Цели урока:
- Создать для учащихся необходимые условия для совершенствования основных передач мяча. Объяснить учащимся, что такое пульсометрия и научить её осуществлять. Выявить, как изменяется ЧСС при нагрузке.
- Способствовать формированию чувства ответственности при работе в группе;
- Способствовать развитию быстроты, ловкости, точности движений и оперативности мышления.
- Совершенствовать выполнение учащимися основных изученных передач мяча.
- Развивать умение применять приобретённые навыки в спортивно-игровой деятельности. Развивать координационные способности.
- Учиться анализировать выполненную работу.
Задачи:
1. Образовательные:
- ознакомление с понятием «пульсометрия»;
- совершенствование умения выполнять основные передачи мяча в баскетболе.
2. Развивающие:
- развитие координационных способностей (к реагированию, согласованию движений, к перестроению двигательной деятельности, к кинестетическому дифференцированию);
- развитие умения применять полученные навыки в процессе игровой деятельности.
3. Воспитательные: развитие волевых качеств, чувства коллективизма.
Время проведения – 40 минут. Место проведения – спортивный зал МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа».
Необходимый инвентарь и оборудование:
- баскетбольные мячи по количеству учащихся, секундомер;
- контрольные листы с начерченной осью координат по количеству учащихся;
- ручки или фломастеры.
Ход урока
Часть урока | Содержание упражнений | Дозировка | Методические указания | Примечания |
Подготовительная часть (15 минут). | 1. Построение. Приветствие. Объявление темы и задач урока. | Время подготовительной части несколько увеличено за счёт объяснения в начале урока новой темы. | ||
2. Объяснение понятия «пульсометрия». Показ правильных способов замера пульса. Замер пульса, фиксация результата одного из учащихся на доске. | Вы знаете что такое пульс? (Кто-то из
учащихся может ответить правильно. Поощрить правильно ответившего.) Да, правильно, пульс – это биение крови о стенки кровеносных сосудов. Пульс отражает частоту сердечных сокращений. На некоторых участках тела можно почувствовать биение пульса через кожу. Можете показать где можно измерить пульс? В состоянии относительного покоя у подростков вашего возраста нормой считается показание пульса от 70 до 80 ударов в минуту. Как вы думаете, что происходит с пульсом, с сердцебиением при физической нагрузке? Выслушать ответы детей. Давайте замерим пульс в середине урока и узнаем наверняка, повышается ли он после нагрузки, или же физические упражнения на изменения показаний ЧСС не влияют.. |
Используются заранее подготовленные
контрольные листы с вычерчеными на них осями координат. На листах, прикреплённых к стене, учащиеся точками отмечают свои результаты пульсометрии. |
||
3. Ходьба по залу:
|
Контролировать осанку и правильность выполнения упражнений. | |||
4. Бег:
|
Соблюдать дистанцию 1 м, при беге
спиной вперёд одну руку выставить вперёд, смотреть назад через
плечо. Все беговые упражнения – с передней части стопы. Контролировать правильность выполнения упражнений. |
ТБ. | ||
5. Переход на спортивную, затем на обычную ходьбу, упражнения на восстановление дыхания. | ||||
6. Упражнение в ходьбе. И. п. руки в замок перед грудью, вращение в лучезапястных суставах. 1-4 – от себя, 5-8 – к себе. | 2-3 раза в каждую сторону. | |||
7. Упражнение в ходьбе. И. п. – как в предыдущем упражнении. 1-4 – «волна» справа налево, 5-8 – «волна» слева направо | 2 раза в каждом направлении. | |||
8. Упражнение в ходьбе. И. п. – ладонь левой руки на локтевом суставе правой руки, вытянутой влево горизонтально. 1-4 – пружинящие движения левой рукой к себе. 5-8 – то же, сменив положение рук. | 2 раза в каждую сторону. | Не сгибать и не опускать вытянутую руку. | ||
9. Упражнение в ходьбе. И. п. – руки в стороны. 1-4 – вращение в лучезапястных суставах вперёд, 5-8 – то же назад; 1-4 – вращение в локтевых суставах вперёд, 5-8 – то же назад; 1-4 – вращение в плечевых суставах вперёд, 5-8 – то же назад. | 2 раза. | Руки не опускать, выполнять по максимальной амплитуде. | ||
10. Упражнение в ходьбе. И. п. – руки за спиной, сложены в замок.1 – наклон вперёд, подняв повыше сцепленные в замок руки, 2- выпрямиться, руки опустить. | 6-8 раз. | |||
11. Упражнение в ходьбе. Ходьба глубокими выпадами. | Глубже выпад, держать спину, поворот корпуса в сторону впереди стоящей ноги. Соблюдать дистанцию. | |||
12. Построение в две колонны. Проведение эстафеты «волна». | Учащиеся стоят в колоннах, ноги врозь, дистанция между детьми 50-70 см. У стоящих во главе колонн – по баскетбольному мячу. По сигналу учителя ученик начинает выполнять передачу из рук в руки стоящему сзади над головой, тот передаёт мяч третьему снизу между ног, третий сверху и т.д.Замыкающий колонну, получив мяч, бежит вперёд с ведением мяча и становится во главе колонны, продолжая игру. Выигрывает та команда, чей начавший игру участник, вновь окажется во главе колонны раньше, чем в команде соперников. | |||
Основная часть (22-25 минут). | 13. Перестроение из колонн в две шеренги, стоящие лицом друг к другу. Определение пар для дальнейшей работы. | При размыкании шеренг использовать всю ширину зала. | ||
14. Передача мяча в парах от груди двумя руками. | В момент передачи – шаг вперёд, ноги и
руки выпрямить, сопроводить мяч кистью. В момент приёма мяча – шаг назад, мяч книзу, ноги согнуть. Мяч летит параллельно полу. |
|||
15. Передача мяча в парах от груди двумя руками со сменой мест. | Не должно быть пробежек. Ведение мяча среднее по высоте. | ТБ. | ||
16. Провести пульсометрию. Каждому учащемуся отметить на собственном контрольном листе результат. Фиксация результата одного из учащихся (выбранного в начале урока) на доске. | Помощь в оформлении результата. | |||
17. Передача мяча в парах с отскоком от пола. | При выполнении передачи мяч должен коснуться пола в 1-1,5 м от принимающего передачу. | |||
18. То же упражнение со сменой мест. | Контролировать правильность выполнения упражнений. | ТБ. Расстояние между учащимися 4-6 м. | ||
19. Передача мяча от плеча одной рукой. Выполнить 10-12 раз правой рукой. Затем столько же левой. | Мяч летит параллельно полу. Принимать мяч в две руки. | |||
20. Передача мяча от плеча одной рукой. Выполнить 10-12 раз правой рукой. Затем столько же левой. | Мяч летит параллельно полу. Принимать мяч в две руки. Контролировать правильность выполнения упражнений. | |||
21. Выполнение передач двумя мячами одновременно: первые номера выполняют передачу с отскоком от пола, а вторые – от груди двумя руками. Через 30-40 секунд – первые выполняют передачу от груди двумя руками, а вторые – с отскоком от пола. | Темп выполнения низкий. Повысить внимание. | При завершении работы над техникой передач, отметить наиболее успешно справлявшихся с заданиями. | ||
22. Эстафета с элементами баскетбола. | Учащиеся построены в две колонны. Направляющие обеих колонн – у линии штрафного броска. По сигналу учителя направляющие колонн выполняют бег с ведением мяча к противоположному кольцу, бросают мяч по кольцу любым из освоенных способов 1 раз, сняв мяч, бегут обратно с ведением до средней линии, от средней линии выполняют передачу мяча стоящему впереди игроку своей колонны, занимают место в конце колонны. Команда, закончившая игру первой, зарабатывает 5 очков, плюс по одному очку за каждое попадание. Актив проигравшей по времени команды составляют только очки за точное попадание. Однако в общем зачёте она может победить. | Освобожденный от урока ф-ры оказывает помощь в подсчете очков. | ||
23. Эстафета «Передай и сядь». Сохраняется построение в две колонны. | Водящий – лицом к колонне в 2-3 м впереди. По сигналу водящие начинают выполнять передачи любым из изученных способов поочерёдно игрокам своей колонны, которые, получив передачу, возвращают мяч водящему и приседают. Последний в колонне, получив мяч, с ведением мяча бежит вперёд и занимает место водящего, который становится первым в колонне. Игра заканчивается, когда каждый из игроков побывал в роли водящего. Команда, закончившая игру первой, зарабатывает 5 очков. | |||
Заключительная часть (3-5 минут). | 24.
Построение в одну шеренгу. Малоподвижная игра «Анатомия».
|
Учитель называет части тела и показывает их, иногда показывает неправильно, учащиеся же должны указать на часть тела или сустав, соответствующие названным. Допустивший ошибку делает шаг вперёд. | Проводится в том случае, если во время предыдущей игры учащиеся продолжали оставаться в состоянии высокой активности и возбуждения. | |
25. Измерение пульса. Обозначение результата на своём контрольном листе. Вычерчивание графика. | Помочь детям, испытывающим затруднения в построении графика. Вычерчивание графика на доске. | |||
26.
Вычерчивание графика пульсовой кривой.
Анализ результатов пульсометрии. |
Л\З. В какой период урока ЧСС была
наименьшей? Почему? Л\З. Ребята, что произошло под влиянием
физической нагрузки с частотой сердечных сокращений? Л\З. Когда ЧСС была наибольшей? Почему? Л\З. Почему у «имя» ЧСС не изменилось, почему? Поощрить правильно ответивших и правильно построивших графики. |
|||
27.
Построение. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Замерить пульс, выйдя из школы и придя домой. Отметить разницу. |