о грубом повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. У некоторых детей наблюдается церебрастенический синдром, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений функций внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; а в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.
Учитель – логопед в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является – фонетическая ритмика.
Дети легко “заряжаются” эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как начинают плакать или смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым, животным). Все эти природные способности детей использует фонетическая ритмика.
В научной литературе давно доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения являются стимулятором, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Речь активно начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, коррекционная работа выстраивается в направлении от движения к речи, что с успехом реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный и речевой.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Цели, которые определяют занятия по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
– соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием
общей моторики;
– развивать фонематический слух и использовать его в ходе формирования и
коррекции произносительных навыков.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:
– нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи;
– формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;
– правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах,
словах, фразах;
– восприятие, различение и воспроизведение различных речевых ритмов;
– умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на речевых занятиях характеризуются тремя основными элементами: напряженность, интенсивность, время. Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их произведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений – напряженность. Интенсивность определяет динамику речи, т.е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или иного звука. Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительности или краткости.
С самого начала занятий с использованием фонетической ритмики следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков с этими звуками, начинаются с трёх исходных положений (И. п):
1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков (кроме /и/, /к/,/ л/,/ р/).
2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинаются движения для звуков /и/, /к/,/л/.
3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И.п. для звука /р/.
При произнесении гласных звуков движения: плавные, слабые, достаточно длительные.
При произнесении глухих согласных /П/, /Т/, /К/ движения: движения быстрые, резкие, напряженные, а при произнесении парных звонких согласных – быстрые, но расслабленные.
Когда произносятся глухие звуки /С/, /Ш/, /Ф/, /Х/ движения будут – плавные, слегка напряженные, длительные. При произнесении звонких согласных /З/, /Ж/, /В/ – движения напряженные, сильные, удлиненные.
Часто у детей с речевой патологией возникают трудности при произнесении сонорных звуков. Фонетическая ритмика, здесь, так-же предусматривает движения. Например, при произнесении носовых /М/, /Н/ движения рук идут от крыльев носа, по характеристикам: медленные, плавные, слегка напряженные. При произнесении /Р/ мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитируется вибрация.
Музыка и слово помогают или активно реализовывать движение, или затормозить моторную реакцию музыка оказывает влияние на качество исполнения – улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.
При проведении занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики необходимо:
1. Проводить занятия регулярно 3–5 раз в неделю.
2. Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.
3. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.
4. Каждое упражнение выполняется 3–5 раз. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!
5. На каждом занятии педагог должен чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.
6. На первых порах следует исключить резкие движения.
7. Есть дети, для которых начальный этап – пассивный. Нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений. Очень скоро дети привыкают к тому, что делают педагог и другие дети, и у них появляется интерес и желание поучаствовать в игре, и они начинают подражать.
8. Знакомить детей со звуками следует начинать с самых простых для произношения переходя к более сложным (гласные звуки: /а/, /о/, /у/, /э/, /и/, /ы/; согласные звуки: /м/, /н/, /ф/, /в/, /п/, /б/, /т/, /д/, /к/, /г/, /х/, /с/, /з/, /ц/, /ш/, /ж/, /ч/, /щ/, /л/, /р/, /й/, йотированные гласные).
9. Положительная оценка каждого выполненного упражнения.
10. Игровые упражнения могут выглядеть как отдельное занятие или как часть речевого занятия, могут использоваться в качестве динамических пауз.
Регулярное проведение речевых занятий с использованием фонетической ритмики показало, что:
– у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и
координация движений;
– улучшается фонематический слух;
– нормализуется речевое дыхание;
– формируется умение изменять силу и высоту голоса;
– улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
– уточняется артикуляция имеющихся звуков, создается база для постановки
отсутствующих звуков, более быстрый процесс автоматизации звуков;
– повышается речевая активность детей.
Литература.
- Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт “Фонетическая ритмика”. Практикум по работе со слабослышащими детьми. М., 1996.
- Н. Ю. Костылева “Покажи и расскажи”. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. М., 2007.
- А. А. Мухина “Речедвигательная ритмика”. М., “Астрель” 2009.