Обучающее изложение "Река стала"

Разделы: Начальная школа


Тема: Обучающее изложение “Река стала”.

Тип урока: Урок изучения нового.

Цель: Формирование навыка передачи содержания текста в соответствии с планом.

Задачи:

– обучающие: формировать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом;

– развивающие: развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;

– развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение;

– развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;

– развивать умения, полученные в ходе изучения основ безопасности жизнедеятельности по теме: “Безопасность на льду”;

– воспитывающие: воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважение к мнению других.

Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • презентация к уроку ( работа выполнена в Microsoft Office Word 2007г.,
  • запуск осуществляется с панели главного меню, смена слайдов– по щелчку);
  • видео приложение: “Зимушка-зима” (запуск осуществляется при помощи проигрывателя Windows Media, либо – Media Player Classic – Homecinema);
  • индивидуальные листы с текстом “Река стала” по Д.Н. Мамину-Сибиряку.

Ход урока

I.Организационный момент.

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Содержание деятельности: Прозвенел звонок для вас.

Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

– Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время общения в процессе работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Подготовка к основному этапу:

Содержание деятельности:

Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.

– Ребята, а чему удивляетесь вы в окружающем нас мире?

(Деревьям, погоде, природе,..)

– Сегодня нас будет удивлять одна особа.

А кто она, вы узнаете, отгадав загадку:

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.

– О какой царице идёт речь?

(О зиме).

(Появляется слайд 1: “Зима”):

– Что такое зима?

(Зима-время года).

– Назовите признаки зимы.

(Понижение температуры воздуха, осадки в виде снега,..)

– Выполните фонетический разбор слова “зима”.

(Появляется слайд 2):

Далее ведётся фронтальная работа по слайд-кадрам (3-6):

– Затем “по цепочке” даётся характеристика каждому звуку:

з [з']– согл.,зв., мягк., парн. з-с, з-з';

и [и]– гл., безуд.;

м [м]– согл., зв., тв., непарн., парн. м-м';

а [а']– гл., ударн.

– Укажите, сколько в слове букв, звуков и слогов.

(4 буквы, 4 звука, 2 слога).

II. Основная часть:

– Ребята, несмотря на то, что сегодня 25 февраля, хочется еще раз заглянуть в зиму, насладиться зимними пейзажами, услышать музыку зимы, т.к. у каждого времени года свое очарование, своя неповторимость, уникальность, свои характерные признаки, свой словарь.

– У кого есть желание “перелистать” страницы зимнего календаря, вернувшись в начало зимы?

– Садитесь поудобнее, подпевайте солисту данного музыкального произведения.

На экране демонстрируется фильм-презентация: “Зимушка-зима” в режиме Windows Media.

– Поделитесь мыслями, ощущениями, чувствами, вызванными музыкой.

(Чувство радости,.. ).

– Меня радует, что у всех вас хорошее настроение.

Действительно, мажорное сопровождение услышанного совпадает с заворожительно красивыми пейзажами своеобразия зимней природы.

На экране появляются слайды с 7-12 с комментариями.

– А теперь давайте заглянем в мастерскую художника, посмотрим, как он рисует картину зимнего пейзажа.

Работа с картиной художника: появляется слайд 13.

– Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который “написан” художником,– тогда картина “оживёт”.

– Попробуйте “войти” в картину, почувствовать морозный чистый и прозрачный воздух, замерзшую “стоячую” воду, радостный заливистый смех ребят.

– Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в безоблачный зимний день на берегу деревенской речки.

– Дайте картине название.

(“На льду”. “Зимние забавы детей”).

Зарядка для глаз.  (Слайды с 14-22).

– Ребята, Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку удалось запечатлеть ещё одну картину, увиденную в зимний временной период.

Этот замечательный человек – не художник, не композитор, он – … ПИСАТЕЛЬ.

Им картины окружающей действительности изображены при помощи слов,  словосочетаний, предложений.

– Перед вами индивидуальные листы.

Прочитайте написанное глазами и губами:

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали
мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный
крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд был
крепкий.
Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лёд был
скользкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не
выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за
тонкий лёд. Скоро совсем выбились из сил.
Вдруг появился мужчина. Он пополз по льду и толкал
впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски.
Это было спасение.

(По Д. Н. Мамину – Сибиряку)

Одновременно с индивидуально выданными листами на экране воспроизводится 23 слайд:

После первичного чтения задается вопрос: “Что это такое?”

(Это текст).

– Докажите.

(Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически).

– К какому типу речи относится данный текст? Описание?

Повествование?

Рассуждение?

– Докажите.

Вторичное чтение текста (воспроизводит хорошо читающий ученик).

– Если бы вы были в роли автора, то какое название тексту присвоили?

(Выслушиваются ответы детей).

Обобщение: Дмитрий Наркисович назвал данный текст: “Река стала”.

Открывается 24 слайд.

– Запишите название текста в тетради.

– Для передачи текста нам необходимо составить план.

Открывается 25 слайд.

– Запишите слово “План” в своей тетради.

Составление плана текста.

– Для дальнейшей работы я предлагаю вам “разбиться” на группы.

На экране слайд 26.

– Выберете представителя, который будет оглашать мнение группы.

Не забывайте “Правила работы в группе”.

Открывается 27 слайд.

– Первую часть текста вслух читает представитель первой группы.

Подберите заглавие к данной части.

(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

На экране появляется первый пункт плана.

Слайд 28.

– Запишите название первой части в своих тетрадях.

– Вторую часть текста вслух читает представитель второй группы.

Подберите название ко второй части текста.

(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

На экране появляется второй пункт плана.

Слайд 29.

– Третью часть текста вслух читает представитель третьей группы.

Ваша задача – дать название третьей части текста.

(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).

На экране появляется третий пункт плана.

Слайд 30.

Пересказ текста по плану.

Лексико-орфографическая подготовка:

  1. Название парного звонкого / глухого согласного на конце слова
  2. (мороз, лед, пополз, вдруг).

  3. Написание парного звонкого / глухого согласного в середине слова
  4. (скользкий, крепкий).

  5. Написание непроизносимого согласного в корне слова
  6. (радостный).

  7. Написание сочетания чу-щу
  8. (чудесное, очутились).

  9. Написание сочетания чк-чн
  10. (речка).

  11. Написание безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением – словарные слова
  12. (мороз, ребята, деревня).

  13. Написание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
  14. (сковал, проверки, бросали, середине, не выдержал, в воде, цеплялись, выбились, появился).

  15. Написание наречий
  16. (скоро, совсем, вдруг, впереди).

  17. Написание местоимений с предлогами
  18. (на него, со всей).

  19. Написание предлогов
  20. (к речке, для проверки, по самой середине, в воде, по льду, ухватились за край).

  21. Написание частицы не с глаголами
  22. (не выдержал).

  23. Написание мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного в середине и в конце слова
  24. (мальчишки, льда, (стали) бегать, скользкий, очутились, цеплялись, выбились, ухватились).

  25. Написание удвоенной согласной в середине слова
  26. (длинную (доску)).

  27. Написание приставок
    (сковал, появился, пополз, не выдержал, выбились, ухватились).

Физкультминутка.

– Отложите-ка тетрадки. Раз-два!

Становитесь на зарядку. Раз-два!

Сладко-сладко потянулись и прогнулись, и пригнулись.

– Ваши мышцы все проснулись?

– Да!

– Ваши губки улыбнулись?

– Да!

– Пальчики к письму готовы?

– Да!

– Мы работать будем снова?

– Да!

Самостоятельное чтение текста.

Запись текста.

Самопроверка.

Физкультминутка:

Глазки видят всё вокруг
Обведу я ими круг.
Вверх, вниз, на дверь, в окно,
Глазкам видеть всё дано.
Обведу я снова круг
И глаза закрою.
Раз, два, три, четыре, пять –
Глазки видят всё опять.

Заключительная беседа.

– Ребята, в декабре месяце в Интернете было размещено сообщение: “Наши герои!”

– Вы желаете услышать текст данного сообщения?

16 декабря после уроков ученики 8 “а” класса нашей школы Холопов Костя, Цуницкий Лёша и Полькин Дима, проходя мимо пруда в зоне отдыха “Лесная”, видели, как два школьника 10-12 лет бегают по неокрепшему льду. Наши ребята, предупредив их об опасности, не ушли и стали свидетелями печального события. Один мальчик провалился под лёд!

Костя не растерялся, подполз к нему, Алексей держал его в это время за ноги, Дима страховал их на берегу. Вытащив мальчика на берег, ребята отправили его домой. Учителя школы гордятся тем, что в момент опасности ребята не забыли правила безопасности жизнедеятельности, а также гордятся проявленным мужеством восьмиклассников!

– Как вы думаете, почему я решила познакомить вас с текстом сообщения?

(Выслушиваются мнения ребят).

– Ребята, не следует забывать ПРАВИЛА безопасного поведения на люду:

КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ КАТКАХ.

ЕСЛИ КАТОК ОБОРУДУЕТСЯ НА ВОДОЕМАХ, ТО КАТАНИЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА И ПРИ ТОЛЩИНЕ ЕГО НЕ МЕНЕЕ 25 СМ.

ОПАСНО ХОДИТЬ И КАТАТЬСЯ В ОДИНОЧКУ В ВЕЧЕРНЕЕ И НОЧНОЕ ВРЕМЯ СУТОК И, ОСОБЕННО, В НЕЗНАКОМЫХ МЕСТАХ.

– Ребята, также хочется отметить, что в конце февраля постепенно начинает подниматься температура воздуха, снег становится рыхлым, а лед – хрупким. Поэтому необходимо соблюдать следующие ПРАВИЛА:

1. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОВЕРЯТЬ ПРОЧНОСТЬ ЛЬДА, УДАРОМ НОГИ, РИСКУЯ ПРОВАЛИТЬСЯ ПОД ЛЁД.

2. ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СОЙТИ С БЕРЕГА НА ЛЁД, НЕОБХОДИМО ВНИМАТЕЛЬНО ОСМОТРЕТЬСЯ И ИДТИ ПО ПРОЛОЖЕННОЙ ТРОПЕ. ВО ВРЕМЯ ОТТЕПЕЛИ НА ЛЁД ВЫХОДИТЬ ОПАСНО. НЕ СЛЕДУЕТ СПУСКАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ И САНКАХ В НЕЗНАКОМОМ МЕСТЕ, ОСОБЕННО С ОБРЫВА.

3. ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЬДА, ОБХОДИТЬ ОПАСНЫЕ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА, ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПЛОЩАДОК, ПОКРЫТЫХ ТОЛСТЫМ СЛОЕМ СНЕГА. ПОД СНЕГОМ ЛЁД ВСЕГДА ТОНЬШЕ, ЧЕМ НА ОТКРЫТОМ МЕСТЕ.

4. ПЕРЕХОДИТЬ ПО ЛЮДУ НЕОБХОДИМО ПО ОБОРУДОВАННЫМ ТРАНСПОРТНЫМ И ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕПРАВАМ, СОБЛЮДАЯ ПРИ ЭТОМ ДИСЦИПЛИНУ И ПОРЯДОК, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НИХ. ПРИ ОТСУТСТВИИ ТАКИХ ПЕРЕПРАВ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДВИГАТЬСЯ ПО ЛЬДУ, НАДО УБЕДИТЬСЯ В ЕГО ПРОЧНОСТИ, ПРОВЕРЕННОЙ ВЗРОСЛЫМИ, ОПЫТНЫМИ ЛЮДЬМИ.

5. БЕЗОПАСНЕЙ ВСЕГО ПЕРЕХОДИТЬ В МОРОЗНУЮ ПОГОДУ ПО ПРОЗРАЧНОМУ, С ЗЕЛЕНОВАТЫМ ОТТЕНКОМ ЛЬДУ.

– Ребята, а какие ПРАВИЛА нужно соблюдать, если у вас под ногами провалился лёд?

(1. ТЁМНОЕ ПЯТНО НА РОВНОМ СНЕГОВОМ ПОКРОВЕ ТАИТ ОПАСНОСТЬ: ПОД СНЕГОМ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕПРОЧНЫЙ ЛЁД.

2. В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ БЫСТРО И РЕШИТЕЛЬНО, ШИРОКО РАССТАВИВ РУГИ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ, БЕЗ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, СТАРАЯСЬ ВЫПОЛЗТИ НА ПОВЕРХНОСТЬ КРЕПКОГО ЛЬДА, А ЗАТЕМ, ЛЁЖА НА СПИНЕ ИЛИ ГРУДИ, ПРОДВИГАЯСЬ В ТУ СТОРОНУ, ОТКУДА ПРИШЁЛ, ОДНОВРЕМЕННО ПРИЗЫВАЯ ЛЮДЕЙ НА ПОМОЩЬ.

3. ЛЫЖНИК В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ ДОЛЖЕН НЕМЕДЛЕННО ОТБРОСИТЬ РЮКЗАК, ПОЛОЖИТЬ ПОПЕРЁК ТРЕЩИНЫ ПАЛКИ, ЛЕЧЬ НА ЛЁД, БЕЗ СУЕТЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ЛЫЖ И ПОПЫТАТЬСЯ, ОПИРАЯСЬ НА ПАЛКИ, ВЫБРАТЬСЯ НА КРЕПКИЙ ЛЁД).

– А все-таки, если вы стали свидетелем того, что кто-то оказался в воде, как его спасти?

(Для этого мы используем подручные средства. Это могут быть: жерди, лыжи, лыжные палки, шарф, пальто, ремень, верёвки, т.е. любые предметы, находящиеся рядом).

– А если вы стали спасателями, то нужно помнить:

ОПАСНО ПОДХОДИТЬ К ТОНУЩЕМУ БЛИЗКО;

К ПОСТРАДАВШЕМУ СЛЕДУЕТ ПРИБЛИЖАТЬСЯ ЛЁЖА, С РАСКИНУТЫМИ В СТОРОНУ РУКАМИ И НОГАМИ;

ЕСЛИ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЮТ ДВА-ТРИ ЧЕЛОВЕКА, ТО ОНИ ЛОЖАТЬСЯ, УДЕРЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА ЗА НОГИ, А ПЕРВЫЙ ПОДАЕТ ПОСТРАДАВШЕМУ ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ, ЖЕРДИ, ДОСКИ, ШАРФ, ОДЕЖДУ. СПАСАТЕЛЬ ПРИ ЭТОМ ДОЛЖЕН ОБЕЗОПАСИТЬ И СЕБЯ. ПРОДВИГАЯСЬ К ПОСТРАДАВШЕМУ, СЛЕДУЕТ ЛОЖИТЬСЯ НА ДОСКУ, ЛЫЖИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Открывается 31 слайд.

III. Итог урока.

Открывается 32 слайд.

Затем – 33 слайд.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4