Тема:
Обучающее изложение “Река стала”.Тип урока:
Урок изучения нового.Цель:
Формирование навыка передачи содержания текста в соответствии с планом.Задачи:
– обучающие:
формировать умение правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом;– развивающие:
развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;– развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение;
– развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
– развивать умения, полученные в ходе изучения основ безопасности жизнедеятельности по теме: “Безопасность на льду”;
– воспитывающие:
воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважение к мнению других.Технологии:
личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- демонстрационный экран;
- презентация к уроку ( работа выполнена в Microsoft Office Word 2007г.,
- запуск осуществляется с панели главного меню, смена слайдов– по щелчку);
- видео приложение: “Зимушка-зима” (запуск осуществляется при помощи проигрывателя Windows Media, либо – Media Player Classic – Homecinema);
- индивидуальные листы с текстом “Река стала” по Д.Н. Мамину-Сибиряку.
Ход урока
I.Организационный момент.
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.
Содержание деятельности: Прозвенел звонок для вас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
– Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время общения в процессе работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
Подготовка к основному этапу:
Содержание деятельности:
Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.
– Ребята, а чему удивляетесь вы в окружающем нас мире?
(Деревьям, погоде, природе,..)
– Сегодня нас будет удивлять одна особа.
А кто она, вы узнаете, отгадав загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.
– О какой царице идёт речь?
(О зиме).
(Появляется слайд 1: “Зима”):
– Что такое зима?
(Зима-время года).
– Назовите признаки зимы.
(Понижение температуры воздуха, осадки в виде снега,..)
– Выполните фонетический разбор слова “зима”.
(Появляется слайд 2):
Далее ведётся фронтальная работа по слайд-кадрам (3-6):
– Затем “по цепочке” даётся характеристика каждому звуку:
з [з']– согл.,зв., мягк., парн. з-с, з-з';
и [и]– гл., безуд.;
м [м]– согл., зв., тв., непарн., парн. м-м';
а [а']– гл., ударн.
– Укажите, сколько в слове букв, звуков и слогов.
(4 буквы, 4 звука, 2 слога).
II. Основная часть:
– Ребята, несмотря на то, что сегодня 25 февраля, хочется еще раз заглянуть в зиму, насладиться зимними пейзажами, услышать музыку зимы, т.к. у каждого времени года свое очарование, своя неповторимость, уникальность, свои характерные признаки, свой словарь.
– У кого есть желание “перелистать” страницы зимнего календаря, вернувшись в начало зимы?
– Садитесь поудобнее, подпевайте солисту данного музыкального произведения.
На экране демонстрируется фильм-презентация: “Зимушка-зима” в режиме Windows Media.
– Поделитесь мыслями, ощущениями, чувствами, вызванными музыкой.
(Чувство радости,.. ).
– Меня радует, что у всех вас хорошее настроение.
Действительно, мажорное сопровождение услышанного совпадает с заворожительно красивыми пейзажами своеобразия зимней природы.
На экране появляются слайды с 7-12 с комментариями.
– А теперь давайте заглянем в мастерскую художника, посмотрим, как он рисует картину зимнего пейзажа.
Работа с картиной художника: появляется слайд 13.
– Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который “написан” художником,– тогда картина “оживёт”.
– Попробуйте “войти” в картину, почувствовать морозный чистый и прозрачный воздух, замерзшую “стоячую” воду, радостный заливистый смех ребят.
– Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в безоблачный зимний день на берегу деревенской речки.
– Дайте картине название.
(“На льду”. “Зимние забавы детей”).
Зарядка для глаз. (Слайды с 14-22).
– Ребята, Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку удалось запечатлеть ещё одну картину, увиденную в зимний временной период.
Этот замечательный человек – не художник, не композитор, он – … ПИСАТЕЛЬ.
Им картины окружающей действительности изображены при помощи слов, словосочетаний, предложений.
– Перед вами индивидуальные листы.
Прочитайте написанное глазами и губами:
Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали
мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный
крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд был
крепкий.
Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лёд был
скользкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не
выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за
тонкий лёд. Скоро совсем выбились из сил.
Вдруг появился мужчина. Он пополз по льду и толкал
впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски.
Это было спасение.
(По Д. Н. Мамину – Сибиряку)
Одновременно с индивидуально выданными листами на экране воспроизводится 23 слайд:
После первичного чтения задается вопрос: “Что это такое?”
(Это текст).
– Докажите.
(Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически).
– К какому типу речи относится данный текст? Описание?
Повествование?
Рассуждение?
– Докажите.
Вторичное чтение текста (воспроизводит хорошо читающий ученик).
– Если бы вы были в роли автора, то какое название тексту присвоили?
(Выслушиваются ответы детей).
Обобщение: Дмитрий Наркисович назвал данный текст: “Река стала”.
Открывается 24 слайд.
– Запишите название текста в тетради.
– Для передачи текста нам необходимо составить план.
Открывается 25 слайд.
– Запишите слово “План” в своей тетради.
Составление плана текста.
– Для дальнейшей работы я предлагаю вам “разбиться” на группы.
На экране слайд 26.
– Выберете представителя, который будет оглашать мнение группы.
Не забывайте “Правила работы в группе”.
Открывается 27 слайд.
– Первую часть текста вслух читает представитель первой группы.
Подберите заглавие к данной части.
(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).
На экране появляется первый пункт плана.
Слайд 28.
– Запишите название первой части в своих тетрадях.
– Вторую часть текста вслух читает представитель второй группы.
Подберите название ко второй части текста.
(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).
На экране появляется второй пункт плана.
Слайд 29.
– Третью часть текста вслух читает представитель третьей группы.
Ваша задача – дать название третьей части текста.
(Выслушивается мнение каждой группы, выбор обосновывается).
На экране появляется третий пункт плана.
Слайд 30.
Пересказ текста по плану.
Лексико-орфографическая подготовка:
(мороз, лед, пополз, вдруг).
(скользкий, крепкий).
(радостный).
(чудесное, очутились).
(речка).
(мороз, ребята, деревня).
(сковал, проверки, бросали, середине, не выдержал, в воде, цеплялись, выбились, появился).
(скоро, совсем, вдруг, впереди).
(на него, со всей).
(к речке, для проверки, по самой середине, в воде, по льду, ухватились за край).
(не выдержал).
(мальчишки, льда, (стали) бегать, скользкий, очутились, цеплялись, выбились, ухватились).
(длинную (доску)).
(сковал, появился, пополз, не выдержал, выбились, ухватились).
Физкультминутка.
– Отложите-ка тетрадки. Раз-два!
Становитесь на зарядку. Раз-два!
Сладко-сладко потянулись и прогнулись, и пригнулись.
– Ваши мышцы все проснулись?
– Да!
– Ваши губки улыбнулись?
– Да!
– Пальчики к письму готовы?
– Да!
– Мы работать будем снова?
– Да!
Самостоятельное чтение текста.
Запись текста.
Самопроверка.
Физкультминутка:
Глазки видят всё вокруг
Обведу я ими круг.
Вверх, вниз, на дверь, в окно,
Глазкам видеть всё дано.
Обведу я снова круг
И глаза закрою.
Раз, два, три, четыре, пять –
Глазки видят всё опять.
Заключительная беседа.
– Ребята, в декабре месяце в Интернете было размещено сообщение: “Наши герои!”
– Вы желаете услышать текст данного сообщения?
16 декабря после уроков ученики 8 “а” класса нашей школы Холопов Костя, Цуницкий Лёша и Полькин Дима, проходя мимо пруда в зоне отдыха “Лесная”, видели, как два школьника 10-12 лет бегают по неокрепшему льду. Наши ребята, предупредив их об опасности, не ушли и стали свидетелями печального события. Один мальчик провалился под лёд!
Костя не растерялся, подполз к нему, Алексей держал его в это время за ноги, Дима страховал их на берегу. Вытащив мальчика на берег, ребята отправили его домой. Учителя школы гордятся тем, что в момент опасности ребята не забыли правила безопасности жизнедеятельности, а также гордятся проявленным мужеством восьмиклассников!
– Как вы думаете, почему я решила познакомить вас с текстом сообщения?
(Выслушиваются мнения ребят).
– Ребята, не следует забывать ПРАВИЛА безопасного поведения на люду:
КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО НА СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ КАТКАХ.
ЕСЛИ КАТОК ОБОРУДУЕТСЯ НА ВОДОЕМАХ, ТО КАТАНИЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА И ПРИ ТОЛЩИНЕ ЕГО НЕ МЕНЕЕ 25 СМ.
ОПАСНО ХОДИТЬ И КАТАТЬСЯ В ОДИНОЧКУ В ВЕЧЕРНЕЕ И НОЧНОЕ ВРЕМЯ СУТОК И, ОСОБЕННО, В НЕЗНАКОМЫХ МЕСТАХ.
– Ребята, также хочется отметить, что в конце февраля постепенно начинает подниматься температура воздуха, снег становится рыхлым, а лед – хрупким. Поэтому необходимо соблюдать следующие ПРАВИЛА:
1. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОВЕРЯТЬ ПРОЧНОСТЬ ЛЬДА, УДАРОМ НОГИ, РИСКУЯ ПРОВАЛИТЬСЯ ПОД ЛЁД.
2. ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ СОЙТИ С БЕРЕГА НА ЛЁД, НЕОБХОДИМО ВНИМАТЕЛЬНО ОСМОТРЕТЬСЯ И ИДТИ ПО ПРОЛОЖЕННОЙ ТРОПЕ. ВО ВРЕМЯ ОТТЕПЕЛИ НА ЛЁД ВЫХОДИТЬ ОПАСНО. НЕ СЛЕДУЕТ СПУСКАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ И САНКАХ В НЕЗНАКОМОМ МЕСТЕ, ОСОБЕННО С ОБРЫВА.
3. ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ СЛЕДУЕТ БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМ, ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛЬДА, ОБХОДИТЬ ОПАСНЫЕ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА, ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПЛОЩАДОК, ПОКРЫТЫХ ТОЛСТЫМ СЛОЕМ СНЕГА. ПОД СНЕГОМ ЛЁД ВСЕГДА ТОНЬШЕ, ЧЕМ НА ОТКРЫТОМ МЕСТЕ.
4. ПЕРЕХОДИТЬ ПО ЛЮДУ НЕОБХОДИМО ПО ОБОРУДОВАННЫМ ТРАНСПОРТНЫМ И ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕПРАВАМ, СОБЛЮДАЯ ПРИ ЭТОМ ДИСЦИПЛИНУ И ПОРЯДОК, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА НИХ. ПРИ ОТСУТСТВИИ ТАКИХ ПЕРЕПРАВ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДВИГАТЬСЯ ПО ЛЬДУ, НАДО УБЕДИТЬСЯ В ЕГО ПРОЧНОСТИ, ПРОВЕРЕННОЙ ВЗРОСЛЫМИ, ОПЫТНЫМИ ЛЮДЬМИ.
5. БЕЗОПАСНЕЙ ВСЕГО ПЕРЕХОДИТЬ В МОРОЗНУЮ ПОГОДУ ПО ПРОЗРАЧНОМУ, С ЗЕЛЕНОВАТЫМ ОТТЕНКОМ ЛЬДУ.
– Ребята, а какие ПРАВИЛА нужно соблюдать, если у вас под ногами провалился лёд?
(1. ТЁМНОЕ ПЯТНО НА РОВНОМ СНЕГОВОМ ПОКРОВЕ ТАИТ ОПАСНОСТЬ: ПОД СНЕГОМ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕПРОЧНЫЙ ЛЁД.
2. В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ БЫСТРО И РЕШИТЕЛЬНО, ШИРОКО РАССТАВИВ РУГИ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ, БЕЗ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ, СТАРАЯСЬ ВЫПОЛЗТИ НА ПОВЕРХНОСТЬ КРЕПКОГО ЛЬДА, А ЗАТЕМ, ЛЁЖА НА СПИНЕ ИЛИ ГРУДИ, ПРОДВИГАЯСЬ В ТУ СТОРОНУ, ОТКУДА ПРИШЁЛ, ОДНОВРЕМЕННО ПРИЗЫВАЯ ЛЮДЕЙ НА ПОМОЩЬ.
3. ЛЫЖНИК В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА ЛЬДА ПОД НОГАМИ ДОЛЖЕН НЕМЕДЛЕННО ОТБРОСИТЬ РЮКЗАК, ПОЛОЖИТЬ ПОПЕРЁК ТРЕЩИНЫ ПАЛКИ, ЛЕЧЬ НА ЛЁД, БЕЗ СУЕТЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ЛЫЖ И ПОПЫТАТЬСЯ, ОПИРАЯСЬ НА ПАЛКИ, ВЫБРАТЬСЯ НА КРЕПКИЙ ЛЁД).
– А все-таки, если вы стали свидетелем того, что кто-то оказался в воде, как его спасти?
(Для этого мы используем подручные средства. Это могут быть: жерди, лыжи, лыжные палки, шарф, пальто, ремень, верёвки, т.е. любые предметы, находящиеся рядом).
– А если вы стали спасателями, то нужно помнить:
ОПАСНО ПОДХОДИТЬ К ТОНУЩЕМУ БЛИЗКО;
К ПОСТРАДАВШЕМУ СЛЕДУЕТ ПРИБЛИЖАТЬСЯ ЛЁЖА, С РАСКИНУТЫМИ В СТОРОНУ РУКАМИ И НОГАМИ;
ЕСЛИ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЮТ ДВА-ТРИ ЧЕЛОВЕКА, ТО ОНИ ЛОЖАТЬСЯ, УДЕРЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА ЗА НОГИ, А ПЕРВЫЙ ПОДАЕТ ПОСТРАДАВШЕМУ ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ, ЖЕРДИ, ДОСКИ, ШАРФ, ОДЕЖДУ. СПАСАТЕЛЬ ПРИ ЭТОМ ДОЛЖЕН ОБЕЗОПАСИТЬ И СЕБЯ. ПРОДВИГАЯСЬ К ПОСТРАДАВШЕМУ, СЛЕДУЕТ ЛОЖИТЬСЯ НА ДОСКУ, ЛЫЖИ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ.
Открывается 31 слайд.
III. Итог урока.
Открывается 32 слайд.
Затем – 33 слайд.