(Приложение 1. Слайд 1)
Цели урока: ( Слайд 2)
- расширить сведения о свойствах квадратичной функции;
- ознакомить учащихся с графиками частных видов квадратичной функции – функций у = ах2 + b, y = a (x – m)2;
- научить строить графики квадратичной функции.
Оборудование: компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Проверка домашнего задания (разбор нерешенных задач, если они есть).
- Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант 1.
Приведите основные свойства и график функции у = ах2 при а > 0.
Постройте график функции:
а) y = – 2x2;
б)
Вариант 2.
Приведите основные свойства и график функции у = ах2 при а < 0.
Постройте график функции:
а) у = х2;
б) .
III. Изучение нового материала
Учитель: На предыдущем уроке мы рассмотрели два важнейших преобразования графика функции y = f(x).
1. График функции y = – f(x) получается из графика функции y = f(x) с помощью симметрии относительно оси абсцисс.
2. График функции y = аf(x) получается из графика функции y = f(x)
растяжением вдоль оси ординат в а раз при а > 1 и сжатием в
раз
при
0 < а < 1.
Эти преобразования пригодны для любых функций.
Рассмотрим еще два важнейших преобразования графика функции y = f(x) + n и y = f(x – m).
3. График функции y = f(x) + n получается из графика функции y = f(x) с помощью параллельного переноса вдоль оси ординат на |n| единиц: вверх при n > 0 и вниз при n < 0.
Пример 1.
Построим график функции у = х2 + 1.
В соответствии с приведенным алгоритмом график функции у = х2 + 1 получается из графика функции у = х2 параллельным переносом вдоль оси ординат на 1 единицу вверх, т.к. n = 1 >0. (Слайд 3.)
Пример 2.
Построим график функции у = х2 – 2.
В соответствии с приведенным алгоритмом график функции у = х2 – 2 получается из графика функции у = х2 параллельным переносом вдоль оси ординат на 2 единицы вниз, т.к. n = –2 < 0. (Слайд 4.)
4. График функции y = f(x – m) получается из графика функции y = f(х) с помощью параллельного переноса вдоль оси абсцисс на |m| единиц: вправо при m > 0 и влево при m < 0.
Пример 3.
Построим график функции у = (х – 3)2.
В соответствии с изложенным алгоритмом график функции у = (х – 3)2 получается из графика функции у = х2 параллельным переносом вдоль оси абсцисс на 3 единицы вправо, т.к. m = 3 > 0
(Слайд 5.)
Пример 4.
Построим график функции у = (х + 3)2.
Запишем функцию в виде у = (х – (– 3))2. Тогда в соответствии с изложенным ранее алгоритмом график функции у = (х + 3)2 получается из графика функции у = х2 параллельным переносом вдоль оси абсцисс на 3 единицы влево, т.к. m = – 3 < 0. (Слайд 6.)
5. Полученные выводы позволяют понять, что представляет собой график функции
у = а(х – m)2 + n . Рассмотрим, например, функцию
Пример 5.
Построить график функции у = (х – 3)2 +1.
Ее график можно получить из графика функции у = х2 с помощью двух параллельных переносов – сдвига параболы на 3 единицы вправо и на 1 единицу вверх. (Слайд 7.)
Пример 6.
Построить график функции у = (х + 3)2 – 2.
Ее график можно получить из графика функции у = х2 с помощью двух параллельных переносов – сдвига параболы на 3 единицы влево и на 2 единицы вниз.
(Слайд 8.)
IV. Вывод
Учитель. График функции у = а(х – m)2 + n является параболой, которую можно получить из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси х на т единиц вправо, если m > 0, или на – т единиц влево, если m < 0, и сдвига вдоль оси у на n единиц вверх, если n >0, или на – n единиц вниз, если n < 0.
Полученные нами выводы о преобразовании графиков применимы к любым функциям.
– График функции y = f(x) + n можно получить из графика функции y = f(x) с помощью параллельного переноса вдоль оси у на п единиц вверх, если n >0, или на – n единиц вниз, если n < 0.
– График функции y = f(x – т) можно получить из графика функции y = f(x) с помощью параллельного переноса вдоль оси х на т единиц вправо, если m > 0, или на – т единиц влево, если m < 0.
– График функции y = f(x – т) + п можно получить из графика функции y = f(x) с помощью двух соответствующих параллельных переносов.
V. Тренировочные упражнения
Решить на уроке:
№ 106 (а,в), № 107 (а),
№ 109 (а,в,д) – устно,
№ 110 (б,в), № 114
№ 116 (а,в) – устно
Упражнения на повторение: № 117 (а), № 118 (а)
VI. Итог урока
1. Как из графика функции у = ах2 можно получить у = ах2 + n? (Слайд 9.)
– График функции у = ах2 + n является параболой, которую можно получить из графика функции у = ах2 с помощью параллельного переноса вдоль оси у на п единиц вверх, если n >0, или на – n единиц вниз, если n < 0.
2. Как из графика функции у = ах2 можно получить у = а(х – т)2 ? (Слайд 10.)
– График функции у = а(х – т)2 является параболой, которую можно получить из графика функции у = ах2 с помощью параллельного переноса вдоль оси х на т единиц вправо, если m > 0, или на – т единиц влево, если m < 0.
3. Как из графика функции у = ах2 можно получить у = а(х – m)2 + n?
(Приложение. Слайд 11.)
– График функции у = а(х – m)2 + n является параболой, которую можно получить из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси х на т единиц вправо, если m > 0, или на – т единиц влево, если m < 0, и сдвига вдоль оси у на n единиц вверх, если n >0, или на – n единиц вниз, если n < 0.
VII. Домашнее задание (Слайд 12.) п. 6, № 106 (б, г), № 107 (б), № 110 (а, г), № 117 (б).