Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Игра проводится со всем классом. Четыре или пять отборочных туров. Вместо денег участники набирают баллы, можно придумать призы за каждую сумму. Как и в телевизионной игре, участник имеет право на три подсказки: 50 на 50, помощь класса (проводится путем голосования), вопрос другу (вопрос задается любому однокласснику). 5 и 25 – несгораемые суммы.
У детей в руках карточки с цифрами 1, 2, 3, 4.
Первый отборочный тур.
Задание. Сколько на нашей планете океанов?
- 4
Выбирается участник, который быстрее всех показал на карточках нужную цифру.
Первая игра.
1 балл. Что за трава, которые и слепые знают.
- зверобой
- крапива
- подорожник
- лишайник
2 балла. Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет. Что это?
- самолет
- аист
- ветер
- машина
3 балла. Какая птица самая большая в мире?
- павлин
- страус
- журавль
- аист
5 баллов. Какое самое распространенное дерево речных берегов нашей местности, которое их укрепляет. Оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается.
- береза
- осина
- дуб
- ива
10 баллов. Трава от 99 болезней.
- чистотел
- подорожник
- зверобой
- мать-и-мачеха
20 баллов. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух?
- муравьи
- стрекозы
- бабочки
- кузнечики
25 баллов. Это болотное растение-главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные химические вещества.
- осока
- рогоз
- камыш
- росянка
50 баллов. Как называется приспособление для очистки мутной, загрязненной воды?
- очиститель
- загрязнитель
- фильтр
- воронка
100 баллов. Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек?
- бабочки опыляют растения
- без бабочек цветы не смогут зацвести
- бабочки поедают вредных насекомых
Музыкальная пауза. Инсценирование сказки “Теремок” на экологической лад.
Сказка “Теремок” на экологический лад.
По мотивам сказки С.Я.Маршака.
Действующие лица: Ведущий, Лягушка, Мышка, Петух, Ёж, Медведь.
Ведущий.
В чистом поле теремок, теремок;
Он не низок, не высок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок,
Мусор в нём – большой порок.
Тут лягушка мимо шла,
К теремочку подошла.
Лягушка.
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ква – ква, тишина!
В теремочке я одна!
А из этого окна
Речка чистая видна.
Жить тут – просто загляденье:
Воздух чист и нет сомнений-
Остаюсь тут навсегда – да, да, да!
Ведущий.
Только свет зажгла Лягушка,
Появилась Мышь – норушка.
Мышка.
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка.
Я – Лягушка – квакушка!
А ты кто?
Мышка.
А я – Мышка – норушка!
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоём.
Лягушка.
Я пустить – то тебя рада,
Только мне грязнуль не надо!
Кругом дивна красота,
Пусть останется она.
Ведущий.
Поселилась Мышь с Лягушкой –
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько,
Ходят в лес они порой,
Только мусора вагоны
Не оставляют за собой:
Где найдут, какую банку,
Тут же вмиг её возьмут.
Подберут и даже палку,
Чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете
Петушок горластый – Петя.
Петух.
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка и Мышка (вместе).
Здесь живём мы – две подружки,
В чистом поле дом нашли,
А из грязного болота
Убежать теперь смогли.
А ты кто?
Петух.
А я – Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе,
Петь я буду на заре.
Лягушка и Мышка (вместе).
Так и быть, мы впустим в дом,
Только, чур, тебе поём:
Береги и ты природу,
Не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от разных бед,
И не спи же ты в обед.
Ведущий.
Вот живут они – Лягушка,
Петушок и Мышь – норушка;
Их водой не разольёшь.
Вдруг явился серый Ёж.
Ёж.
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка, Мышка и Петух (вместе).
Мы – весёлые зверята,
В чистом поле дом нашли.
А ты кто?
Ёж.
Я колючий Ёжик,
Ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришёл,
Там беды большой подъём:
Люди там так отдыхают,
Сразу шум стоит такой,
Всех зверушек распугают,
Мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпёж –
Хоть куда девайся Ёж.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!
Лягушка, Мышка и Петух (вместе).
Так и быть, пожалуй, в дом,
Жить мы будем вчетвером.
Ведущий.
Вот живут они, играют,
И печаль они не знают.
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам,
Воздух свеж и так приятен,
Нет от дыма и следа.
Хорошо живут зверята –
Всем довольные ребята.
В это время из берлоги
Вышел Мишка толстокожий,
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел – дом стоит,
Рядом реченька бежит.
Он решил…
Медведь.
Пойду туда,
Наломаю там бока!
Ведущий.
Оттого он злой такой,
Кто-то разбудил его зимой,
Не дал Мишке крепко спать.
Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили,
Уважали бы зверей,
Не пошёл бы Мишка бурый
Дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок,
Рухнул в поле теремок.
Лягушка, Мышка, Петух и Ёж (вместе).
Что же ты наделал, Мишка?
Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом –
Так прекрасно было в нём!
И пока жива природа,
Жить должно в ней много
Лесного народа.
Медведь.
Я же вовсе не хотел
Обижать вас, братья!
А имея крупный вес,
Просто в гости я залез.
Ведущий.
Вот так и люди поступают:
Имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают,
Куражатся над ними всласть.
Лягушка, Мышка, Петух и Ёж (вместе).
Пусть все живут на свете вместе,
И только так спасём мы мир.
Ведь если каждый человек,
Устроив, на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор,
Костёр потушит и зальёт,
Не будет каждая букашка
Свой новый дом опять искать.
Медведь.
Но я же вовсе не хотел
Обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу –
На радость вам, назло врагу.
Ведущий.
И пошла у них работа!
Дом срубили за момент:
Он высокий и красивый,
И стоит как монумент.
За собой они убрали,
Мусор быстро весь собрали,
Чтоб не засорять окрестность,
Чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут –
Экологию все чтут.
Второй отборочный тур.
Задание. Пушистая вата плывет куда-то.
- одуванчик
- облака
- солнце
Вторая игра.
1 балл. Что за чудо-красота: расписные ворота показались на пути, в них не въехать не войти.
- коромысло
- туман
- дверь
- радуга
2 балла. Для чего дятел “барабанит”?
- клюв чистит
- кому-то что-то сообщает
- музыкой увлекается
3 балла. Сколько перьев у птиц?
- не пересчитать
- более тысячи
- более десяти тысяч
5 баллов. Какое растение говорит где оно живет?
- подорожник
- колокольчик
- ромашка
- одуванчик
10 баллов. Зачем страус голову в песок прячет?
- от страха
- освобождается от паразитов
- разыскивает пищу
20 баллов. Какая птица является чемпионом по нырянию?
- утка
- пингвин
- гагара
25 баллов. Кто из птиц лучший танцор?
- павлин
- гусь
- журавль
50 баллов. Чем полезны муравьи?
- муравьи собирают мусор
- муравьи уничтожают вредных насекомых
- муравьи охраняют лес
100 баллов. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
- пчела
- комар
- бабочка
- муха
Итог.
Земля – всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно ученым есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.