История всей большой нашей страны, всех её уголков, всех наций изучается и преподносится в школьном образовании, как история центра страны, как история основных исторических персонажей. Но история всей большой страны все, же складывалась как история суммы небольших частей. Вот и изучать её нужно соответственно: не только как изучение центра и основных событий, а как отдельных народов и отдельных регионов.
Трудно, изучая историю только центра страны, почувствовать причастность к местной истории, к местному наследию, трудно стать её патриотом, трудиться ради её процветания, особенно современному школьнику. Когда знаешь, как жили и трудились на твоей земле твои предки, знаешь, что они чувствовали, как страдали и радовались, как воспринимали успех, и как переживали горе, тогда и появится чувство сопричастности к местному материальному и духовному наследию, забота о его сохранении и приумножении. Вот почему так важно, чтобы патриотическое и гражданское воспитание юного гражданина Отечества начиналось с изучения социо-культурной среды своего города. Общепризнано, что социо-культурная среда города активно влияет на каждого своего жителя через внешний облик города, традиции, характер отношений и общения. Однако это влияние требует целенаправленного накопления, развития, закрепления: человек, живущий в этой среде, должен осознавать культурное богатство города, вносить свой вклад в сохранение и развитие культурного наследия через соответствующее отношение к нему и практическую повседневную деятельность. Вследствие этого важную роль приобретает именно школьное краеведение, ведущей идеей которого является целенаправленная подготовка юных прокопчан к осознанному включению в культурную и духовную жизнь города и региона, к пониманию своей сопричастности с природой и социокультурой Прокопьевска и области; приобщение их к ценностно-ориентированной деятельности, формирование у них опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к своему городу, краю и друг другу. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Сейчас, как никогда, наши дети нуждаются в нравственных ориентирах, взращённых на родной почве, являющимися в то же время частью большой Родины. “К патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать…” – справедливо отмечал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому в нашей школе разработаны курсы по краеведению. Одно из занятий курса мной представлено вашему вниманию. Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живущих несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, пожелайте успешной работы на занятии. А теперь все посмотрите на меня, и мысленно обменяемся добрыми пожеланиями для успешной работы на занятии. Спасибо. Садитесь.
2. Мотивация.
– Тема нашего занятия – “Город, носящий имя святого”. Можете ли вы назвать города, в наименовании которых есть имена святых? (Ответы детей.) Как думаете, о каком городе пойдёт речь на нашем занятии?
3. Постановка цели и задач занятия.
4. Основная часть занятия.
Работа в группах.
– Итак, начнём наше занятие. Задание № 1: прочтите его на слайде и выполните. (Работа детей с документальными источниками, составление презентаций.)
Защита презентаций детьми.
– Что объединяет ваши презентации? Что было в них общего? (Ответы детей.) С чего началось освоение Кузнецкого края?
Рассказ учителя о Христорождественском монастыре:
– В 33 верстах от Кузнецкого острога был основан Христорождественский монастырь, в котором поселились 40 монахов среднего возраста. Первая проблема, с которой они столкнулись, – им нечего было есть. И они обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить им прирезать земли. Рядом, на свободных землях, селились переселенцы из Центральной России, которые имели деньги для покупки разрешения у воеводы права на поселение. Вспомните документ и ответьте на вопрос: как назывались такие поселения? Жизнь поселенцев заимок тесно была связана с Христорождественским монастырём: они молились в церкви монастыря, участвовали в православных Таинствах. Но жители заимок не разрешали селиться рядом с ними бедным беглым крестьянам, и те селились на монастырских землях сначала с разрешения монахов, а затем и самовольно. Так возникла деревня Монастырская. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием деревни.)
А заимки расстраивались за счёт постройки домов детям и внукам. Поселение в конечном итоге выросло. Подумайте, можно ли его назвать селом?(Ответы детей.) Откройте словари и найдите определение слова село. Какие признаки села указаны в словарной статье?
Работа детей с толковым словарём.
– Так чего же нам не хватает на схеме? (Ответы детей. Учитель крепит на доску изображение церкви.)
– А как она называлась? Вспомните документ. Почему такое название? (Ответы детей.) Село стало называться Прокопьевским, по имени Прокопьевского прихода. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием села.)
– Кто же такой святой Прокопий, именем которого названы церковь и село?
Мультимедийная презентация о святом Прокопии, сопровождаемая словесным комментарием учителя.
– В середине XIII века очень богатый, молодой, необыкновенной красоты немецкий купец католического вероисповедания прибыл в Великий Новгород, о котором он много слышал и мечтал увидеть. Его потрясли белостенные храмы Новгорода с золотыми куполами в лазоревом небе, полумрак помещений, освещённый мерцанием восковых свечей, стройное, хватающее за душу церковное пение. Решение пришло само: вернувшись на корабль, Прокопий отписал капитану и его команде оставшееся имущество, а утором раздал деньги нуждающимся новгородца, принял православие и вступил в новгородскую обитель иноком.
Но в обитель стали приходить любопытствующие, чтобы посмотреть на чудака. Их речи смущали Прокопия. И, избегая известности, он тайком ушёл из обители. Путь его лежал на восток. Он был труден и опасен. Ему приходилось переплывать бурлящие реки, вязнуть в болотах, пробираться сквозь чащу тайги. Однажды уставший Прокопий присел на пень, чтобы отдохнуть и перекусить милостыней. Он бережно развернул тряпицу с ломтем хлеба, но тут из чащи вышла волчица. Взгляд её был настолько выразительным. А сама она выглядела измученной и истерзанной, что Прокопий протянул ей ломоть. Волчица схватила хлеб и скрылась в кустах.
Прокопий поселился в Устюге. Никто его здесь не знал. Он был для всех простым нищим, пришедшим неизвестно откуда. Прокопий принял на себя подвиг юродства во Христе, что тогда ещё не было известно на Руси. Он стал первым русским блаженным. В грязной одежде, с босыми ногами, посиневшими от холода, со спутанными волосами, ходил Прокопий с тремя клюками, возбуждая у одних жалость, а у других насмешки. Но он всегда молился за своих обидчиков. За свою крепкую веру блаженный Прокопий получил от Господа дар прозорливости. Одни стали замечать, что если Прокопий держит клюшки крюками вверх, то год будет урожайным. А если вниз – готовься к голоду и мору. И это не единственное предсказание Прокопия.
Ознакомьтесь с другими фактами прозорливости Прокопия, выполнив задание № 2. Прочтите его на слайде.
Работа детей с текстовыми материалами о предсказаниях Прокопия.
– О каком предсказании рассказывает этот слайд? (Ответы детей.)
– А какое деяние сделало Прокопия любимым и почитаемым в Великом Устюге? (Ответы детей.)
– За что обычно Русская Православная Церковь причисляет верующих к лику святых? (Ответы детей.)
– А можно ли было причислить блаженного Прокопия к святым? (Ответы детей.)
– Умер Прокопий в 1303 году. А в 1547 году на Церковном Соборе он был причислен к лику русских святых. Догадались ли вы, какой город носит имя этого святого? (Ответы детей, учитель крепит на доску карту города Прокопьевска и табличку с наименованием города.)
– А теперь перенесёмся на несколько сот лет вперёд.
Работа со слайдовым рядом.
– 1812 год – Что это за дата? Какое событие произошло в истории нашей Родины? (Ответы детей.)
Свой вклад в борьбу с врагом внесли жители села Прокопьевского. Служить в армии по тем законам они не могли, служили только рекруты. В ополчение тоже нельзя было вступить, так как война шла не на их территории. Но для вооружения русской армии жители села Прокопьевского собрали 3 376 рублей. Для сравнения: корова стоила 10 рублей, лошадь – 12. Как вы думаете, большая это была сумма?
– А эта дата, я думаю, вам всем хорошо известна: 1941-1945 годы. В мае 1943 года в местной газете “Ударник Кузбасса” была опубликована благодарственная телеграмма товарища Сталина жителям Прокопьевска, которые для строительства боевых самолётов лётной эскадрильи “Шахтёр Кузбасса” собрали 9 миллионов 445 тысяч 800 рублей. О каких нравственных качествах жителей говорят нам эти факты? (Ответы детей.)
– В 1981 году город-труженик за свой огромный вклад в развитие экономики государства был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Наш город удостоен одного ордена, а Кемеровская область награждена двумя орденами – Ленина. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.) Такую высокую оценку, согласитесь, нужно было заслужить, и нам, жителям Прокопьевска, есть чем гордиться.
Чтобы в этом убедиться, давайте совершим заочную экскурсию по нашему городу.
Слайд-фильм.
– Ребята, красивый у нас город? Красивым его делают люди. Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родному городу, краю, Родине? (Дети называют нравственные качества, учитель крепит на доске таблички с указанием данных качеств.)
– Все эти качества воспитываются в семье, и объединяет их такое понятие, как духовность. (Учитель крепит в центр табличку с указанием данного слова.) Многие из вас в будущем создадут семьи. И от того, какими они будут, зависит будущее нашего города, носящего имя святого Прокопия.
5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
– Вот и состоялось, мои новые друзья, ваше введение в Прокопьевскведение. Наш город, как и многие другие, – это не просто место обитания, внешнее сооружение, а то, что созидается, вырастает внутри каждого из нас. Это наш внутренний, духовный мир. И каждый из нас может сделать его прекрасным, гармоничным и светлым. Но для этого нужно уметь над собой работать, уметь чувствовать, слышать, видеть, понимать. Это труд, но труд, дающий счастье познания. И пусть поможет вам в этом труде святой Прокопий. (Учитель дарит на память закладки и буклетики с изображением святого.)
6. Рефлексия.
– У вас на столах смайлики. Оцените с их помощью свою работу на занятии. Спасибо. А теперь дайте оценку и моему труду.