Эмоциональные методы мотивации и стимулирования в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении младших школьников играют эмоциональные методы мотивации и стимулирования. (Приложение  Слайд 1).

К ним относятся: (Слайд 2.)

– поощрение и порицание;
– учебно-познавательные игры – создание ситуации успеха;
– стимулирующее оценивание;
– свободный выбор заданий;
– удовлетворение желания быть значимой личностью.

Методы поощрения и порицания давно используют в учебно-воспитательной практике. К ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.

Круг поощрений в школе весьма разнообразен.

Виды поощрений: (Слайд 3.)

– одобрение;
– похвала;
– подбадривание;
– доверие;
– доброжелательно-требовательная манера;
– выставление повышенной оценки;
– награждение.

Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.

Виды порицаний: (Слайд 4.)

– замечание (указание на недостатки);
– осуждение;
– ограничение в правах (лишение удовольствия);
– лишение доверия;
– выговор (строгое замечание).

Надо помнить, что эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях. Учитель должен быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать.

Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогут учебно-познавательные игры. По меткому замечанию А.С. Макаренко, игра для ребёнка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе. Игра выступает, как мотив радости в учении. По характеру педагогического процесса Герман Константинович Селевко делит следующим образом:

Педагогические игры: (Слайд 5.)

– обучающие, тренировочные;
– контролирующие, обобщающие;
– познавательные, развивающие, творческие;
– коммуникативные, психологические.

В основном, на практике используются словесно-дидактические игры. Они построены на словах и действиях играющих. Ценны игры с предметами, игрушками, а также настольно-печатные игры. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности.

Включение школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.

Наглядно-образные представления: (Слайд 6.)

– коллекции, наглядные пособия;
– опыты;
– таблицы, схемы;
– репродукции картин;
– учебные фильмы;
– ИКТ.

Это наглядный показ коллекций различных предметов, материалов, наглядных пособий и опытов, демонстрация предметов, схем и таблиц, картин, специальных учебных фильмов, использование информационных компьютерных технологий. Каждая демонстрация сочетается с методом наблюдения. А приёмы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысление, повышают прочность запоминания материала. Вы не сможете ничего добиться, пока у Вас не будет чего-то захватывающего.

При создании ситуации успеха необходимо вспомнить ряд заповедей, которые сформулировал В. А. Сухомлинский

Заповеди ситуации успеха. (Слайд 7.)

– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.

Помните: в работе, ориентированной на детей, есть только один ключ к успеху – ДОВЕРИЕ.

При проверке знаний учащихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний – это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. Важно также, чтобы каждый учитель во время оценивания создавал атмocфepу творчества и доброжелательности. В дидактике сформулированы правила оценки ЗУНов (Слайд 8). Например, критерии оценки на каждом уроке представлены в таблицах. Знакомясь с критериями оценки, следует рассказать учащимся о требованиях к ним, показать на примере отличных ответов. При оценке обязательным является анализ ответа и указание, на что надо обратить внимание при повторении материала. Необходимо поощрение школьников при оценке. Например, значки отличия. Не следует поощрять одних и тех же. Главное – это справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.

Школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго регламентированы. Между тем ещё Ш.А. Амонашвили отмечал, что проблема заключается в том, чтобы школьник предложенную педагогически необходимую учебную задачу принимал как свободно выбранную. Одним из важнейших компонентов свободного выбора является самостоятельная постановка цели деятельности. Создание ситуации свободного выбора может служить одним из средств развития у школьников способности к свободной постановке учебных целей. Предметом выбора является неконечная цель, а набор промежуточных целей. В результате переход от одной темы к другой приобретает статус значимого действия. Такая работа приносит учащимся большое удовлетворение, т.к. постановка учебной задачи ими осознана, а это служит необходимой предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения учебной деятельности.

И наконец, основная задача учителя создать такие условия, чтобы труд ученика стал источником умственного удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна, надо искать мотив радости в самом процессе обучения, т. е. в учебной деятельности. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их, однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы собственного роста, собственного совершенствования направленные на удовлетворение желания быть значимой личностью.

И в заключении, могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. (Слайд 9.)