Пульсометрия. Баскетбол. Совершенствование выполнения основных передач мяча. 6-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 6


Цели урока:

  1. Создать для учащихся необходимые условия для совершенствования основных передач мяча. Объяснить учащимся, что такое пульсометрия и научить её осуществлять. Выявить, как изменяется ЧСС при нагрузке.
  2. Способствовать формированию чувства ответственности при работе в группе;
  3. Способствовать развитию быстроты, ловкости, точности движений и оперативности мышления.
  4. Совершенствовать выполнение учащимися основных изученных передач мяча.
  5. Развивать умение применять приобретённые навыки в спортивно-игровой деятельности. Развивать координационные способности.
  6. Учиться анализировать выполненную работу.

Задачи:

1. Образовательные:

  • ознакомление с понятием «пульсометрия»;
  • совершенствование умения выполнять основные передачи мяча в баскетболе.

2. Развивающие:

  • развитие координационных способностей (к реагированию, согласованию движений, к перестроению двигательной деятельности, к кинестетическому дифференцированию);
  • развитие умения применять полученные навыки в процессе игровой деятельности.

3. Воспитательные: развитие волевых качеств, чувства коллективизма.

Время проведения – 40 минут. Место проведения – спортивный зал МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа».

Необходимый инвентарь и оборудование:

  • баскетбольные мячи по количеству учащихся, секундомер;
  • контрольные листы с начерченной осью координат по количеству учащихся;
  • ручки или фломастеры.

Ход урока

Часть урока Содержание упражнений Дозировка Методические указания Примечания
Подготовительная часть (15 минут). 1. Построение. Приветствие. Объявление темы и задач урока.     Время подготовительной части несколько увеличено за счёт объяснения в начале урока новой темы.
2. Объяснение понятия «пульсометрия». Показ правильных способов замера пульса. Замер пульса, фиксация результата одного из учащихся на доске.   Вы знаете что такое пульс? (Кто-то из учащихся может ответить правильно. Поощрить правильно ответившего.)

Да, правильно, пульс – это биение крови о стенки кровеносных сосудов. Пульс отражает частоту сердечных сокращений. На некоторых участках тела можно почувствовать биение пульса через кожу.

Можете показать где можно измерить пульс?

В состоянии относительного покоя у подростков вашего возраста нормой считается показание пульса от 70 до 80 ударов в минуту.

Как вы думаете, что происходит с пульсом, с сердцебиением при физической нагрузке? Выслушать ответы детей. Давайте замерим пульс в середине урока и узнаем наверняка, повышается ли он после нагрузки, или же физические упражнения на изменения показаний ЧСС не влияют..

Используются заранее подготовленные контрольные листы с вычерчеными на них осями координат.

На листах, прикреплённых к стене, учащиеся точками отмечают свои результаты пульсометрии.

3. Ходьба по залу:
  • без задания,
  • на носках,
  • на пятках,
  • с перекатом с пятки на носок,
  • спортивная ходьба.
  Контролировать осанку и правильность выполнения упражнений.  
4. Бег:
  • без задания,
  • приставными шагами,
  • змейкой,
  • спиной вперёд,
  • змейкой спиной вперёд,
  • с остановками двумя шагами по свистку,
  • с поворотами на 360 градусов по свистку.
  Соблюдать дистанцию 1 м, при беге спиной вперёд одну руку выставить вперёд, смотреть назад через плечо. Все беговые упражнения – с передней части стопы.

Контролировать правильность выполнения упражнений.

ТБ.
5. Переход на спортивную, затем на обычную ходьбу, упражнения на восстановление дыхания.      
6. Упражнение в ходьбе. И. п. руки в замок перед грудью, вращение в лучезапястных суставах. 1-4 – от себя, 5-8 – к себе. 2-3 раза в каждую сторону.    
7. Упражнение в ходьбе. И. п. – как в предыдущем упражнении. 1-4 – «волна» справа налево, 5-8 – «волна» слева направо 2 раза в каждом направлении.    
8. Упражнение в ходьбе. И. п. – ладонь левой руки на локтевом суставе правой руки, вытянутой влево горизонтально. 1-4 – пружинящие движения левой рукой к себе. 5-8 – то же, сменив положение рук. 2 раза в каждую сторону. Не сгибать и не опускать вытянутую руку.  
9. Упражнение в ходьбе. И. п. – руки в стороны. 1-4 – вращение в лучезапястных суставах вперёд, 5-8 – то же назад; 1-4 – вращение в локтевых суставах вперёд, 5-8 – то же назад; 1-4 – вращение в плечевых суставах вперёд, 5-8 – то же назад. 2 раза. Руки не опускать, выполнять по максимальной амплитуде.  
10. Упражнение в ходьбе. И. п. – руки за спиной, сложены в замок.1 – наклон вперёд, подняв повыше сцепленные в замок руки, 2- выпрямиться, руки опустить. 6-8 раз.    
11. Упражнение в ходьбе. Ходьба глубокими выпадами.   Глубже выпад, держать спину, поворот корпуса в сторону впереди стоящей ноги. Соблюдать дистанцию.  
12. Построение в две колонны. Проведение эстафеты «волна».   Учащиеся стоят в колоннах, ноги врозь, дистанция между детьми 50-70 см. У стоящих во главе колонн – по баскетбольному мячу. По сигналу учителя ученик начинает выполнять передачу из рук в руки стоящему сзади над головой, тот передаёт мяч третьему снизу между ног, третий сверху и т.д.Замыкающий колонну, получив мяч, бежит вперёд с ведением мяча и становится во главе колонны, продолжая игру. Выигрывает та команда, чей начавший игру участник, вновь окажется во главе колонны раньше, чем в команде соперников.  
Основная часть (22-25 минут). 13. Перестроение из колонн в две шеренги, стоящие лицом друг к другу. Определение пар для дальнейшей работы.   При размыкании шеренг использовать всю ширину зала.  
14. Передача мяча в парах от груди двумя руками.   В момент передачи – шаг вперёд, ноги и руки выпрямить, сопроводить мяч кистью.

В момент приёма мяча – шаг назад, мяч книзу, ноги согнуть.

Мяч летит параллельно полу.

 
15. Передача мяча в парах от груди двумя руками со сменой мест.   Не должно быть пробежек. Ведение мяча среднее по высоте. ТБ.
16. Провести пульсометрию. Каждому учащемуся отметить на собственном контрольном листе результат. Фиксация результата одного из учащихся (выбранного в начале урока) на доске.   Помощь в оформлении результата.  
17. Передача мяча в парах с отскоком от пола.   При выполнении передачи мяч должен коснуться пола в 1-1,5 м от принимающего передачу.  
18. То же упражнение со сменой мест.   Контролировать правильность выполнения упражнений. ТБ. Расстояние между учащимися 4-6 м.
19. Передача мяча от плеча одной рукой. Выполнить 10-12 раз правой рукой. Затем столько же левой.   Мяч летит параллельно полу. Принимать мяч в две руки.  
20. Передача мяча от плеча одной рукой. Выполнить 10-12 раз правой рукой. Затем столько же левой.   Мяч летит параллельно полу. Принимать мяч в две руки. Контролировать правильность выполнения упражнений.  
21. Выполнение передач двумя мячами одновременно: первые номера выполняют передачу с отскоком от пола, а вторые – от груди двумя руками. Через 30-40 секунд – первые выполняют передачу от груди двумя руками, а вторые – с отскоком от пола.   Темп выполнения низкий. Повысить внимание. При завершении работы над техникой передач, отметить наиболее успешно справлявшихся с заданиями.
22. Эстафета с элементами баскетбола.   Учащиеся построены в две колонны. Направляющие обеих колонн – у линии штрафного броска. По сигналу учителя направляющие колонн выполняют бег с ведением мяча к противоположному кольцу, бросают мяч по кольцу любым из освоенных способов 1 раз, сняв мяч, бегут обратно с ведением до средней линии, от средней линии выполняют передачу мяча стоящему впереди игроку своей колонны, занимают место в конце колонны. Команда, закончившая игру первой, зарабатывает 5 очков, плюс по одному очку за каждое попадание. Актив проигравшей по времени команды составляют только очки за точное попадание. Однако в общем зачёте она может победить. Освобожденный от урока ф-ры оказывает помощь в подсчете очков.
23. Эстафета «Передай и сядь». Сохраняется построение в две колонны.   Водящий – лицом к колонне в 2-3 м впереди. По сигналу водящие начинают выполнять передачи любым из изученных способов поочерёдно игрокам своей колонны, которые, получив передачу, возвращают мяч водящему и приседают. Последний в колонне, получив мяч, с ведением мяча бежит вперёд и занимает место водящего, который становится первым в колонне. Игра заканчивается, когда каждый из игроков побывал в роли водящего. Команда, закончившая игру первой, зарабатывает 5 очков.  
Заключительная часть (3-5 минут). 24. Построение в одну шеренгу. Малоподвижная игра «Анатомия».

  Учитель называет части тела и показывает их, иногда показывает неправильно, учащиеся же должны указать на часть тела или сустав, соответствующие названным. Допустивший ошибку делает шаг вперёд. Проводится в том случае, если во время предыдущей игры учащиеся продолжали оставаться в состоянии высокой активности и возбуждения.
25. Измерение пульса. Обозначение результата на своём контрольном листе. Вычерчивание графика.   Помочь детям, испытывающим затруднения в построении графика. Вычерчивание графика на доске.  
26. Вычерчивание графика пульсовой кривой.

Анализ результатов пульсометрии.

  Л\З. В какой период урока ЧСС была наименьшей? Почему? Л\З. Ребята, что произошло под влиянием физической нагрузки с частотой сердечных сокращений?

Л\З. Когда ЧСС была наибольшей? Почему?

Л\З. Почему у «имя» ЧСС не изменилось, почему?

Поощрить правильно ответивших и правильно построивших графики.

 
27. Построение. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Замерить пульс, выйдя из школы и придя домой. Отметить разницу.