Цели:
- Познакомить с историей появления дымковской игрушки, с техникой ее изготовления. Научить приемам лепки народной игрушки. Познакомить с игрушкой-свистулькой, древним народным музыкальным инструментом;
- Выполнить лепку, показав пластичность передачи движений в лепке;
- Развивать эстетический вкус воспитанников, их внимание, память, способность анализировать и обобщать, проявлять творческие способности;
- Воспитывать любовь к искусству наших предков, эстетический вкус.
Оборудование: плакаты с изображением дымковской игрушки, дымковские игрушки-свистульки, проигрыватель, записи-пластинки русской народной песни “Вальс-шутка”, “Камаринские”, “Барыня”, “Пойду ль я”, мини-выставка дымковских игрушек, репродукция картины Б.М. Кустодиева “На ярмарке”, 2 костюма скоморохов, глина, стеки, поворотные круги, все принадлежности для лепки, схемы лепки.
Тип урока: интегрированный, комбинированный, для 10го года обучения.
Ход урока
Приветствие
Уважаемые коллеги! Добрый день, ребята! Мы очень рады вас приветствовать в нашем творческом объединении “Скульптура”.
Ребята, сегодня мы познакомимся:
– с историей дымковской игрушки;
– с техникой ее изготовления;
– познакомимся с древним музыкальным
инструментом, какой была дымковская игрушка.
А пока перенесемся с вами в далекие времена. Перед нами древний город: Киев, Новгород, Казань или Москва. Торговые ряды… А вокруг люди бойко предлагают свой товар: горшки, сбрую, оружие. Многолюдными были базары и ярмарки в те времена. Сегодня они показались бы великолепным зрелищем, где все жило одной неуемной жизнью, деловой и одновременно праздничной. Веселым праздником вливалась в жизнь народа пестрая и шумная ярмарка. Принаряженная толпа, ярко раскрашенные ярмарочные вывески, горы всякой снеди из разного товара никого не оставляли равнодушным, тем более художника. Посмотрите, как прекрасно отобразил ее в своей картине художник Б.М. Кустодиев “На ярмарке”. На картине изображены торговые ряды в начале века и русский люд в традиционных для той поры костюмах, картузах, лаптях и сапогах, все с покупками.
– Скажите, ребята, что же обычно покупали на ярмарке в то время?
Ответы детей (сапоги, валенки, грабли, игрушки…).
Картина Б.М. Кустодиева “Ярмарка” – замечательное историческое свидетельство русского быта и традиций XX века. И в самом деле, было чему подивиться, чего только не привозили на ярмарку. Здесь можно было увидеть и выступление бродячего цирка с заморскими зверями и развлекательные клоунады, пантомимы. Услышать заунывного шарманщика и рядом веселого гармониста-исполнителя сатирических куплетов, задорных частушек, и конечно, не обходилось без театра “Петрушки”. И среди всей этой шумной разноголосицы слышались зазывные голоса продавцов и разносчиков игрушек.
Ученики, одетые в костюм скоморохов:
Лариса:
Ай да, кукла,
Ай да, Милаша
Лера:
Неслыханное чудо,
Невиданное диво!
Анюта:
Наша хата
Успехом богата.
Гуля:
Расчески-гребешки,
Свистульки-петушки.
Педагог (продолжает): особенное оживление было около игрушек. Их продавали в магазинах и лавках в наскоро сколоченных палатках, и прямо с открытых лотков. Умели продавцы и разносчики игрушек показать свой товар. Выставляли на прилавок самые смешные и забавные игрушки с веселыми поговорками и прибаутками предлагали их любопытному покупателю.
Ученики, одетые в костюмы скоморохов:
Лера:
Купи, мамаша,
Купи-ка, папаша.
Лариса:
Деточка-то ваша
С этой игрушкой
Пусть поиграет.
Лера: Повеселится, повеселится, порезвится.
Педагог (продолжает): Разве не остановится прохожий, услышав такую интригующую рекламу? непременно пройдет, посмотрит, прикинет, и, глядишь, купит игрушку-подарок с ярмарки. Если не своим ребятам, то другим будет радость, “на доброе здравие”.
А теперь представим село, где рождалось и готовилось это чудо. По всей России были разбросаны очаги гончарного дела, где наравне с глиняной посудой изготовлялись глиняные игрушки, и одной из них была дымковская игрушка. Произошла она от названия бывшей слободы Дымково (близ города Кирова), что расположена на берегу реки Вятки. По утрам слобода подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название Дымково слобода получила из-за этого. Возникновение дымковской игрушки относится к XV–XVI вв. Часть исследователей связывают изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой и “свистуньей” или “свистопляской”, некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки).
Пробуждение природы, примет птиц, надежды на будущий урожай – все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Яркая, сверкающая позолотой, она невольно заставляет любоваться своим нарядом.
– Ребята, первоначально дымковская игрушка не была такой, какой мы все ее видим сейчас. Она была обыкновенной игрушкой-свистулькой. (Показать детям, раздать игрушки. Предложить посвистеть).
– На этих свистульках можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Кроме того, свистульки очень часто использовались в ансамбле, т.е. в сочетании с другими музыкальными инструментами: пастушескими рожками, свирелью, жалейками.
– Послушайте русскую народную мелодию “Пойду ль я”. (Прослушивание музыкального фрагмента).
Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготавливаемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из “старины глубокой”. Очень часто в дымковской игрушке встречается изображение музыкальных инструментов: гармони и балалайки. Именно вятские гармони (наряду с Тульскими) нам сейчас хорошо известны. Эти два инструмента были особенно любимы простым народом, и поэтому очень часто изображаются. Гармоника устойчиво держала строй, ее не нужно было настраивать. Она была очень удобной, компактной и транспортабельной. Обладала гармоника и большим громким звучанием, что позволяло играть на открытом воздухе. Игру на ней мог освоить любой человек. К тому же она была очень дешевой. А балалайка тоже была нехитра в изготовлении. “На профессиональном инструменте должна быть и профессиональная игра, а на балалайке можно было “балабонитиь”: вот где коренится название “балалайка”.
– Сейчас вы прослушаете русский народный танец “Камаринская” в исполнении оркестра русских народных инструментов (прослушивание фрагмента).
– Какими музыкальными инструментами исполняется тема “Камаринской”?
Дети (отвечают): балалайка, гармошка, рожки).
– А сейчас прослушайте, как этот танец звучит в другом исполнении (прослушивание фрагмента).
– На каком музыкальном инструменте исполняется?
Дети (отвечают): баян.
– Верно, ребята. В настоящее время дымковская игрушка продолжает радовать своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковский сохраняется благодаря дымковским мастерицам.
Физкультминутка
– Ребята, вы, наверное, устали?
– Ну, тогда все дружно встали.
– Ножками потопали,
– Ручками похлопали.
– Покрутились, повертелись
– И за парты все уселись.
– Глазки крепко закрываем,
– Дружно до пяти считаем.
– Открываем, поморгаем,
– И работать продолжаем.
– Итак, ребята, мы побывали с вами на веселой ярмарке, где продавались эти игрушки. Представили село, где родилась дымковская игрушка, а теперь поговорим о самом главном – о Мастере “Золотые руки” и о том, как рождалось это чудо, и почему так расписана эта игрушка.
– Подойдите все, ребята, к этой выставке глиняных игрушек.
(Рассматривание игрушек.)
– Узнали этого персонажа? Из какой сказки?
“Емеля на печи” – это сказочный сюжет. Беспечный, удалой, Емеля едет на печи, сидя верхом, как на коне. Распевает песни, играет на балалайке. Создан очень запоминающийся по своей характеристике образ: крестьянский парень в красной рубахе, в синих полосатых штанах, в лаптях, в зеленом картузе. Он был обрисован мастером-игрушечником с большой симпатией за его добродушный нрав, веселый неунывающий характер.
Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Таким экзотическим кажется обычный петух. Его хвост превратился в прекрасный веер, разрисованный узорами. Красивый гребень, как причудливый цветок, красная позолоченная бородка украшает длиннющую шею. Крылья свисают по бокам, так же как и хвост украшены цветным орнаментом и волнистым рельефом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется именно в таких образах живописной дымковской игрушки.
“Дама с собачкой”, “Дама с ребенком” – типичные персонажи дымковской игрушки. Их силуэты и формы обобщены. Чопорность и важность дам хорошо запоминаются. Их пышные юбки украшены яркими узорами. На головах – шляпы с цветком или высокие кокошники с розой, волосы заплетены в косы, а потом в затейливые калачики, щеки нарумянены. В обрисовке этих дам присутствуют праздничность, нарядность, а также юмор, и, даже насмешка. Особенно привлекательна их цветовая гамма.
– Ребята, расскажите, какими узорами и
орнаментом расписаны игрушки?
– Какими красками пользуются мастера в росписи
дымковских игрушек?
Ответы детей (точки, круги большие и маленькие, волнистые линии, клетки). Цвет – яркий, по белому фону юбки используется орнамент, кофта – желтая или красная.
– Верно, ребята, рисунки даны крупным планом, поэтому хорошо запоминаются. Промысел глиняной дымковской игрушки сохраняется до сих пор, хотя с течением времени сложились определенные приемы лепки и росписи игрушки, свой художественный стиль. Игрушки изготавливали из местной глины, обжигали в обыкновенной русской печке, а затем ярко расписывали. По белому фону мастерицы “разбрасывали” круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Кроме того, игрушки были украшены сусальным золотом и поталью. Это придавало им праздничный вид и привлекало внимание не только детей, но и взрослых.
Настя:
Привезли мы глину с дальнего пруда,
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
И слеплю по шадучику, я ее поглажу.
И седельце с бахромой на спине прилажу.
Лера:
Слепим, высушим – и в печь,
А потом распишем,
Будем мы игрушки печь, печка жаром пышет.
Женя:
А в печи не калачи, а в печи –
Не куличи, ни пышки, не ватрушки,
В печи – игрушки.
Анюта:
Не кастрюли чугунные, а лошадок табуны.
За лошадками козел из печи –
И прыг на стол.
Лариса:
Вылезай скорей, медведь,
В печке можно угореть.
Идимох: Распишу я утушку разными цветами, свищет моя утушка разными ладами.
Аня:
Модница, нарядница,
Вы куда идете?
С бантиком и сумочкой,
Глиняная тетя.
Ира:
Посмотрите, каковы
И нарядны и новы,
Расписные сани.
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами,
Козел “золотые рожки”,
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки.
Перерыв: 5–7 мин.
– А сейчас, ребята, вам предстоит возможность
слепить дымковскую игрушку-барыню.
– Предлагаю вам побывать в роли Дымковских
мастеров. Перед вами лежит глина. Прежде чем
лепить, вспомним некоторые правила-советы по
лепке из глины.
Дети называют правила:
- закатать рукава, размять глину;
- лепить только на подкладной доске;
- смачивание рук и частей глины по мере надобности;
- поворачивать модель со всех сторон, пользуясь поворотным кругом;
- прорабатывать детали стекой;
- хорошо скреплять детали, смачивая их предварительно водой и хорошо прикладывая.
– Ребята, с чего начнете лепить?
– Верно, с самого большого – с юбки барышни.
– Как разделить глину?
– Как будете лепить? (По частям или из целого
куска.)
– Чтобы слепить куклу, надо поделить глину на два
неравных куска.
Из большого куска сделать конус, отжать голову, шею и тонкое туловище, до талии, а затем работать над подолом платья (пустотой внутри).
Затем начинаем работать с остаточным куском глины. Делим его на три части. Из двух частей лепим руки и присоединяем из остальной детали одежды и украшений.
Еще раз уточнить у детей:
– С чего начнете лепить?
– Как разделить глину?
Желающим ребятам предложить схемы лепки барышни.
– Приступайте к работе.
Роком звучит “Барыня” в исполнении оркестра русских народных инструментов. Индивидуальная работа затрудняющимся детям.
– Слепили своих барынь?
– Посмотрите на них, все ли они похожи друг на
друга? Как их различать?
– Подумайте, с чем ваша барыня пойдет гулять.
Может, она пойдет гулять… с животными, книгой, с
ребенком и т.д.
– Подумайте и закончите свою работу.
Анализ
– А теперь давайте посмотрим, какие вы смастерили игрушки.
Критерии оценки
– Правильность техники лепки
– Аккуратность
– Творческие находки
Каждый ученик рассказывает о своей лепной композиции. Небольшой рассказ.
Итог занятия
– О чем мы сегодня говорили на уроке? (О
Дымковской игрушке, о свистульке, о музыкальных
инструментах.)
– Как называется игрушка, которую вы сегодня
лепили? (Дымковская.)
– Почему их так называли? (В честь Дымковской
слободы.)
– Одинаковы ли эти игрушки? (Нет.)
– Правильно, ребята, не одинаковы.
– Каждая игрушка самобытна и неповторима. В этом
и состоит ее уникальная ценность.